Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
|
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Изобретение челнока-самолета и прялки «Джен¬ни».
Начало технической революции. Двигатель Джеймса Уатта………...5
2. Изобретения механика Модели. Техническая рево¬люция
в производстве. Изобретение конвейера………………………………8
3. Научные открытия и технические изобретения. Идеи дизайна
в эпоху промышленных революций…………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………….22

Введение

Если архитектура по праву считается каменной ле¬тописью мира, запечатленной в многочисленных творе¬ниях зодчих, то дизайн можно считать летописью инду¬стриального общества, отраженной в окружающем нас мире предметов и вещей.
Дизайн - один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триум¬фального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы худо¬жественного формообразования массовых индустриаль¬ных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.
Прошло чуть больше ста лет, и дизайн превратился в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Сегодня труд¬но себе представить какую-либо сферу человеческой де¬ятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для чело¬века среду, облегчая человеку работу и быт, воспитыва¬ет его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материа¬лы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.
Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя на своих старших собратьев по цеху - архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высо¬ких технологий, ориентированные на новейшие техни¬ческие достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фото¬граф», мы все чаще встречаем такие названия как «ди¬зайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фито¬дизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить.
Сто лет дизайна для истории - очень небольшой срок, в отличие от архитектуры и монументально-деко¬ративного искусства, история которых насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако, это не простые сто лет. Многие исследователи считают, что наша цивилизация за последние сто лет проделала путь, соизмеримый в своих открытиях и научно-технических достижениях со всей остальной историей человечества. А, значит, и лето¬пись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рамки становится сопоставимой с традиционными и знакомыми нам всем историями живописи, архитектуры, градостроительства, декоративного искусства и нуждается в серь¬езном и скрупулезном рассмотрении. И не случайно сегодня во многих странах уже появились специальные музеи современного искусства и дизайна. А в дизайне появились свои иконы, свои вехи и памятники - репликационные воспроизводства изделий мебели и быта, став¬шими выдающимися произведениями.
В данной работе будет рассмотрен один из периодов истории дизайна – зарождение промышленного производства.
Промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. привела к замене мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью, появлению нового, по сути дела технического мира, к массовому производству наукоемкой тех¬ники, разнообразных дешевых и высококачественных товаров. Историки выделяют три основных этапа в промышленной революции: появление машин в тек¬стильном производстве, изобретение паровой маши¬ны, применение машин в машиностроении.
С промышленной революции, по мнению многих искусствоведов, берет свое начало дизайн как осо¬бый вид проектно-художественной деятельности в условиях массового индустриального производства.
1. Изобретение челнока-самолета и прялки «Джен¬ни».
Начало технической революции. Двигатель Джеймса Уатта

Первое изобретение, давшее толчок технической революции, было сделано в 1733 году в текстильном про¬изводстве Англии. Им стала конструкция механического (самолетного) челнока для ткацкого станка Джона Клея (1704-1764), освободившего ткача от ряда ручных операций (рис. 1) [5].
Применение ткацких станков с челноком-самолетом вдвое повысило производительность труда и позволило значительно увеличить объем выпуска шерстяных и льня¬ных тканей. В свою очередь, это вызвало повышенный спрос на пряжу, необходимость увеличения производи¬тельности существовавших в то время ручных прядиль¬ных машин. В 1765 году Джеймс Харгривс изобрел меха¬ническую прядильную машину, способную прясть «без руки человека» и назвал ее в честь своей дочери «Дженни».
На первых прядильных фабриках в Англии в каче¬стве механической силы использовали водяные двигате¬ли, а прядильные машины получили название «ватерма¬шины» (от голл. water – «вода») [1; 2].
Начало промышленной революции зачастую связы¬вают с изобретением паровой машины, позволившей осу¬ществить переход от использования мышечной силы лю¬дей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара. Ветряные и водяные мельницы уже не могли обеспечивать нужды быстро развивающегося про¬изводства. Кроме того, обязательное расположение ману¬фактур, оснащенных водяными мельницами, вблизи во¬доемов было не всегда удобным. Для дальнейшего разви¬тия промышленности требовался другой источник энергии - надежный, дешевый и не привязанный к конкретно¬му месту. Им стал паровой двигатель, изобретенный и по¬строенный Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1765 году.

Рис. 1 Схема устройства челнока-самолета. Механическая прядильная машина. Ткацкий цех

В 1769 году Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель, пригодный для практической эксплуатации (рис. 2) [5].

Рис. 2 Паровой двигатель вращения. Трехколесная паровая повозка

О движущей силе пара люди знали издавна. Извест¬ны идеи пароатмосферного двигателя французского фи¬зика Дени Папена (1647-1714). В 1696 г. английский инже¬нер Томас Севери (1650-1715) изобрел паровой насосдля подъема воды. В 1705 году английский механик Томас Ньюкомен (1663-1729) создал паровую машину для от¬качки воды из шахт.
Паровой двигатель Дж. Уатта был принципиально нового типа. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи.
Паровой двигатель сразу же получил широкое вне¬дрение. В 1769-70 гг. французский изобретатель Никола Жозеф Кюньо (1725-1804) создал паровую повозку - пред¬шественницу автомобиля. Ирландец Роберт Фультон (1765-1815) в 1803 году сконструировал первый пароход, а в 1807 г. его колесный пароход «Клермонт» совершил путешествие по реке Гудзон. В 1803 году Ричард Тревик построил паровоз для рельсового пути, 25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона (1781-1848) протащил по узкоколейке 30 т груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км/ч. В 1823 году Д.Стефенсон основал первый паровозостроительный завод. В 1825 году начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона, а в 1830 г. - железнодорожная линия общего пользования между промышленными цен¬трами Ливерпулем и Манчестером [3; 5].

2. Изобретения механика Модели. Техническая рево¬люция в производстве. Изобретение конвейера

Значительный вклад в развитие промышленного про¬изводства внес мастер-механик Генри Модели (1771-1831). Два его знаменитых изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин ма¬шинами.
Первое из них был «механический суппорт» - уст¬ройство для жесткого и в то же время подвижного креп¬ления резца в токарном станке, позволившее кардиналь¬но повысить точность обработки изделий. До этого изоб¬ретения резец токарь держал в руке, опираясь на специальные подставки. При такой технологии трудно было изготовить строго правильные округлые форм. Изобрете¬ние механического суппорта привело к технической ре¬волюции в производстве. Кроме того, впервые в истории обработки материалов механическое устройство замени¬ло руку человека.
Второе великое изобретение механика Модели - ста¬ночная линия для поточного производства однотипной продукции. В 1807 г., выполняя заказ Британского коро¬левского военно-морского флота для производства кора¬бельных блоков, он выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из которых выполнял только одну простую опе¬рацию. В результате такого подхода экономилось время, так как не требовалась переналадка оборудования, и го¬товые блоки выходили из цеха непрерывным потоком. Придуманная станочная линия пережила своего создате¬ля и просуществовала до начала XX в. [9].
Революционным изобретением, кардинально повли¬явшим на развитие производства, стал конвейер (рис. 3) [5]. Обычно открытие конвейерного производства связывают с именем американского промышленника Генри Форда (1863-1947), который первый организовал конвейерное производство автомобиля. Идея разделения труда на отдельный, опера¬ции и выполнение однотипных изделий по специальным лекалам появилась гораздо раньше. Американский пред¬приниматель Эли Уитни в 1801 г. таким образом органи¬зовал производство большой партии мушкетов, открыв дорогу массовому производству сложной техники. Форд развил эту идею, когда решил поставить на поток произ¬водство дешевого «народного автомобиля». Он соединил рабочие места движущейся лентой – «конвейером».

Рис. 3 Конвейерная линия Генри Форда

Начи¬нался сборочный конвейер с автомобильного шасси, кото¬рое по мере движения по конвейеру «обрастало» деталями, и заканчивался полностью собранным автомобилем. После появления конвейера стал возможен массо¬вый выпуск самой сложной техники с максимальной иден¬тичностью всех экземпляров. По такому принципу сегод¬ня работают конвейеры на всех предприятиях мира.
3. Научные открытия и технические изобретения. Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Изобретение парового двигателя и первых механиз¬мов, заменивших человеческую руку, положило начало развитию машиностроения. Чем сложнее становились машины, тем труднее было их совершенствовать. В ре¬зультате в XIX веке возникли специальные технические науки, изучающие процессы, происходящие в механиз¬мах, решающие технические задачи. Они развиваются и по сей день.
В конце XIX в. немецким ученым Вильгельмом Рент¬геном (1845-1923) были открыты рентгеновские лучи, французскими физиками Пьером Кюри (1859-1906) и Марией Склодовской-Кюри (1867-1934) - радиоактивность. Это привело к изучению строения атома. В 1911 году английским ученым Эрнестом Резерфордом (1871-1937) предлагается планетарная модель строения атома, а в 1913 году датским физиком Нильсом Бором (1885-1962) квантовая теория строения атома. Все эти открытия венчала общая теория относительности, разработанная в 1907-1916 гг. Альбертом Энштейном (1879-1955) [4; 10].
Вслед за великими открытиями в физике и химии начинается новый этап в развитии технических наук, инженерных методов создания техники. Появляется фи¬зика диэлектриков, разрабатываются новые способы по¬лучения сплавов.
Применение в технике научных открытий, получен¬ных на рубеже XIX и XX вв., привело к созданию тех¬нических устройств и технологий, которые назвали нау¬коемкими (рис. 4-6) [5].
Производство, основанное на ручном труде, посте¬пенно уступает место индустрии. При этом рабочие ме¬ханизмы все больше начинают изготавливаться машин¬ным способом. На первый план выходит развитие техно¬логий.

Рис. 4 Научные достижения на рубеже XIX-XX вв. (1)
Рис. 4 Научные достижения на рубеже XIX-XX вв. (2)

Рис. 5 Научные достижения на рубеже XIX-XX вв. (3)

Возникают все новые и новые машины-двигатели, машины-передатчики, машины-орудия. Технический про¬гресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение.
К концу XVIII в., когда уже достаточно очевидно проявились результаты первой промышленной револю¬ции, стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом новых ве¬щей невозможен дальнейший ни материальный, ни ду¬ховный прогресс. Первые образцы промышленных изде¬лий были далеко несовершенными и, как правило, усту¬пали качеством продукции мануфактурного и ремеслен¬ного производств, обладающих опытом и традициями, на¬копленными веками, секретами, передаваемыми из поко¬ления в поколение. Одновременно, со снижением каче¬ства индустриально выпускаемых форм, по сравнению с продукцией традиционного ремесленного производства и простых мануфактур, обнаружилась эстетическая ино¬родность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также са¬мой мысли о массовом тиражировании - изготовлении сотен и тысяч, похожих друг на друга как две капли воды, изделий [5; 7].
Новые открытия, технические достижения, индуст¬риальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования.
Освоение новых пространств дало дизайну новый порядок проектных объектов: летательные аппараты, подводные корабли. Особую роль здесь начинают играть вопросы технологии производства и эксплуатации, эргономики.
Первым пилотом считается немецкий инженер Отто Лилиенталь, совершивший в 1893-96 гг. целый ряд полетов на планере собственной конструкции.
Первый в мире самолет с паровым двигателем был построен русским морским офицером А.Ф. Можайским. В 1878 г. им были разработаны чертежи, а в 1883 г. был построен самолет. Однако на испытаниях 1884 г. самолет ждала неудача: он отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Причина была в том, что самолет Можайского имел двигатель втрое меньшей мощности, чем требовалось для полета (рис. 6) [5].
Полет на моторном аэроплане «Флайер» впервые совершили американцы Орвилл и Уилбер Райт 14 декабря 1903г. Пер¬вый полет продолжался 3,5 секунды на высоте около 3 м, дальностью 32 м. В 1908 году по заказу военного министер¬ства США братья Райт постро¬или двухместный аэроплан. В этом же году он демонстриро¬вался во Франции, где произ¬вел настоящий фуррор. Про¬державшись в воздухе 2 часа 20 минут, он побил все суще¬ствовавшие на то время ре¬корды.
1909 г. стал годом всеобщего триумфа аэропланов: прошли международные состязания, выдающийся французский авиатор Блерио на своем аэроплане «Блерио 11» совер¬шил перелет через Ламанш, его соотечественник Вуазин создал первый серийно вы¬пускаемый аэроплан «Фарман 3» (рис. 7) [5; 6].
На рубеже XIX-XX вв. был создан первый дирижабль (рис. 8). Выдающийся немецкий конструктор дирижаблей жесткой конструкции «цеппелин» - Фердинант Цеппелин – родился в Констанце. Обучался в Политехнике в Штудгарде, затем в военной школе в Тюбинге. С 1858 г. – офицер кавалерии. После военной службы генерал Цеппелин с 1891 г. занимается строительством воздушных кораблей. 2 июля 1900 г. стартовал первый дирижабль Цеппелина LZ-1 . С 1905 г. всего при жизни графа Цеппелина было построено 130 дирижаблей LZ.
Первые сигналы тревоги за судьбы человеческой культуры в связи с развитием техники прозвучали во времена Великой французской революции, в выступлени¬ях художника Жак-Луи Давида в 1790 г. Предчувствие кризиса культуры с развитием техники встречается в высказываниях Гете. В беседе с Эккерманом он призна¬вался: «Эта все расширяющаяся машинность мучает меня и страшит; надвигается как гроза, медленно-медленно; но ход ее начат,


Рис. 6 Испытательные полеты на планере. Чертежи самолета
А.Ф. Можайского
Рис. 7 Биплан Вуазин. Испытательный полет У. Райта

Рис. 8 Строительство и запуск дирижаблей Цеппелина

она подкрадется и настигнет». Отмечал это и Шиллер. В своих «Письмах об эстетическом воспи¬тании человека» он писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, матери¬альном окружении людей форма была подчинена эстети¬ческим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться «моральное состояние» [2].
Чтобы решить возникающую угрозу конфликта меж¬ду машинным производством и эстетическими воззрени¬ями общества, предотвратить вандализм рабочих по от¬ношению к новой технике, в Англии стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, по¬вседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Англий¬ское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию куль¬туры на развитие техники. С 1849 г. в Лондоне стал выходить первый специальный журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию – «Journal of Design and Manufactures». В это же время стало входить в употребление понятие «industrial art» («промышленное искусство») [8]. До этого понятия «искусст¬во» и «художественное творчество» практически никогда не употреблялись по отношению к проектированию ря¬довых сооружений, созданию бытовых вещей, одежды.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Как Вы относитесь к взяточничеству в сфере высших учебных заведений?
1) Хорошо, это помогает тратить меньше сил на получение высшего образования
2) Нейтрально, мне все равно
3) Негативно, коррумпированность преподавателей мешает государству получать квалифицированных специалистов.

Спонсоры