Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Категория: Курсовые
 
Содержание


Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Основная характеристика денежно-кредитной
системы Российской Федерации……………………………………5
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты…5
1.2. Современная кредитно-банковская система. Создание денег
банковской системой……………………………………………..14
Глава 2 Основы кредитной политики и виды кредитных операций
коммерческих банков……………………………………………...22
2.1. Основы кредитной политики коммерческого банка…………...22
2.2. Кредитные операции коммерческого банка и их виды………..29
Глава 3. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика
в 2008 году…………………………………………………………32
3.1. Инфляция и экономический рост……………………………….32
3.2. Платежный баланс……………………………………………….33
3.3. Реализация денежно-кредитной политики……………………..37
3.4. Совершенствование денежно-кредитной политики…………...41
Заключение…………………………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………..45

Введение

Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. Но в то же время в России долгое время подход к кредитованию предпринимательской деятельности являлся чисто формальным. Это проявлялось и в том, что и средства банков и средства предприятий являлись собственностью государства (если взглянуть в суть данного определения, то все в стране «принадлежало народу», а государство «присматривало» за этой собственностью, то есть собственность практически была ничьей), и поэтому банк (в то время Госбанк СССР) не мог проводить полноценную кредитную политику. Поэтому перед российскими коммерческими банками при увеличении конкурентной борьбы за потенциальных заемщиков возникла необходимость планирования своей кредитной деятельности. Они должны научиться управлению кредитными операциями таким образом, чтобы они приносили максимально возможную доходность, но в то же время банки должны стремиться снизить кредитные риски, которые непосредственно связаны с проведением кредитных операций.
ОБЪЕКТ исследования – кредитная политика коммерческих банков.
ПРЕДМЕТ исследования – сущность, формы, функции и принципы кредитования.
ЦЕЛЬ исследования – изучить сущность, формы, функции и принципы кредитования.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Рассмотреть сущность, цели, инструменты денежно-кредитной политики РФ.
2. Проанализировать особенности современной кредитно-банковской системы.
3. Рассмотреть основы кредитной политики коммерческого банка.
4. Дать характеристику кредитным операциям коммерческого банка и их видам.
Разработанность рассматриваемой проблемы в экономической литературе достаточно широка. В данной работе были использованы публикации таких авторов, как: А.С. Замуруев, В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая, О.И. Лаврушин, Г.С. Панова, М.А. Пессель и др.

Глава 1 Основная характеристика денежно-кредитной системы Российской Федерации

1.1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денеж¬ного обращения, направленных на обеспечение устойчивого эконо¬мического роста путем воздействия па уровень и динамику производ¬ства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным бан¬ком и государственными институтами денежно-кредитной полити¬ки является организация стабильности денежного обращения, обес¬печивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в уве¬личении предложения денег для стимулирования поощрения расхо¬дов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляци¬ей, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов [14, с. 45].
Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздей¬ствует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регули¬рования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерче¬ских банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной стайки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты вли¬яют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
1. Операции на открытом рынке (операции с государственными цен¬ными бумагами). В современной практике рыночного хозяйствова¬ния основным инструментом регулирования денежной массы явля¬ются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом pынкe - это покупка и продажа Центральным банком государствен¬ных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (госу¬дарственных облигаций) Центральный банк может осуществлять, либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.
Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государствен¬ного бюджета (тон части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой круп¬ных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Отметим, что купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неиз¬бежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их про¬порционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков. Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.
Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бу¬маг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем са¬мым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (умень¬шить количество денег в обращении).
Для этого он начинает активно продавать государственные цен¬ные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населе¬нию. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличи¬вается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.
Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на спои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Цент¬ральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, умень¬шая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.
Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Продажа же населению облигаций на 1000 тыс. руб. при норме обязательных ре¬зервов в 20% понижает избыточные резервы на 800 тыс. руб., так как в результате продажи облигаций на 1000 тыс. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.
В обоих рассмотренных выше случаях получается одинаковый конечный результат - при продаже Центральным банком государ¬ственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов ком¬мерческого банка приведет к снижению предложения денег в стра¬не в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.
В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5000 тыс. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.
Таким образом, продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег [13, с. 87].
Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недоста¬ток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного пред¬ложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих бан¬ков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена воз¬растает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государ¬ственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.
Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммер¬ческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.
С одной стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого банка увеличивает и фак¬тические, и избыточные резервы коммерческого банка на 1000 тыс. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком у населения увеличивает фактические резервы, но вместе с тем и текущие счета. Таким образом, покупка у населения ценных бумаг на сумму 1000 тыс. руб. увеличивает фактические резервы банков¬ской системы на 1000 тыс. руб., но при действующей норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 800 тыс. руб.
В обоих случаях получается одинаковый конечный результат -при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резер¬вы, то предложение денег в стране растет с учетом мультиплика¬тивного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к появле¬нию 5000 тыс. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.
Таким образом, покупая государственные ценные бумаги. Цент¬ральный банк увеличивает предложение денег.
Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обяза¬тельством выкупить их по определенной (более высокой) цене че¬рез определенный срок. Процентом за полученные денежные сред¬ства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа [15, с. 30].
2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредит¬но-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммер¬ческим банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное фи¬нансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансо¬вым обеспечением в виде государственных краткосрочных облига¬ций и коммерческих векселей.
Центральный банк может заинтересовывать коммерческие бан¬ки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Централь¬ного банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связан¬ные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками по¬лучения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дис¬контных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки отка¬жутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том слу¬чае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обра¬щаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, сни¬занными с привлечением каждого дополнительного рубля из Цен¬трального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.
Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного бан¬ка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Цент¬рального банка, представляют собой чистые дополнительные резер¬вы. Они образуют основу процесса мультипликативного расшире¬ния депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке [3, с. 4].
Повышая учетную ставку. Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повы¬шается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некото¬рые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодны¬ми). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликатив¬ному сокращению денежного предложения.
Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирова¬ние учетной ставки является вторым по важности методом управ¬ления предложением денег. На практике, как правило. Централь¬ный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.
Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уро¬вень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Цент¬рального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населе¬нию. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становится ниже доходности ценных бу¬маг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Цен¬трального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.
3. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денеж¬но-кредитной политики, активно используемым Центральным бан¬ком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточ¬ные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативно¬му уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.
Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем вы¬дачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуж¬дены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное пред¬ложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской сис¬темы такие действия приведут в конечном счете к снижению де¬нежного предложения.
Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих бан¬ков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого спо¬собность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрас¬тает, что в рамках всей банковской системы приводит через муль¬типликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение [9, с. 15].
Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посред¬ством влияния последней на размер избыточных резервов и на ве¬личину денежного мультипликатора.
Таким образом, изменение нормы обязательных резервов бан¬ков является одним из важнейших инструментов денежно-кредит¬ной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обяза¬тельных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую сис¬тему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, пред¬ложения денег в стране.
4. Политике дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная полити¬ка оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.
Предположим, что состояние национальной экономики харак¬теризуется спадом производства и ростом безработицы. Централь¬ный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резер¬вов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществ¬ляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он сни¬жает норму обязательных резервов, что способствует автоматиче¬скому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учет¬ную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка [12, с. 28].
Проведение такого комплекса мер называется политикой деше¬вых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешев¬ления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение пред¬ложения денег при том же спросе снижает норму процента, кото¬рый удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвес¬тиционный спрос в экономике, что способствует росту инвести¬ций и расширению производства и занятости.
Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризует¬ся наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает прово¬дить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, спо¬собствующих понижению резервов коммерческих банков.
В качестве инструментов прямого регулирования также выступа¬ют установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредит¬но-денежной политики [2, с. 341].
Специфика денежно-кредитной политики в России обусловле¬на особенностями ее экономики в переходный период. Регулирова¬ние денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей а денежной массе на ос¬нове ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием це¬лого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время ос¬новной целью кредитно-денежной политики в стране является обес¬печение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.


1.2. Современная кредитно-банковская система. Создание денег
банковской системой

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоян¬ном движении, участвовать в народнохозяйственном обороте, что обусловливает их непрерывное обращение. Временно свободные де¬нежные средства должны не лежать без движения, а аккумулиро¬ваться в денежно-кредитных учреждениях и направляться в виде инвестиций в реальный сектор экономики.
Важнейшим элементом рыночной экономики является рынок денежно-кредитных ресурсов. Ведущая роль последнего означает усиление роли кредитных институтов в управлении народным хо¬зяйством.
Кредит (лат. creditum - ссуда, долг) - сделка между экономи¬ческими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реа¬лизации кредита выступает ссуда. Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществ¬ляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссу¬ды и называется нормой процента.
Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неисполь¬зуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотно¬го капитала, фонда развития производства предприятий [2, с. 169].
Кредит выполняет ряд важных функций. В рыночной экономике он необходим прежде всего как эластичный механизм перелива ка¬питала (перераспределения денежных ресурсов) между отдельны¬ми предприятиями, отраслями и территориями. В этом качестве кре¬дит выполняет перераспределительную функцию. Эта функция актив¬но используется государством в регулировании производственных и территориальных пропорций. Благодаря кредиту происходит бо¬лее быстрый процесс концентрации капитала с целью осуществле¬ния инвестиционных вложений и получения прибыли. Кредит по¬зволяет ввести в обращение кредитные деньги (банкноты) и осу¬ществлять кредитные операции (безналичные расчеты), что позволяет ускорить скорость обращения денег и сократить издерж¬ки обращения. В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования различают следующие формы кредита.
В последнее время получили развитие такие формы кредитова¬ния, как лизинг, факторинг, фарфейтинг, траст.
Лизинг - это безденежная форма кредита, форма аренды с пе¬редачей в пользование машин, оборудования и других материаль¬ных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.
Факторинг - это перекупка или перепродажа чужой задолжен¬ности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.
Фарфейтинг - это долгосрочный факторинг, связанный с про¬дажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1-5 лет.
Траст - это операции по управлению капиталом клиентов [10, с. 233].
Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные органы, предприятия, банки, фонды, страховые ком¬пании, население, различные общественные организации.
Кредитная система - это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предос¬тавляют экономическим субъектам денежные средства в виде кре¬дита на условиях срочности, платности и возвратности. Современная кредитная система государства складывается из банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупно¬сти так называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно сво¬бодные средства и размещать их с помощью кредита [1, с. 68].
В настоящее время практически во всех странах с развитой ры¬ночной экономикой банковская система имеет два уровня.
Первый уровень банковской системы РФ занимает Централь¬ный банк Российской Федерации. Он является государственным уч¬реждением и находится в исключительной федеральной собствен¬ности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфля¬цией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии. Он выполняет следующие функции: эмиссия национальных денежных знаков, организация их обра¬щения и изъятия из обращения на территории РФ; регулирование величины предложения денег; общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учрежде¬ний страны и исполнением финансового законодательства; предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кре¬дитора в последней инстанции; выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управле¬ние счетами правительства, расчетно-кассовое обслуживание госу¬дарственных институтов и учреждений; осуществление зарубежных финансовых операций; регулирование банковской ликвидности с помощью традици¬онных методов воздействия па активы банков: политика учетных ставок на открытом рынке и обязательных резервов: регламентация валютного обращения в стране и контроль за ва¬лютными операциями экономических субъектов [5, с. 18].
Второй уровень банковской системы - это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг: кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования; прием вкладов на выдачу кредитов; посредниче¬ство в платежах; купля-продажа ценных бумаг; размещение госу¬дарственных займов; управление по доверенности имуществом кли¬ентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. В каче¬стве инвесторов коммерческие банки могут вкладывать деньги в облигации и другие ценные бумаги [11, с. 217].
Банк - кредитно-денежный институт, занимающийся привлече¬нием и размещением денежных ресурсов. Банки осуществляют ак¬тивные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их раз¬мещение.
Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлечен¬ных и эмитированных средств. К собственным средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресур¬сов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также корреспондентских счетов.
Банковский процент является своеобразной ценой кредита. Его величина зависит от соотношения спроса и предложения на де¬нежном рынке, а также степени риска, который несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику. В каждой кредит¬ной сделке есть опасность того, что ссуда не будет погашена в срок. По степени риска устанавливается размер той части процента, ко¬торая является как бы платой за риск. Риски различаются в зависи¬мости от вида банков.
Для инновационного банка характерными будут повышенные риски, обусловленные кредитованием венчурного (рискового) ка¬питала. Здесь не последнее значение имеют гарантии со стороны государства, использование залогового права на недвижимость. У коммерческих банков может возникнуть риск несбалансированном ликвидности, т.е. возможности банка выполнять свои обязательства своевременно. Этот вид риска может возникнуть при кредитовании организаций, имеющих неустойчивые финансы, при распределе¬нии нескольких счетов одного и того же клиента в разных банках.
Базисными для всей системы процентных ставок являются: учет¬ный процент Центробанка, ставка по казначейским векселям, меж¬банковские ставки по однодневным ссудам. Их изменения зависят от общего состояния экономики, темпа инфляции, направлений проводимой денежно-кредитной политики [13, с. 145].
Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга РФ, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ. Ядром кредитной инфраструктуры является банковская система. Вся сово¬купность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна.
Помимо банковской системы в структуру кредитной системы включены небанковские кредитно-финансовые институты. Они пред¬ставлены такими государственными структурами, как Фонд содей¬ствия занятости, Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного со¬циального страхования, дорожные и экологические фонды, ломбард.
В мировой практике небанковские кредитно-финансовые инсти¬туты представлены инвестиционными, финансовыми и страховы¬ми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, фор¬мально не являясь банками, выполняют многие банковские опера¬ции и конкурируют с банками, сосредотачивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на сферу денежного обращения [8, с. 63].
Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора. Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депо¬зитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме резервных вкладов в Центральном банке.
Нормы обязательных резервов (r) устанавливаются в процентах от объема депозитов. Их величина различается в зависимости от видов вкладов. Например, по срочным вкладам r ниже, чем по вкладам до востребования. На основе установленной нормы обяза¬тельных резервов определяется их величина. Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, которую коммерчес¬кие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Обязательные резервные требования используются Центральным банком для страхования вкладов, для осуществления межбанковских расчетов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы.
Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов, которые представляют собой разность между общей величиной резервов и обязательными резервами. Соотношение между величинами обяза¬тельных резервов, избыточных резервов, объемом депозитов и нор¬мой обязательных резервов можно представить в виде следующих равенств:
Величина обязательных резервов = Объем депозитов х Норма обязательных резервов;
Величина избыточных резервов = Суммарная величина резервов - Величина обязательных резервов.
Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта банковского мультипликатора. Банковский мультипликатор (b) или мультипликатор предложения денег, представляет со¬бой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при дан¬ной норме обязательных резервов:

b = 1/r .

Максимальное количество денег или дополнительное предло¬жение денег, которое может быть создано системой коммерческих банков на основе появления нового депозитного вклада (D), опре¬деляется по формуле:

М = b x D.

Деятельность банков направлена па получение прибыли, и они стремятся к тому, чтобы все их финансовые ресурсы приносили процентный доход. Поэтому практически все свои избыточные ре¬зервы банки используют для предоставления ссуд или приобрете¬ния ценных бумаг. Коммерческая банковская система может предо¬ставлять кредиты, т.е. создавать деньги, умножая свои избыточные резервы. Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдель¬ный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отноше¬нию к своим избыточным резервам. Резервы, которые теряет от¬дельный банк, не теряет банковская системы и целом. Резервы, потерянные банком А, приобретаются банком Б. Те резервы, что утратил Б, получил В и т.д.
Каждый отдельный банк может безопасно ссужать лишь сумму, равную его избыточным резервам, но ссуда системы коммерческих банков может в несколько раз превышать избыточные резервы.
Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, что одно из предприятий продало свои товары государству, получив в опла¬ту за них 100 тыс. руб. Предприятие положило эти 100 тыс. руб. в коммерческий банк (КБ1). Тогда при норме банковского резерва, установленного Центральным банком на уровне 20%, банк может выдать ссуду другому предприятию (или иному юридическому лицу) в размере избыточного резерва: 80 тыс. руб. = 100 тыс. руб. - 20 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 100 тыс. до 180 тыс. руб., 80 тыс. руб. - это деньги, созданные КБ1.
В дальнейшем заемщик, получивший 80 тыс. руб., покупает то¬вары у другого предприятия, которое кладет полученную сумму денег на депозит, предположим, во 2-м банке (КБ2), который, в свою очередь, при норме банковского резерва в 20% представит кредит следующему предприятию в размере избыточного резерва, т.е. 60 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 180 тыс. до 244 тыс. руб., 64 тыс. руб. - это деньги, созданные КБ2. Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет продолжаться до тех пор, пока сумма потенциального креди¬та не станет равна нулю.
Можно вычислить объем денег, добавленных в обращение, при¬менив формулу банковского мультипликатора. В нашем примере он равняется b = 1/0,2 = 5.
Таким образом, при норме резервных требований 20% первона¬чальный вклад 100 тыс. руб. посредством механизма создания денег банковской системой привел к увеличению количества денег в об¬ращении до 500 тыс. руб.
Описанный выше процесс создания банками денег получил на¬звание кредитно-банковской мультипликации. Данный механизм сле¬дует рассматривать как идеальную схему, действующую при усло¬вии, что все предприятия все полученные деньги вносят в банки, никто не изымает своих вкладов, а банки выдают кредиты с учетом установленной нормы обязательных резервов.
Банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение. Пред¬положим, что предприятие изымает деньги для покупки товара за границей. Изъятие 100 тыс. руб. в нашем примере приведет к потенци¬альному сокращению количества денег в обращении на 500 тыс. руб. [13, с. 155].
Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязатель¬ных резервов, тем меньшая доля денежных средств может быть ис¬пользована коммерческими банками для кредитных операций. Уве¬личение нормы обязательных резервов уменьшает денежный муль¬типликатор и ведет к сокращению денежной массы. Следовательно, изменяя норму обязательных резервов. Центральный банк может изменять величину предложения денег в экономике.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Каким образом Вы сдаете зачеты или экзамены в своем вузе?
1) Старательно готовлюсь весь семестр, пытаюсь не пропускать лекционные и практические занятия, читаю научную литературу.
2) Сажусь за учебу в последнюю ночь и стараюсь выучить большинство вопросов
3) Списываю на каждом экзамене или зачете
4) Плачу преподавателям за хорошие оценки

Спонсоры