Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Категория: Курсовые
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Понятие налогового планирования 4
1.2. Сущность статистического балансового метода 6
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей.
Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права можно назвать стержнем налоговой системы. Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из перечисленных методов использует свои формы, способы, приёмы для решения поставленных перед ними задач.
В настоящее время подготовить квалифицированного специалиста по налогообложению достаточно сложно, и это не всегда зависит от желания самого специалиста хорошо учится, ведь само налогообложение постоянно меняется – изменяются условия исчисления налогов и сборов, постоянно издаются новые нормативные документы на разных уровнях власти и т.д. Кроме того, сложно выстроенная система управления налоговыми органами заставляет по-новому рассматривать само налоговое администрирование, определять его функции и задачи развития.
Целью настоящей работы является формирование знаний в области налогового планирования, в частности, с помощью статистического балансового метода.
Задачами работы является изучение теоретических аспектов, а также приобретение практических навыков расчета налоговой нагрузки на основе конкретных данных.
1. Основная часть
1.1. Понятие налогового планирования
Проблема налогового планирования в коммерческой организации существенным образом зависит от состояния бухгалтерского учета, который традиционно служит основой для взаимодействия организации с государственными контролирующими органами.
Особенности нынешнего бухгалтерского учета в современных российских условиях определяются следующими главными обстоятельствами:
• непредсказуемостью поведения дебиторов и кредиторов;
• коммерческой тайной на предприятии;
• жесткой налоговой системой;
• переменчивостью законодательства;
• неустойчивой работой банковской системы;
• использованием вычислительной техники и развитием программного обеспечения и др.
Учитывая все эти и другие факторы, бухгалтеры-аналитики и финансисты должны уметь ставить и решать задачи налогового и финансово-инвестиционного планирования, т. е. анализировать финансово-экономическое состояние предприятия.
Налоговое планирование - одна из главных составляющих частей процесса финансового планирования. В процессе налогового планирования происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту, в зависимости от различных правовых форм ее реализации. При этом встает резонный вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?
Но такая ситуация может таить в себе проблему.
Дело в том, что существует некая усредненная статистическая модель деятельности организации, которая обычно рассчитывается государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности[5;86]. И, стараясь минимизировать налоговые отчисления, необходимо обращать внимание на существующие негласные нормативы сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены. Иначе, при резком их изменении или значительном несоответствии негласным нормативам организация рискует попасть под пристальное внимание налоговых органов или даже подвергнуться внеплановой проверке.
Если организация хочет максимально эффективно использовать льготы, предоставляемые законодательством, то в первую очередь необходимо подготовить и ежемесячно корректировать специальную подборку нормативных правовых актов, федеральных, региональных и местных. Причем сделать ее надо как можно более подробной, поскольку отдельные льготы, которые, казалось бы, и не относятся к области деятельности конкретной организации непосредственно, могут стать для нее так называемыми косвенными льготами (из-за недоработок, неточности, неоднозначности интерпретации наших законов в ряде случаев организация может попасть в число льготников, например, по формальным причинам).
Налоговое планирование может иметь стратегический характер и быть текущим[15;29].
Стратегическое налоговое планирование включает:
обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обязательств;
варианты схем управления финансовыми, документарными и товарными потоками;
сетевой график соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;
обязательную оценку риска различных программ действий, проработку вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
прогноз эффективности применяемых мер. Текущее налоговое планирование — это:
еженедельный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов к ним;
составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;
составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;
прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций и проводимой сделки.
Для этого нужны экспертные правовые системы, которые должны обновляться не реже одного раза в месяц; базы данных по налоговой тематике, которые можно формировать самостоятельно, используя соответствующие СМИ и Интернет; ответы на запросы из ФНС, Министерства финансов и пр.; специальная литература, а также при необходимости, консультации экспертов консалтинговых компаний.
1.2. Сущность статистического балансового метода
В налоговом планировании могут использоваться разные методы: ситуационный метод, а также численные балансовые методы бухгалтерского учета и налогового планирования[4;53]. К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.
Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности.
При статистическом балансовом методе планирования необходимо учесть всевозможные ситуации, чтобы спланировать правильно.
Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.
В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.
При резком изменении или значительном и постоянном несоответствии указанным параметрам существует риск подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.
Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.
Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.
Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.
Суть метода состоит в следующем. Запишем бухгалтерский баланс предприятия с помощью уравнения вида:
,
где
– матрица хозяйственных средств и их источников на текущий момент времени ;
– матрица хозяйственных средств и их источников на предыдущий момент времени ;
– матрица коэффициентов хозяйственных операций текущего момента .
В уравнении порядок равен общему числу счетов, выбранных для бухгалтерского учета. Коэффициенты матрицы A служат составляющими оборотов по дебету и кредиту, связанных бухгалтерскими проводками хозяйственных операций по счетам и . Частный случай уравнения – это аналог оборотно-сальдовой ведомости, который может быть получен путем умножения уравнения на единичный вектор.
К примеру, организация ООО «Сибиряк» ведет деятельность по производству мясной продукции. Цены на продукцию в среднем не выше и не ниже рыночных. При планировании налоговых обязательств ООО «Сибиряк» использовало информацию по отчетности организаций, осуществляющих также производство мясной продукции. В среднем, за год у таких организаций налоговая нагрузка составляет 55%. Для налогового планирования по среднестатистическим данным по отрасли ООО «Сибиряк» сделало оборотно-сальдовый баланс, на основе которого и был проведен анализ и расчет налоговой нагрузки (Таблица 1).
Таблица 1
Средние данные по отрасли в виде оборотно-сальдового баланса, тыс.руб.
№ счета Сальдо на начало периода Обороты по Д-ту Обороты по К-ту Сальдо на конец периода
Д-т К-т Д-т К-т
01 "Основные средства 626 300 0 0 626 300
02 "Амортизация основных средств" 291 300 0 291 300
04 "Нематериальные активы" 26 400 0 26 400
05 "Амортизация НМА" 10 000 10 000
10 "Материалы" 127 700 85 000 0 212 700
19 "НДС по приобретенным ценностям" 68 160 152 200 0 20 360
44 Расходы на продажу 5 000 102 500 79 512 27 988
08 Капитальные вложения" 124 000 124 000
50 "Касса" 8 000 302 800 133 500 177 300
51 "Расчетный счет" 360 000 700 000 639 000 421 000
41 Товары на складах 426 000 250 000 500 000 176 000
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 44 000 339 000 342 200 47 200
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" 1 062 000 700 000 362 000
68 Расчеты по налогам и сборам 29 000 0 197 660 226 660
69.1 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" 18 200 0 12 500 30 700
70 "Расчеты с персоналом труда по оплате труда" 0 12 300 50 000 50 000 12 300
71 "Расчеты с подотчетными лицами" 2 800 90 000 87 800 5 000
80 "Уставный капитал" 675 560 0 0 675 560
83 "Добавочный капитал" 244 000 244 000
99 "Прибыли и убытки" 450 000 450 000
90.1 "Выручка" 1 062 000 1 062 000
90.2 "Себестоимость продаж" 579 512 579 512
90.3 "НДС" 191 160 191 160
90.9 "Прибыли (убытки) от продаж" 291 328 291 328
Итого 1 774 360 1 774 360 4 866 172 4 866 172 2 279 048 2 279 048
Как видно из оборотно-сальдового баланса, заработная плата за год по предприятиям составляет в среднем 50 000 тыс. руб., то есть единый социальный налог составит 13000 тыс. руб. (50000 *26%/100%).
Налог на имущество составляет в среднем по отрасли 7370 тыс.руб. (626300 (первоначальная стоимость основных средств) – 291300 (амортизация основных средств))*2,2% = 7370 тыс. руб.
При прибыли средней по отрасли 291328 тыс. руб., налог на прибыль (упрощенно) составляет 69918 тыс. руб. (291328 тыс.руб. – прибыль за год * 24% / 100%).
Налог на добавленную стоимость составляет в среднем 191 160 тыс. руб., вычеты – 152200 тыс.руб.(по данным баланса). Сумма налога к уплате 191160- 152200 = 38960 тыс. руб.
Таким образом, сумма налоговых обязательств в целом за год составляет 13000 + 7370 + 69918 + 38960 = 129248 тыс. руб. или 44% от полученной прибыли (129248 тыс. руб. / 291328 тыс. руб. *100).
При анализе информации о деятельности других организаций ООО «Сибиряк» запланировало налоговую нагрузку на следующий год 44%.
Данный метод имеет свой значительный недостаток. Во-первых, диапазон применимости данного метода ограничен тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия. Во-вторых, не всегда можно опираться на данные деятельности других организаций, не будучи уверенным в достоверности представленной в балансе информации. К сожалению, в настоящее время до сих пор многие организации видят налоговую оптимизацию в снижении налогов путем сокрытия доходов и применении «серых» схем.
Правильное исчисление налогов, своевременная их уплата в соответствии с законодательно установленными сроками обеспечивает отсутствие претензий со стороны налоговых органов в виде взыскания недоимки, штрафных санкций, пеней и позволяет обозначить такое действие налогоплательщика, как нейтральную налоговую политику. В данном контексте направленность налоговой политики следует понимать как взаимодействие налогоплательщика с государством с точки зрения полноты уплаты в бюджет налоговых платежей и минимизации дополнительных выплат, уменьшающих чистую прибыль предприятия (штрафные санкции и пени). Элементами нейтральной налоговой политики являются налоговый календарь, соответствующие регистры бухгалтерского и налогового учета, документально оформленные положения учетной политики. Содержанию такого направления соответствуют методы, к основным из которых можно отнести:
- постоянный мониторинг нормативно-правовой базы, связанной с налогообложением;
- четкое и правильное (соответствующее законодательству) оформление первичных документов, являющихся информационной основой формирования налоговой базы;
- изучение и освоение действующего налогового законодательства с учетом внесения в него изменений;
- соблюдение сроков сдачи налоговых деклараций.
Данный вид налоговой политики, как правило, свойственен организациям с малым объемом производства, осуществляющим свою деятельность в рамках специальных налоговых режимов, которые в силу своей простоты не дают возможности, и, пожалуй, не определяют необходимости применять сложные схемы налоговой оптимизации. Прежде всего, к таким режимам относятся система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ) и упрощенная система налогообложения в случае выбора налогоплательщиком объекта налогообложения в виде дохода (гл. 26.2 НК РФ). Нейтральная налоговая политика также осуществляется организациями, применяющими способы уклонения от уплаты налогов, не основанные на законе, в той части своей деятельности, которая находит отражение в реальном правовом пространстве. Их действия в данном случае обоснованы наличием альтернативных источников средств для дальнейшего развития, находящихся в области теневой экономики.
Результативность налоговой политики может быть одним из показателей, отражающих эффективность деятельности финансовых служб. В частности, показатели, отражающие деятельность финансовых служб при осуществлении нейтральной налоговой политики, дают возможность оценить работу бухгалтерской службы, профессионализм работников в области бухгалтерского учета и налогообложения.
Эффективность показателей качества осуществления нейтральной налоговой политики представляется возможным оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным следует относить величину штрафных санкций и пеней, начисленных по результатам налоговых выездных и камеральных проверок, а также пеней, выявленных самостоятельно в результате контроля счетной работы. При расчете относительных показателей эффективности осуществления нейтральной налоговой политики следует учитывать изменение объемов производства, возникновение новых видов деятельности, требующих знания дополнительных приемов и методов налогообложения. Изменение объемов производства учитывается путем соотнесения размера штрафных санкций и пеней с выручкой, учтенной без акцизов и налога на добавленную стоимость. Из этих сумм следует вычитать пени, на уплату которых в некоторых случаях налогоплательщик идет сознательно, основываясь на оптимизации финансовых потоков. Например, при необходимости уплаты процентов по банковскому кредиту и налоговых платежей в случае недостаточности средств на расчетном счете, путем сравнения обеих величин, следует руководствоваться величиной наименьшего ущерба, который при этом наносится организации. Источником для расчета данного показателя эффективности в части выручки будет форма № 2 (Отчет о прибылях и убытках), акты налоговых проверок и распечатка налоговых органов о состоянии лицевого счета налогоплательщика:
где Кэфн – коэффициент эффективности нейтральной налоговой политики;
С – сумма уплаченных штрафных санкций;
Пз – пени, уплаченные в соответствии с законодательством;
Пф – пени, уплаченные в соответствии с целями оптимизации финансовых потоков.
Значение данного коэффициента, стремящееся к нулю, будет свидетельством высокого уровня нейтральной налоговой политики, тенденция его к увеличению – параметром ухудшения ее качества.
Более высокий уровень налоговой политики можно оценить как консервативный, в рамках его действия налогоплательщик принимает осознанные и волевые решения, направленные на минимизацию налоговых платежей. Данный вид налоговой политики свойственен, в основном, малым и средним предприятиям, функционирующим в области упрощенной системы налогообложения при использовании объекта налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов и общего режима налогообложения. Он не требует содержания отдельных налоговых служб, занимающихся исключительно вопросами налогового планирования, привлечения высокооплачиваемых налоговых консультантов, разработки сложных налоговых схем с использованием контрагентов и высоким уровнем организационных затрат, связанных с разделением бизнеса и созданием разветвленной сети дочерних предприятий.
Характерными признаками консервативной налоговой политики являются:
- анализ налогового законодательства на предмет возможного и целесообразного использования налоговых льгот, предусмотренных законодательством;
- вариантное обоснование всех или наиболее значимых для данного предприятия положений об учетной политике для целей налогообложения;
- юридически грамотный подход к осуществлению договорной политики с учетом положений не только гражданского, но и налогового, бухгалтерского, трудового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 56 первой части НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. Льгота является необязательным элементом налогового закона на основании п. 2 ст. 17 НК РФ.
При анализе возможности использования налоговых льгот следует учитывать, что их отсутствие в Федеральном законе нельзя воспринимать однозначно. Отсутствие льгот может указывать на специфику концептуального подхода законодателей к формированию налоговой базы конкретного налога. Но даже при формальном отсутствии льгот в законе, как, например, в налоге на прибыль, в нем могут присутствовать налоговые преимущества в завуалированном виде. Например, порядок перенесения убытков на будущее в соответствии с 283 ст. 25 главы НК РФ является механизмом снижения налоговой базы последующих периодов. Наличие в законе видов объектов налога, не входящих в расчет налоговой базы, также свидетельствует о скрытом наличии налоговых преференций (ст. 217 гл. 23 НК РФ, 251 гл. 25 НК РФ). Не следует забывать и о наличии определенных полномочий в области законотворчества, которыми наделены органы законодательной власти субъектов Федерации и местных органов власти при введении региональных и местных налогов, заключающиеся в возможности вводить на своей территории дополнительные льготы. Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика (п. 3 ст. 21 часть 1 НК РФ), и только за редким исключением, к которому относится налог на добавленную стоимость, закон устанавливает обязательность их применения (п. 1, п. 2 ст. 149 НК РФ).
Формируя положения налоговой политики в рамках формализованного документа в виде приказа об учетной политике для целей налогообложения, необходим не только системный подход к ее созданию с точки зрения отражения в приказе методов налогового учета. Системный подход заключается в том, что необходимость внесения тех или иных методов обоснована или существованием права выбора у налогоплательщика, или требованием обязательности, или наличием неясностей, противоречий в нормативном акте. Основным критерием наличия и качественного подхода к консервативной налоговой политике при составлении приказа об учетной политике, являются финансовые расчеты, доказывающие преимущество того или иного метода, выбранного организацией и зафиксированного ею в данном документе.
И, наконец, достаточно существенным элементом консервативной налоговой политики является постоянная экспертиза всех договоров, формируемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности, для определения существенности их влияния на формирование или изменение объектов налогообложения. При этом экспертизе подвергаются не только договоры с контрагентами, но и коллективный, трудовой договоры, так как от правильности отражения в них тех или иных видов расходов, связанных с оплатой труда, зависит размер расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.
К дополнительным абсолютным показателям, отражающим уровень эффективности применяемой консервативной налоговой политики, можно отнести:
1. Фактический размер денежных средств, остающихся в распоряжении предприятия вследствие использования льгот;
2. Суммы, рассчитанные на основе вариантных показателей учетной политики.
Суммирование показателей и их соотнесение с выручкой даст возможность, кроме абсолютных, рассчитать и относительный показатель:
где Кэфк – коэффициент эффективности консервативной налоговой политики;
НБ – условный размер налоговой базы, отражающий ее уменьшение вследствие применения льгот или наиболее оптимальных способов учетной политики для налогообложения;
Ст – ставка соответствующего налога, в отношении которого реализуются методы консервативной налоговой политики;
В – выручка без НДС и акцизов.
Увеличение данного коэффициента в динамике будет отражать повышение качества консервативной налоговой политики.
Частным относительным показателем, отражающим эффективность направления консервативной налоговой политики, связанным с использованием льгот, можно взять расчет фактической налоговой ставки, применяемой по данному конкретному налогу. Такая ставка рассчитывается делением суммы налога с учетом льгот на общую налоговую базу, и результат сравнивается с маргинальной ставкой (указанной в законе). Отклонение фактической ставки от маргинальной показывает эффективность использования налоговых льгот.
Высшим уровнем налоговой политики следует считать агрессивный тип, признаками которого являются:
1. Формирование комплексной учетной политики организации, включающей правила ведения бухгалтерского, производственного, управленческого и налогового учета;
2. Применение общих и специальных методов налоговой оптимизации с учетом взаимосвязанного влияния друг на друга налоговых платежей;
3. Наличие налогового бюджетирования;
4. Применение решений, связанных с оптимизацией налоговых платежей с учетом сложившейся арбитражной практики.
Данный тип налоговой политики должен использоваться средними и крупными предприятиями, в финансовых потоках которых налоговые платежи занимают существенную часть. Он требует определенных издержек, связанных с образованием специальных финансовых подразделений, ориентированных на цели налоговой оптимизации, наличия в штате предприятия высококвалифицированных специалистов в области налогообложения, финансового менеджмента и юриспруденции или затрат, связанных с привлечением таких специалистов, разветвленной сети дочерних предприятий, существование которых расширяет возможности налогового планирования, взаимодействия с контрагентами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Понятие налогового планирования 4
1.2. Сущность статистического балансового метода 6
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей.
Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права можно назвать стержнем налоговой системы. Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из перечисленных методов использует свои формы, способы, приёмы для решения поставленных перед ними задач.
В настоящее время подготовить квалифицированного специалиста по налогообложению достаточно сложно, и это не всегда зависит от желания самого специалиста хорошо учится, ведь само налогообложение постоянно меняется – изменяются условия исчисления налогов и сборов, постоянно издаются новые нормативные документы на разных уровнях власти и т.д. Кроме того, сложно выстроенная система управления налоговыми органами заставляет по-новому рассматривать само налоговое администрирование, определять его функции и задачи развития.
Целью настоящей работы является формирование знаний в области налогового планирования, в частности, с помощью статистического балансового метода.
Задачами работы является изучение теоретических аспектов, а также приобретение практических навыков расчета налоговой нагрузки на основе конкретных данных.
1. Основная часть
1.1. Понятие налогового планирования
Проблема налогового планирования в коммерческой организации существенным образом зависит от состояния бухгалтерского учета, который традиционно служит основой для взаимодействия организации с государственными контролирующими органами.
Особенности нынешнего бухгалтерского учета в современных российских условиях определяются следующими главными обстоятельствами:
• непредсказуемостью поведения дебиторов и кредиторов;
• коммерческой тайной на предприятии;
• жесткой налоговой системой;
• переменчивостью законодательства;
• неустойчивой работой банковской системы;
• использованием вычислительной техники и развитием программного обеспечения и др.
Учитывая все эти и другие факторы, бухгалтеры-аналитики и финансисты должны уметь ставить и решать задачи налогового и финансово-инвестиционного планирования, т. е. анализировать финансово-экономическое состояние предприятия.
Налоговое планирование - одна из главных составляющих частей процесса финансового планирования. В процессе налогового планирования происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту, в зависимости от различных правовых форм ее реализации. При этом встает резонный вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?
Но такая ситуация может таить в себе проблему.
Дело в том, что существует некая усредненная статистическая модель деятельности организации, которая обычно рассчитывается государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности[5;86]. И, стараясь минимизировать налоговые отчисления, необходимо обращать внимание на существующие негласные нормативы сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены. Иначе, при резком их изменении или значительном несоответствии негласным нормативам организация рискует попасть под пристальное внимание налоговых органов или даже подвергнуться внеплановой проверке.
Если организация хочет максимально эффективно использовать льготы, предоставляемые законодательством, то в первую очередь необходимо подготовить и ежемесячно корректировать специальную подборку нормативных правовых актов, федеральных, региональных и местных. Причем сделать ее надо как можно более подробной, поскольку отдельные льготы, которые, казалось бы, и не относятся к области деятельности конкретной организации непосредственно, могут стать для нее так называемыми косвенными льготами (из-за недоработок, неточности, неоднозначности интерпретации наших законов в ряде случаев организация может попасть в число льготников, например, по формальным причинам).
Налоговое планирование может иметь стратегический характер и быть текущим[15;29].
Стратегическое налоговое планирование включает:
обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обязательств;
варианты схем управления финансовыми, документарными и товарными потоками;
сетевой график соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;
обязательную оценку риска различных программ действий, проработку вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
прогноз эффективности применяемых мер. Текущее налоговое планирование — это:
еженедельный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов к ним;
составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;
составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;
прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций и проводимой сделки.
Для этого нужны экспертные правовые системы, которые должны обновляться не реже одного раза в месяц; базы данных по налоговой тематике, которые можно формировать самостоятельно, используя соответствующие СМИ и Интернет; ответы на запросы из ФНС, Министерства финансов и пр.; специальная литература, а также при необходимости, консультации экспертов консалтинговых компаний.
1.2. Сущность статистического балансового метода
В налоговом планировании могут использоваться разные методы: ситуационный метод, а также численные балансовые методы бухгалтерского учета и налогового планирования[4;53]. К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.
Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности.
При статистическом балансовом методе планирования необходимо учесть всевозможные ситуации, чтобы спланировать правильно.
Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.
В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.
При резком изменении или значительном и постоянном несоответствии указанным параметрам существует риск подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.
Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.
Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.
Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.
Суть метода состоит в следующем. Запишем бухгалтерский баланс предприятия с помощью уравнения вида:
,
где
– матрица хозяйственных средств и их источников на текущий момент времени ;
– матрица хозяйственных средств и их источников на предыдущий момент времени ;
– матрица коэффициентов хозяйственных операций текущего момента .
В уравнении порядок равен общему числу счетов, выбранных для бухгалтерского учета. Коэффициенты матрицы A служат составляющими оборотов по дебету и кредиту, связанных бухгалтерскими проводками хозяйственных операций по счетам и . Частный случай уравнения – это аналог оборотно-сальдовой ведомости, который может быть получен путем умножения уравнения на единичный вектор.
К примеру, организация ООО «Сибиряк» ведет деятельность по производству мясной продукции. Цены на продукцию в среднем не выше и не ниже рыночных. При планировании налоговых обязательств ООО «Сибиряк» использовало информацию по отчетности организаций, осуществляющих также производство мясной продукции. В среднем, за год у таких организаций налоговая нагрузка составляет 55%. Для налогового планирования по среднестатистическим данным по отрасли ООО «Сибиряк» сделало оборотно-сальдовый баланс, на основе которого и был проведен анализ и расчет налоговой нагрузки (Таблица 1).
Таблица 1
Средние данные по отрасли в виде оборотно-сальдового баланса, тыс.руб.
№ счета Сальдо на начало периода Обороты по Д-ту Обороты по К-ту Сальдо на конец периода
Д-т К-т Д-т К-т
01 "Основные средства 626 300 0 0 626 300
02 "Амортизация основных средств" 291 300 0 291 300
04 "Нематериальные активы" 26 400 0 26 400
05 "Амортизация НМА" 10 000 10 000
10 "Материалы" 127 700 85 000 0 212 700
19 "НДС по приобретенным ценностям" 68 160 152 200 0 20 360
44 Расходы на продажу 5 000 102 500 79 512 27 988
08 Капитальные вложения" 124 000 124 000
50 "Касса" 8 000 302 800 133 500 177 300
51 "Расчетный счет" 360 000 700 000 639 000 421 000
41 Товары на складах 426 000 250 000 500 000 176 000
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 44 000 339 000 342 200 47 200
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" 1 062 000 700 000 362 000
68 Расчеты по налогам и сборам 29 000 0 197 660 226 660
69.1 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" 18 200 0 12 500 30 700
70 "Расчеты с персоналом труда по оплате труда" 0 12 300 50 000 50 000 12 300
71 "Расчеты с подотчетными лицами" 2 800 90 000 87 800 5 000
80 "Уставный капитал" 675 560 0 0 675 560
83 "Добавочный капитал" 244 000 244 000
99 "Прибыли и убытки" 450 000 450 000
90.1 "Выручка" 1 062 000 1 062 000
90.2 "Себестоимость продаж" 579 512 579 512
90.3 "НДС" 191 160 191 160
90.9 "Прибыли (убытки) от продаж" 291 328 291 328
Итого 1 774 360 1 774 360 4 866 172 4 866 172 2 279 048 2 279 048
Как видно из оборотно-сальдового баланса, заработная плата за год по предприятиям составляет в среднем 50 000 тыс. руб., то есть единый социальный налог составит 13000 тыс. руб. (50000 *26%/100%).
Налог на имущество составляет в среднем по отрасли 7370 тыс.руб. (626300 (первоначальная стоимость основных средств) – 291300 (амортизация основных средств))*2,2% = 7370 тыс. руб.
При прибыли средней по отрасли 291328 тыс. руб., налог на прибыль (упрощенно) составляет 69918 тыс. руб. (291328 тыс.руб. – прибыль за год * 24% / 100%).
Налог на добавленную стоимость составляет в среднем 191 160 тыс. руб., вычеты – 152200 тыс.руб.(по данным баланса). Сумма налога к уплате 191160- 152200 = 38960 тыс. руб.
Таким образом, сумма налоговых обязательств в целом за год составляет 13000 + 7370 + 69918 + 38960 = 129248 тыс. руб. или 44% от полученной прибыли (129248 тыс. руб. / 291328 тыс. руб. *100).
При анализе информации о деятельности других организаций ООО «Сибиряк» запланировало налоговую нагрузку на следующий год 44%.
Данный метод имеет свой значительный недостаток. Во-первых, диапазон применимости данного метода ограничен тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия. Во-вторых, не всегда можно опираться на данные деятельности других организаций, не будучи уверенным в достоверности представленной в балансе информации. К сожалению, в настоящее время до сих пор многие организации видят налоговую оптимизацию в снижении налогов путем сокрытия доходов и применении «серых» схем.
Правильное исчисление налогов, своевременная их уплата в соответствии с законодательно установленными сроками обеспечивает отсутствие претензий со стороны налоговых органов в виде взыскания недоимки, штрафных санкций, пеней и позволяет обозначить такое действие налогоплательщика, как нейтральную налоговую политику. В данном контексте направленность налоговой политики следует понимать как взаимодействие налогоплательщика с государством с точки зрения полноты уплаты в бюджет налоговых платежей и минимизации дополнительных выплат, уменьшающих чистую прибыль предприятия (штрафные санкции и пени). Элементами нейтральной налоговой политики являются налоговый календарь, соответствующие регистры бухгалтерского и налогового учета, документально оформленные положения учетной политики. Содержанию такого направления соответствуют методы, к основным из которых можно отнести:
- постоянный мониторинг нормативно-правовой базы, связанной с налогообложением;
- четкое и правильное (соответствующее законодательству) оформление первичных документов, являющихся информационной основой формирования налоговой базы;
- изучение и освоение действующего налогового законодательства с учетом внесения в него изменений;
- соблюдение сроков сдачи налоговых деклараций.
Данный вид налоговой политики, как правило, свойственен организациям с малым объемом производства, осуществляющим свою деятельность в рамках специальных налоговых режимов, которые в силу своей простоты не дают возможности, и, пожалуй, не определяют необходимости применять сложные схемы налоговой оптимизации. Прежде всего, к таким режимам относятся система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ) и упрощенная система налогообложения в случае выбора налогоплательщиком объекта налогообложения в виде дохода (гл. 26.2 НК РФ). Нейтральная налоговая политика также осуществляется организациями, применяющими способы уклонения от уплаты налогов, не основанные на законе, в той части своей деятельности, которая находит отражение в реальном правовом пространстве. Их действия в данном случае обоснованы наличием альтернативных источников средств для дальнейшего развития, находящихся в области теневой экономики.
Результативность налоговой политики может быть одним из показателей, отражающих эффективность деятельности финансовых служб. В частности, показатели, отражающие деятельность финансовых служб при осуществлении нейтральной налоговой политики, дают возможность оценить работу бухгалтерской службы, профессионализм работников в области бухгалтерского учета и налогообложения.
Эффективность показателей качества осуществления нейтральной налоговой политики представляется возможным оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным следует относить величину штрафных санкций и пеней, начисленных по результатам налоговых выездных и камеральных проверок, а также пеней, выявленных самостоятельно в результате контроля счетной работы. При расчете относительных показателей эффективности осуществления нейтральной налоговой политики следует учитывать изменение объемов производства, возникновение новых видов деятельности, требующих знания дополнительных приемов и методов налогообложения. Изменение объемов производства учитывается путем соотнесения размера штрафных санкций и пеней с выручкой, учтенной без акцизов и налога на добавленную стоимость. Из этих сумм следует вычитать пени, на уплату которых в некоторых случаях налогоплательщик идет сознательно, основываясь на оптимизации финансовых потоков. Например, при необходимости уплаты процентов по банковскому кредиту и налоговых платежей в случае недостаточности средств на расчетном счете, путем сравнения обеих величин, следует руководствоваться величиной наименьшего ущерба, который при этом наносится организации. Источником для расчета данного показателя эффективности в части выручки будет форма № 2 (Отчет о прибылях и убытках), акты налоговых проверок и распечатка налоговых органов о состоянии лицевого счета налогоплательщика:
где Кэфн – коэффициент эффективности нейтральной налоговой политики;
С – сумма уплаченных штрафных санкций;
Пз – пени, уплаченные в соответствии с законодательством;
Пф – пени, уплаченные в соответствии с целями оптимизации финансовых потоков.
Значение данного коэффициента, стремящееся к нулю, будет свидетельством высокого уровня нейтральной налоговой политики, тенденция его к увеличению – параметром ухудшения ее качества.
Более высокий уровень налоговой политики можно оценить как консервативный, в рамках его действия налогоплательщик принимает осознанные и волевые решения, направленные на минимизацию налоговых платежей. Данный вид налоговой политики свойственен, в основном, малым и средним предприятиям, функционирующим в области упрощенной системы налогообложения при использовании объекта налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов и общего режима налогообложения. Он не требует содержания отдельных налоговых служб, занимающихся исключительно вопросами налогового планирования, привлечения высокооплачиваемых налоговых консультантов, разработки сложных налоговых схем с использованием контрагентов и высоким уровнем организационных затрат, связанных с разделением бизнеса и созданием разветвленной сети дочерних предприятий.
Характерными признаками консервативной налоговой политики являются:
- анализ налогового законодательства на предмет возможного и целесообразного использования налоговых льгот, предусмотренных законодательством;
- вариантное обоснование всех или наиболее значимых для данного предприятия положений об учетной политике для целей налогообложения;
- юридически грамотный подход к осуществлению договорной политики с учетом положений не только гражданского, но и налогового, бухгалтерского, трудового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 56 первой части НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. Льгота является необязательным элементом налогового закона на основании п. 2 ст. 17 НК РФ.
При анализе возможности использования налоговых льгот следует учитывать, что их отсутствие в Федеральном законе нельзя воспринимать однозначно. Отсутствие льгот может указывать на специфику концептуального подхода законодателей к формированию налоговой базы конкретного налога. Но даже при формальном отсутствии льгот в законе, как, например, в налоге на прибыль, в нем могут присутствовать налоговые преимущества в завуалированном виде. Например, порядок перенесения убытков на будущее в соответствии с 283 ст. 25 главы НК РФ является механизмом снижения налоговой базы последующих периодов. Наличие в законе видов объектов налога, не входящих в расчет налоговой базы, также свидетельствует о скрытом наличии налоговых преференций (ст. 217 гл. 23 НК РФ, 251 гл. 25 НК РФ). Не следует забывать и о наличии определенных полномочий в области законотворчества, которыми наделены органы законодательной власти субъектов Федерации и местных органов власти при введении региональных и местных налогов, заключающиеся в возможности вводить на своей территории дополнительные льготы. Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика (п. 3 ст. 21 часть 1 НК РФ), и только за редким исключением, к которому относится налог на добавленную стоимость, закон устанавливает обязательность их применения (п. 1, п. 2 ст. 149 НК РФ).
Формируя положения налоговой политики в рамках формализованного документа в виде приказа об учетной политике для целей налогообложения, необходим не только системный подход к ее созданию с точки зрения отражения в приказе методов налогового учета. Системный подход заключается в том, что необходимость внесения тех или иных методов обоснована или существованием права выбора у налогоплательщика, или требованием обязательности, или наличием неясностей, противоречий в нормативном акте. Основным критерием наличия и качественного подхода к консервативной налоговой политике при составлении приказа об учетной политике, являются финансовые расчеты, доказывающие преимущество того или иного метода, выбранного организацией и зафиксированного ею в данном документе.
И, наконец, достаточно существенным элементом консервативной налоговой политики является постоянная экспертиза всех договоров, формируемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности, для определения существенности их влияния на формирование или изменение объектов налогообложения. При этом экспертизе подвергаются не только договоры с контрагентами, но и коллективный, трудовой договоры, так как от правильности отражения в них тех или иных видов расходов, связанных с оплатой труда, зависит размер расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.
К дополнительным абсолютным показателям, отражающим уровень эффективности применяемой консервативной налоговой политики, можно отнести:
1. Фактический размер денежных средств, остающихся в распоряжении предприятия вследствие использования льгот;
2. Суммы, рассчитанные на основе вариантных показателей учетной политики.
Суммирование показателей и их соотнесение с выручкой даст возможность, кроме абсолютных, рассчитать и относительный показатель:
где Кэфк – коэффициент эффективности консервативной налоговой политики;
НБ – условный размер налоговой базы, отражающий ее уменьшение вследствие применения льгот или наиболее оптимальных способов учетной политики для налогообложения;
Ст – ставка соответствующего налога, в отношении которого реализуются методы консервативной налоговой политики;
В – выручка без НДС и акцизов.
Увеличение данного коэффициента в динамике будет отражать повышение качества консервативной налоговой политики.
Частным относительным показателем, отражающим эффективность направления консервативной налоговой политики, связанным с использованием льгот, можно взять расчет фактической налоговой ставки, применяемой по данному конкретному налогу. Такая ставка рассчитывается делением суммы налога с учетом льгот на общую налоговую базу, и результат сравнивается с маргинальной ставкой (указанной в законе). Отклонение фактической ставки от маргинальной показывает эффективность использования налоговых льгот.
Высшим уровнем налоговой политики следует считать агрессивный тип, признаками которого являются:
1. Формирование комплексной учетной политики организации, включающей правила ведения бухгалтерского, производственного, управленческого и налогового учета;
2. Применение общих и специальных методов налоговой оптимизации с учетом взаимосвязанного влияния друг на друга налоговых платежей;
3. Наличие налогового бюджетирования;
4. Применение решений, связанных с оптимизацией налоговых платежей с учетом сложившейся арбитражной практики.
Данный тип налоговой политики должен использоваться средними и крупными предприятиями, в финансовых потоках которых налоговые платежи занимают существенную часть. Он требует определенных издержек, связанных с образованием специальных финансовых подразделений, ориентированных на цели налоговой оптимизации, наличия в штате предприятия высококвалифицированных специалистов в области налогообложения, финансового менеджмента и юриспруденции или затрат, связанных с привлечением таких специалистов, разветвленной сети дочерних предприятий, существование которых расширяет возможности налогового планирования, взаимодействия с контрагентами.
|