Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Категория: Дипломы
 
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития двигательного творчества дошкольников в подвижных играх 10
1.1. Анализ разработки проблемы двигательного творчества дошкольников в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Подвижные игры как средство развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста 28
1.2.1. Классификация подвижных игр 28
1.2.2. Особенности методики проведения подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста 32
1.2.3. Методика развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх 42
Глава 2. Методы экспериментального исследования развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх 52
2.1. Констатирующий эксперимент 52
2.2. Формирующий эксперимент 63
2.3. Контрольный эксперимент 73
Заключение 78
Список литературы 81
Приложение 1. Описание подвижных игр, используемых в работе с детьми третьего и четвертого года жизни 85
Приложение 2. Мероприятия для дошкольников на основе подвижных игр 88

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития двигательного творчества детей.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова, считают, что все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми.
Двигательное творчество влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников, порождает комплекс неполноценности, неуверенность в своих возможностях. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.
В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. П.Ф. Лесгафт считал, что использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.
Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным).
В.В. Гориневский большое значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре.
Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизирующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Значительную роль в результативности творческой игры Е.А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, И.Н. Поддьяковым и другими.
На современном этапе проблемы физического воспитания рассматриваются доктором психологических наук В.Т.Кудрявцевым и кандидатом педагогических наук Б.Б. Егоровым. Они считают, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие двигательной активности, ни, тем более, развитие двигательного творчества дошкольников. Как то, так и другое протекают стихийно, вне и помимо специально организованного педагогического процесса.
В семье и детском саду мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети панически боятся ошибиться при выполнении того или иного задания. В ряде случаев стоит огромного труда «расковать» мышление детей - освободить его от готовых схем, сделать гибким и подвижным, способным следовать всем «изгибам» обследуемого объекта. Мы часто преуменьшаем в этом отношении возможности детей. Однако, в ряде случаен мы не учитываем меру трансформации ими полученных знаний и способов деятельности, меру их перестройки и развитие. Детское экспериментирование носит, как правило, креативный характер и стимулирует формирование креативной направленности личности ребенка. В структуре его личности ведущую роль начинает играть активно наступательная позиция маленького исследователя, экспериментатора, положительно влияющая на развитие психики и двигательной сферы ребенка.
Таким образом, двигательное творчество представляет широкие возможности для расширения и обогащения двигательного опыта детей и служит эффективным средством воспитания дошкольников, но педагоги не в полной мере используют его возможности и не всегда умею методически грамотно руководить развитием двигательного творчества детей.
Цель исследования: выявить условия эффективного развития двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх.
Объект исследования: двигательное творчество детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития двигательного творчества детей в подвижных играх.
Гипотеза: Эффективное развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх возможно если:
а) Работа по развитию двигательного творчества будет строиться поэтапно с использованием разнообразных форм, методов и средств.
б) Дети среднего дошкольного возраста обладают достаточным двигательным опытом.
в) Организуется совместная деятельность педагогов и родителей по развитию двигательного творчества.
При работе над данной темой были определены основные задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить и обосновать педагогические условия развития двигательного творчества дошкольников в подвижных играх.
3. Разработать методику развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной методики.
Теоретической и методологической основой явились:
 исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры (Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков и др.);
 концепции интеллектуального и творческого развития ребенка в двигательной деятельности (Л.Д.Глазырина);
 концепции по проблемам воспитания грациозности и выразительности движений ребенка (В.В.Гориневскнй, Е.А.Аркина, Н.А.Метлова и др.);
 так же концепция творческого развития ребенка в двигательной деятельности. (Э.Я.Степаненкова, А.В.Кенеман, Л.Д.Глазырина.);
 идеи развивающей педагогики оздоровления (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров).
Методы исследования:
1. Теоретические.
- анализ, обобщение, систематизация психолого-педагогической литературы;
- интерпретация литературных источников.
2. Эмпирические:
- педагогический эксперимент;
- наблюдение;
- беседы;
- тестирование.
Экспериментальная база и этапы научного исследования:
Предложенная нами система работы была апробирована в городе Березовском, в МДОУ № 17 «Ручеек» с детьми среднего дошкольного возраста.
Научное исследование осуществлялось в три этапа: На I этане, изучение и обобщение соответствующей научной, учебной методической, психолого-педагогической литературы по проблеме развития двигательного творчества в подвижной игре. В результате был оформлен научный аппарат исследования и, осуществлялось первичное выдвижение и осмысление гипотезы.
На II этапе, проведение педагогического эксперимента, представленного констатирующим, формирующим и контрольным этапами работы. На III этапе, обобщение и интерпретация теоретических и практических результатов исследования, формирование выводов, выявление научной и практической ценности.
Теоретическая значимость и научная новизна:
1. В исследовании проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам физического развития детей, их двигательного творчества, интереса к подвижной игре.
2. Выявлены условия развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх (поэтапное развитие двигательного творчества детей с использованием разнообразных форм, методов и средств; наличие у детей достаточного двигательного опыта; организация совместной деятельности педагогов и родителей по развитию двигательного творчества дошкольников).
3. Разработана методика развития двигательного творчества у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
Практическая ценность исследования:
1. Разработана и предложена педагогам методика для развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
2. Созданы рекомендации для педагогов по развитию двигательного творчества дошкольников.
3. Разработаны занятия, сценарии спортивных праздников и развлечений, способствующих развитию двигательного творчества детей, которые могут использоваться в других дошкольных общеобразовательных учреждениях.
На защиту выносится:
1. Педагогические условия (развитие двигательного творчества осуществляется поэтапно; используются разнообразные формы, методы и средства, дети среднего дошкольного возраст обладают достаточным двигательным опытом, организуется совместная деятельность педагогов и родителей).
2. Методика работы по развит по двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
3. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность проделанной работы.
Структура квалификационного исследования такова: работа включает ведение, две главы, список литературы и заключение, подтверждением экспериментальной работы является приложение.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, сформулированы цель, задачи исследования, научная гипотеза, определены объект и предмет, обоснованна научная и практическая ценность работы.
Основная часть содержит две главы.
Первая глава посвящена описанию психолого-педагогического аспекта проблемы. Представлены анализ литературы, характеристика развития двигательного творчества дошкольников в подвижной игре.
Вторая глава - это описание экспериментальной работы. В ней представлены результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, описаны ход и итоги формирующего эксперимента, проводимого с детьми среднего дошкольного возраста.
В заключении подведен итог работы, сделаны выводы, составлены рекомендации для практических работников дошкольного образования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1. Анализ разработки проблемы двигательного творчества дошкольников в психолого-педагогической литературе
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли дви¬жений для физического и психического развития ребен¬ка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.
Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский писал, что «каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в даль¬нейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь не¬значительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, ко¬торый заложен в нашу организацию» .
Действительно, невозможно представить здорового ре¬бенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитан¬ников детских садов, не говоря о школьниках. Не слу¬чайно в последние годы одной из главных тем большин¬ства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом сто¬летии физической нагрузки. По этому поводу в медицин¬ской литературе используется обобщенный термин «гипо¬кинезия» (от греч. hypo — сниженный и kinesis — движе¬ние), который включает весь комплекс симптомов, разви¬вающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой систе¬ме, снижается газообмен, значительно ухудшается само¬чувствие, нарушается сон и др. .
У взрослых людей мышцы составляют почти половину общей массы тела. Развитая мышечная система — свидетельство хоро¬шего состояния здоровья человека. Сокращение мышц при вы¬полнении физических упражнений — сложный физико-химический процесс, сопровождающийся образованием тепла. Кровь прино¬сит к мышцам кислород и питательные вещества, которые при распаде выделяют энергию, в частности тепловую. Работающая мышца требует повышенного поступления питательных веществ и кислорода, усиливается выделение продуктов распада из нее. Под действием физических упражнений в мышцах почти в 10 раз увеличивается количество функционирующих мелких сосудов — капилляров.
В организме, находящемся в состоянии покоя, циркулирует не вся кровь, а лишь 55—75 % ее, остальная часть депонируется в органах и тканях — селезенке, печени, коже и др. При мышечной работе количество циркулирующей крови значительно возрастает, что приводит к улучшению обмена веществ. Мышца, находящая¬ся долгое время в бездеятельном состоянии, становится дряблой, так как снижается ее растяжимость и упругость, ухудшается пи¬тание, уменьшается объем и сила сокращения.
Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-дви¬гательный аппарат ребенка. Кости начинают лучше расти и ста¬новятся более прочными, замещение хряща плотной костной тканью происходит без отклонений. Во время движений к костям и суставам поступает больше крови и лимфы, что также улуч¬шает их работу.
Работающей мышце нужно большее коли¬чество кислорода и питательных веществ, чем мышце, находящей¬ся в покое. Это достигается учащением сердечных сокращений и увеличением количества крови, выбрасываемой сердцем в сосу¬ды при каждом сокращении. При правильно проводимых занятиях физкультурой и спортом сердце приспосабливается к вы¬полнению физических нагрузок, становится более выносливым и может выдержать значительные напряжения, при этом мышца его постепенно утолщается, что увеличивает силу сердечных сокра¬щений. Объем циркулирующей в организме крови возрастает, ускоряется также ток ее в сосудах .
С помощью органов дыхания в организм поступает кислород и удаляется образовавшаяся в тканях углекислота. В зависимости от потреб¬ностей организма работа дыхательного аппарата может увели¬чиваться или уменьшаться.
Занятия физкультурой и спортом хорошо развивают и укреп¬ляют органы дыхания. Дыхание становится более глубоким и рит¬мичным, укрепляются дыхательные мышцы. Это способствует нормальному развитию грудной клетки. При хорошей работе ды¬хательного аппарата улучшаются процессы окисления, усилива¬ется вентиляция легких, а частота дыханий уменьшается, что приводит к более экономичной работе дыхательной мускулатуры. Одновременно возрастает подвижность грудной клетки и диаф¬рагмы, в результате чего увеличивается объем легких, участвую¬щий в процессе газообмена. Сама их ткань становится более эла¬стичной, легочное кровообращение улучшается, а этим облегча¬ется работа сердца.
Усиление обменных процессов в организме при физических нагрузках вызывает необходимость в увеличенном потреблении продуктов питания и воды. В желудочно-кишечном тракте при этом повышается соковыделение, улучшаются перистальтика (дви¬жение, вызываемое сокращением мышц кишок), всасывание и усвоение питательных веществ, а также работа органов выделе¬ния. Физические упражнения укрепляют мускулатуру передней стенки живота (брюшной пресс), играющей большую роль в дея¬тельности кишечника.
Во время занятий физической культурой кровь из внутренних органов, в том числе из органов пищеварения, притекает к рабо¬тающим мышцам, увеличивая объем крови, участвующей в обме¬не веществ. Деятельность пищеварительных желез во время вы¬полнения физических упражнений понижается и усиливается лишь через 30—60 минут после их окончания. Поэтому режим дня па-до строить таким образом, чтобы занятия физкультурой или спортом заканчивались за час до приема пищи.
У детей, регулярно занимающихся физкультурой или спортом, улучшается аппетит, стимулируется деятельность пищеварительных желез.
К органам выделения относятся потовые железы кожи, лег¬кие, кишечник и почки. Мышечная работа, усиливая кровоток в почках, способствует более полному выведению из организма продуктов распада. При значительной физической работе пото¬вые железы функционируют более интенсивно, чем снижается нагрузка на почки, поэтому после выполнения физических упражнений обязательны водные процедуры .
По словам велико¬го французского мыслителя Ж-Ж. Руссо, ходьба и движение спо¬собствуют игре мозга и работе мысли. Исследования ученых показали, что занятия физкультурой и спортом улучшают крово¬снабжение мозга, обеспечивают более надежную работу его. Мозг, масса которого в среднем составляет около 1500 г, потреб¬ляет пятую часть кислорода, поступающего в организм. Запасы кислорода можно основательно пополнить лишь во время заня¬тий физической культурой и лучше на свежем воздухе.
При выполнении физических упражнений в организме возни¬кает большое количество условно-рефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом. Мышечная работа при этом благотворно влияет на центральную нервную систему, улучшает ее деятельность. От мышц разных органов идут импульсы в мозг, образуются новые сочетания, вырабатываются новые условные рефлексы. В резуль¬тате регулярных занятий физкультурой начинают слаженнее ра¬ботать все взаимосвязанные органы и системы.
Таким образом, движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют двигательный аппа¬рат. Двигательные акты обслуживаются систе¬мами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это тре¬бует взаимной согласованности в работе всех физиологиче¬ских систем, что зависит от соответствующей нервной регу¬ляции .
Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог И. М. Сеченов писал, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы .
Данные физиологии говорят, что там, где двигательный анализатор находится в неблагоприятных условиях, задержи¬вается и общее развитие высшей нервной деятельности.
В результате систематической тренировки ни одна система не останется без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и особенно в период формирования их и наибольшей пластичности. Изменения касаются не только формы, по и функции.
Важнейшим из функциональных изменений является из¬менение характера нервных процессов возбуждения и тор¬можения. Основные свойства этих процессов: сила, уравно¬вешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для работоспособности, так как при своевременной смене возбуждения торможением работоспособность нервных клеток восстанавливается.
В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движе¬ния являются для них основным источником радости, а ра¬дость играет большую роль для состояния сердечно-сосуди¬стой системы.
Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо¬приятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда такие выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д. или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков; каждое «чув¬ствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное согла¬сование между чувствованиями и сердечной деятельностью» .
О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показа¬но наличие прямой корреляционной связи между харак¬тером двигательной активности и проявлениями восприя¬тия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно предста¬вить следующим образом. Каждый двигательный акт осу¬ществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возмож¬ность приобрести в единицу времени больший объем ин¬формации, что и способствует ускоренному формирова¬нию его психики . Например, установлена взаимозави¬симость двигательной активности и развития речи. Дви¬жения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошколь¬ном возрасте. Двигательная активность увеличивает сло¬варное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.
Таким образом, можно выделить следующие основные моменты в многообразном влиянии двигательной актив¬ности на развивающийся организм: создание энергетиче¬ской основы для роста и развития, деятельности морфо-функциональных систем и благотворное стимулирующее воздействие на формирование психических функций. Эти положения в совокупности обеспечивают и оздоровитель¬ный эффект физических упражнений.
Но не всякие физические упражнения полезны в одинаковой мере, в равной мере укрепляют здоровье. Практика повсе¬местного массового увлечения физической культурой в последние годы и специальные научные исследования поставили на повестку дня проблему «оздоровительной стоимости» физических упражнений. Вот как ее можно коротко изложить .
Физическое развитие человека проявляется в таких основных свойствах, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Каждое из этих свойств способ¬ствует и укреплению здоровья, но не в одинаковой степени. Можно стать очень сильным, используя упраж¬нения тяжелой атлетики. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, можно стать очень ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при этом не сфор¬мируется достаточная устойчивость, невосприимчивость к болезнетворным воздействиям. Известны случаи, когда высококлассные тяжелоатлеты или гимнасты, или бегу¬ны-спринтеры не участвовали в соревнованиях из-за... простуды!
При воспитании только этих качеств невозможно так¬же эффективно решить проблему профилактики таких серьезных заболеваний, как болезни сердечно-сосудистой системы, представляющие собой основную причину смерт¬ности людей среднего и пожилого возраста во многих стра¬нах, включая и Россию. Имеются данные о том, что первона¬чальные причины многих сердечно-сосудистых расст¬ройств, в частности такой основной и тяжелой патологии, как атеросклероз, следует искать в дошкольном возрасте. Например, недавно выявлена корреляционная зависи¬мость между высоким уровнем холестерина в крови у некоторых детей дошкольного возраста и развитием атеросклеротических процессов в среднем возрасте.
Таким образом, для эффективной профилактики мас¬совых респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний необходимо совершенствовать в первую очередь такое физическое качество, как выносливость. Именно выносли¬вость в сочетании с закаливанием обеспечивает формиро¬вание механизмов эффективной неспецифической профи¬лактики этих заболеваний.
Какие же упражнения способствуют повышению выно¬сливости, достижению ее высокого уровня? Такой резуль¬тат можно получить при преимущественном использова¬нии циклических, т. е. длительных повторяющихся равно¬мерных нагрузок в виде медленного бега и прыжков.
О пользе бега для укрепления здоровья взрослых лю¬дей имеется обширная литература. Однако она посвяще¬на в основном благотворному влиянию нагрузок при беге на деятельность сердца и дыхания. За последнее время получены новые и пока еще малоизвестные данные. По¬казано, что бег способствует улучшению кровообращения во внутренних органах, включая головной мозг. Послед¬нее особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую питательную базу для психической деятельности. Положительные изменения наблюдаются у любителей оздоро¬вительного бега и в системе микроциркуляции, т. е. кровотока в сосудах малого калибра — артериолах, венулах, капиллярах. Этот отдел сосудистой системы, общая длина которого у каждого человека превышает десятки тысяч километров, играет очень важную роль в физиоло¬гии и патологии сердечно-сосудистой деятельности, обе¬спечивая обменно-энергетические процессы. Первоначальные патологические изменения развиваются именно в этих сосудах. Систематический рационально организо¬ванный бег улучшает кровоток в них и тем самым пре¬пятствует развитию атеросклеротических нарушений. Основной оздоровительный эффект бега заключается во влиянии на состояние таких важнейших систем, как нервная и эндокринная. Установлено его положительное влияние на все психические функции — от восприятия до творческого мышления . Удивительно благотворное воздействие бега на железы внутренней секреции, в чем, по-видимому, проявляется «омолаживающий» эффект бего¬вых упражнений, когда любители оздоровительного бега после нескольких лет занятий по показателям физическо¬го и психического здоровья ни в чем не уступают людям среднего и даже молодого возраста. Именно у занимаю¬щихся бегом было выявлено наибольшее увеличение в тканях мозга нейропептидов-эндорфинов и энкефалинов, способствующих возникновению положительных эмоций, повышающих физическую и умственную работоспособ¬ность и улучшающих сон.
В нашем многолетнем опыте и в интересных работах В. Г. Фролова (1977), Е. Н. Вавиловой (1983) и других специалистов по физическому воспитанию детей до¬школьного возраста доказана возможность, целесообразность и оздоровительная эффективность использования вначале элементов, затем и полноценных, но не очень продолжительных комплексов беговых нагрузок в мед¬ленном темпе (скорость до 7—8 км/ч) .
Начинать такие упражнения можно уже на 3-м году жизни, чередуя их с ходьбой, прыжками, дыхательной гимнастикой и бросанием мелких предметов. Дистанция первых пробежек не должна превышать 40—50 м. Конеч¬но, проводить их лучше в игровой форме. Важно подчер¬кнуть, что наибольший оздоровительный эффект дают сюжетные игры с длительными беговыми нагрузками. На¬пример, кто-то из взрослых изображает коня, мотороллер, катер и т. д. Для старших дошкольников хорошо вводить в игры элементы спортивного соревнования.
Трудно переоценить значение для здоровья детей таких игр, как всем известные салки, лапта, классики, веревоч¬ка. Много интересных подвижных игр проводятся с мя¬чом, скакалкой и другими предметами. Малышей следует научить играть в «цыплят и наседку», «спящую лису», «найди свой домик» и другие игры, в которых под коман¬ду взрослого дети выполняют разные беговые и прыж¬ковые упражнения, благотворно отражающиеся на их здоровье и общем развитии.
Очень важно, чтобы в играх малышей участвовали взрослые, способные создать вокруг себя атмосферу веселья.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности .
Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой лишней энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии.
Однако оба этих взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка.
Рассмотрим некоторые основные концепции игры, опираясь на научные труды, авторы которых в разные годы и с разной целью изучали игру ребенка (В. Г. Яковлев, 1975; Л. В. Былеева, И. М. Коротков, 1982; Г. А. Волкова, 1983; Л. С. Выroтcкий, 1983; В.Л. Cтpаковская, 1987, 1994; А. В. Кенеман, 1989; 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, 1991; д. М. Мамаев, 1992; Е.А. Покровский, 1994; Э. Майнберг, 1995; В. В. 3еньковский, 1996 и др.).
Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. Если ребенку предложить представить себя тонкой, гибкой березкой, стоящей на пригорке, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается от свежего ласкового ветерка, ребенок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнить движение более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции - умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями .


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Каким образом Вы сдаете зачеты или экзамены в своем вузе?
1) Старательно готовлюсь весь семестр, пытаюсь не пропускать лекционные и практические занятия, читаю научную литературу.
2) Сажусь за учебу в последнюю ночь и стараюсь выучить большинство вопросов
3) Списываю на каждом экзамене или зачете
4) Плачу преподавателям за хорошие оценки

Спонсоры
Копирвальный центр предлагает копирование листов формата а0 срочно, 24 часа.