Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
|
Категория: Курсовые
 
Содержание 2
Введение 3
1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ 5
1. Деятельность ПФР на территории Российской Федерации 12
2. Доходы и расходы бюджетного пенсионного фонда РФ 13
3. Преимущества перехода на новую систему пенсионного обеспечения 20
Заключение 37
Список литературы 39

Введение

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Цель данной работы заключается в оценки состояния пенсионной системы в России. Задачи данной работы: 1) рассмотрение работы Пенсионного фонда РФ, определение значения Пенсионного фонда РФ в социальном развитии Российской Федерации; 2) рассмотрение проблемы формирования и использования денежных средств ПФР; 3) внедрение системы индивидуального учета.

1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ

1.1 Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в конце 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Финансирование государственных пенсий осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Местонахождение ПФР - город Москва.
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации .
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденном 27.12.91 № 2122-1.
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи ПФР входят :
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Численность работников системы ПФР достигает 100 тысяч человек. Все специалисты ежегодно проходят квалификационную аттестацию
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно- территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.
Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами) .
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.
Согласно Конституции РФ (ст.7, п.2, ст. 39) любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.
В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войн и вдовам погибших, а также в некоторые другие виды пенсий . В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
- по старости (по возрасту);
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет.
Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет, при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях – и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается на льготных основаниях:
- женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
- инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения;
- инвалидам 1 группы по зрению.
Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативными актами Правительства РФ, которому действующим законодательством предоставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых:
- на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
- на работах с тяжелыми условиями труда;
- в качестве водителей городского транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и многих других работах указанных в списках работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсий устанавливается при пониженном пенсионном возрасте.
На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом.

1.2 Роль Пенсионного фонда в системе социального обеспечения Российской Федерации

Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей. Действующая в России государственная пенсионная система по инерции продолжает решать многие не свойственные ей задачи (например, стимулирование отдельных видов занятости). Неслучайно численность граждан, вышедших на пенсию по старости на льготных по возрасту условиях, растет опережающими темпами и превысила уже 22% общего числа пенсионеров.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели [2, с.2]. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах .
В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров (см. табл.1). С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Таблица 1 - Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2005 года
Наименование показателей Численность пенсионеров, чел. Средний размер пенсии, руб.
Всего пенсионеров 38317075 2538,14
Трудовые пенсии 36178587 2575,15
по старости 29194211 2763,56
по инвалидности 4265544 1976,92
по случаю потери кормильца 2718832 1490,52
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению 2138488 1912,10
Пенсии военнослужащих и их семей 76588 2247,83
Пенсионеры, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф 215411 2438,67
Пенсионеры - госслужащие 27287 4389,45
Социальные пенсии 1819202 1798,45

1. Деятельность ПФР на территории Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения, участвует в подготовке и реализации договоров и соглашений с зарубежными партнерскими организациями.
Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), ПФР принимает активное участие в их деятельности с целью изучения и обобщения передового опыта пенсионных систем стран с развитой экономикой, Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии. МАСО объединяет около 400 национальных учреждений социального обеспечения 151 стран мира.
Россия (а ранее СССР) участвует в деятельности этой организации с 1957 года. Полноправными членами МАСО являются Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Ассоциированным членом МАСО является НПФ "Газфонд". Установлены и успешно развиваются двусторонние деловые контакты со многими социальными учреждениями государств различных регионов мира. По вопросам реформирования российской пенсионной системы ПФР проводит консультативные встречи с ведущими специалистами международных финансовых и национальных организаций, занимающихся проблемами пенсионного страхования. Пенсионный фонд активно сотрудничает с Международным валютным фондом, Всемирным банком и Международной организацией труда.
ПФР организует и проводит в России международные конференции и семинары с участием зарубежных представителей, занятых в области социального обеспечения, а также представляет Российскую Федерацию на аналогичных мероприятиях за границей.

2. Доходы и расходы бюджетного пенсионного фонда РФ

2.1. Бюджет фонда
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ составляется органами управления фонда и представляется органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.
Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются Министерством по налогам и сборам РФ.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ :
• страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
— на финансирование страховой части трудовой пенсии;
— на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
• страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
• минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложения (в части, зачисляемой в ПФР — 60% от суммы налога);
• ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию базовой части трудовой пенсии и субсидирование выплат страховой части трудовой пенсии (в сумме поступлений единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет);
• ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
• ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;
• ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пособий на детей в возрасте старше полутора лет;
• ассигнования из федерального бюджета на расходы по доставке и пересылке:
— пособий на детей в возрасте старше полутора лет;
— пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
— пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;
• средства, из целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;
• использование резерва пенсионных выплат;
• доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
• доходы от использования иного имущества ПФР;
• добровольные взносы физических и юридических лиц;
другие поступления.
Назначение пенсий отдельным категориям пенсионеров осуществляется органами Минобороны России, МВД России, ФСБ России, СВР России, Госналогслужбы России, ФСНП России, Генеральной прокуратуры России и другими государственными органами с выделением средств федерального бюджета по соответствующим министерствам и ведомствам.
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ :
• выплата трудовых пенсий (в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ);
• компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами:
— получающими трудовые пенсии;
— получающими пенсии за счет средств федерального бюджета
• выплата пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению (в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ);
— федеральным государственным служащим (за выслугу лет);
— военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам (за выслугу лет, по инвалидности);
— участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией (по инвалидности);
— дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям СССР, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы — участникам ВОВ;
— гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и приравненным к ним лицам (по старости, по инвалидности);
— нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на другие виды пенсий (социальная пенсия);
— членам семей, указанных выше граждан (в случаях, определяемых законом);
• выплата пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;
• выплата дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;
• расходы на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
• выплата пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;
• выплата социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению:
— получателям трудовых пенсий;
— получателям пенсий за счет средств федерального бюджета;
• расходы на доставку и пересылку:
— трудовых пенсий и пособий;
— пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
• перечисление средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и их инвестирование;
• формирование резерва пенсионных выплат;
• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
• финансирование других статей расходов в соответствии с законом.
Взаимодействие ПФ с органами оперативного управления финансами.
ПФ обеспечивает взаимодействие с налоговыми органами, органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации для целей индивидуального (персонифицированного) учёта, правоохранительными органами, органами исполнительной власти по вопросам, связанным с расчётами плательщиков взносов, в том числе представляет сведения о страхователях и застрахованных лицах по запросам .
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.
Исполнение бюджета ПФ осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.
Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами .
2.2. Проблемы сбалансированности бюджета фонда
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета может иметь место сбалансированность доходов и расходов, дефицит или профицит бюджета.
В случаях, когда при исполнении бюджета ПФР уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, предусмотренный законодательством механизм секвестра не применяется по отношению к социально значимым расходам фонда — выплатам пенсий и пособий. В результате образовывается задолженность фонда.
В 1997-1998-е г.г. резко возросла задолженность по выплатам государственных пенсий, увеличился дефицит Пенсионного фонда. Поэтому Правительство РФ своим постановлением от 10 июля 1998 г. разрешило фонду выпустить собственные ценные бумаги (векселя и облигации) на сумму до 15 млрд руб. Кроме того, при недостатке средств Фонд может использовать кредиты коммерческих банков.
Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах, не подлежат изъятию вышестоящими представительными и исполнительными органами власти. Решение об их использовании, в том числе о финансировании социальных программ, о вложении этих средств в акции и другие ценные бумаги, а также о предоставлении процентных и беспроцентных ссуд бюджетам бюджетной системы РФ принимает представительный орган власти, в том числе и с учетом предложений исполнительного органа власти только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от этих операций, в свой бюджет.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда приходилось заплатить преподавателям для получения какого-либо зачета или экзамена во время обучения в высшем учебном заведении?
1) Нет, в нашем вузе это никогда не практиковалось.
2) Да, приходилось, но очень редко, в самых исключительных случаях.
3) Да, очень часто, в нашем вузе без этого невозможно было продолжать обучение

Спонсоры