Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
|
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение 3
Глава 1 Управленческий труд как система 5
1.1. Сущность управленческой деятельности 5
1.2. Ресурсы управления. Информация как ресурс 11
Глава 2 Информация как основной продукт технологии
менеджмента 14
2.1. Свойства и классификация информации в управлении 14
2.2. Роль информации в управленческой деятельности 19
Заключение 22
Список литературы 24

Введение

Информационный подход к управлению деятельностью организаций – наследие последнего десятилетия ХХ века. В связи с быстрым ростом потребности общества в информации она стала превращаться в важнейший стратегический ресурс производственной и коммерческой деятельности. Бурное развитие информационных технологий и создание информационного общество привели к тому, что информация стала использоваться и для управления деятельностью организации.
В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла «наука – техника – производство – сбыт – потребление» не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, оценок, о положении на товарных рынках и рынках капиталах, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т.п. В связи с этим актуальным является рассмотрение проблемы информационного обеспечения труда руководителя.
Объект исследования – управленческий труд.
Предмет исследования - особенности информационного обеспечения труда руководителей.
Цель исследования - изучить особенности информационного обеспечения труда руководителей.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность управленческой деятельности;
- рассмотреть понятие «ресурсы управления»;
- определить понятие информации как ресурса управления;
- проанализировать свойства и классификация информации в управлении;
- рассмотреть роль информации в управленческой деятельности.

Глава 1 Управленческий труд как система
1.1. Сущность управленческой деятельности

Управленческая деятельность – это философское понятие, которое практикуется как форма активного отношения к окружающему миру, направленная на целесообразное его познание, изменение и преобразование согласованными усилиями многих людей, а так же интеграцией всех необходимых средств для достижения целей.
Конкретное выражение дан¬ной деятельности занятыми ею профессиональными специалистами и ря¬довыми работниками называется управленческим трудом. В той или иной мере в него включается каждый человек [4,9,19].
Элементами управленческого труда являются предметы, средства, сам трудовой процесс. Его отличие от предметно-практических видов деятельности состоит в том, что он направлен на сбор, анализ и преобразование информации. Поэтому управленческий труд близок труду ученого, хотя отличается от него по объекту и средствам.
Вместе с тем, управление является одним из наиболее сложных ви¬дов творческой деятельности. Оно опирается на теорию, но теорию осо¬бого рода: не о том, что надо делать, не на свод рецептов, а о том, как применить законы, как ставить вопросы, как находить проблемы, как со¬здавать программы работ.
В управлении должны органично сочетаться объективное и индивидуальное, обоснованное знаниями закономерностей с творчеством. Все это делает управление в высшей степени творческим процессом.
Президент известной японской фирмы «Сони» Акио Морита в свое время писал, что никакая теория и программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди. Он подчеркивал, что делать ставку на людей надо искренне, порой это требует большой смелости и может оказаться рискованным делом. Каким бы ни были Вы умным, ловким, ваше дело, его судьба находится в руках тех людей, которых Вы нанимаете [13].
В системе современного менеджмента объектом управления рассматриваются, во-первых, организации или предприятия-товаропроизводите¬ли, во-вторых, процессы управления как явления, берущие свое начало от человека, его потребностей и целей.
Современный менеджмент представляет собой особый тип гибкой организационной системы управления коммерческими организациями и негосударственными предприятиями, связанными с условиями и особенностями рыночной экономики. Он рассматривается как особая динами¬ческая организация управления, необходимая экономически самостоятель¬ному хозяйственному субъекту в рыночной экономике, и представляет со¬бой гибкую систему предприимчивого и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
В силу этого процесс менеджмента представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологичес¬кое явление, труд, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Имеются в виду и генезис, и эволюция, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, опе¬рации, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т. е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий [6,19].
Важно отметить, что менеджмент рассматривается и как элемент культуры, системы ценностей и убеждений. Он оказывает определенное влия¬ние на развитие человека и общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения. Сердцевиной его являются человеческие ресурсы и предпринимательская экономика. Поэтому глав¬ная задача менеджмента как конкретного вида труда - сделать информа¬цию, знания, опыт и нововведения производительной силой.
Человек в системе менеджмента не только отдает, он формирует свои ожидания и притязания по поводу: содержания, смысла и значимос¬ти работы, ее творческого характера и увлекательности; степени незави¬симости, прав и власти на данной работе; степени ответственности и рис¬ка; престижности и статуса данной работы; безопасности и условий на работе; признания и вознаграждения хорошей работы; социальной защи¬щенности; гарантий роста и развития; отношений между членами органи¬зации и др. Для этой цели в высокоорганизованных фирмах, имеющих высокий класс менеджмента, составляется модель в виде матрицы для каждого работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по от¬ношению к организации.
Организация в свою очередь ожидает от человека, что он проявит себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимы¬ми знаниями и квалификацией; член организации, способствующий ус¬пешному ее функционированию и развитию; человек, обладающий опре¬деленными личностными и моральными качествами; член коллектива, спо¬собный создавать коммуникации и поддерживать нормальные отношения с коллегами; член организации, разделяющий ее ценности; специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный организации и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной ра¬боты, готовый осуществлять ее качественно; сотрудник, поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения. В связи с этим существует проблема стыковки ожиданий организации и работника. Для этой цели могут использоваться методы моделирования как для выявления причин и факторов возникновения конфликтов, так и для выбора путей и методов их разрешения [2].
Отдавая дань идее современного менеджмента, обладающего якобы какой-то магической силой, не следует приписывать ему сверхъестествен¬ное начало. Сила современного менеджмента, его ядро, заключается, с одной стороны, в том, что он берет свое начало от человека, его потреб¬ностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно-тех¬нического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движу¬щая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая зак¬лючается в создании, применении и эффективности информационных тех¬нологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, инициируя тем самым творчество и инновационные процессы в производстве.
В условиях открытой рыночной экономики стало также очевидным, что внешняя среда организации сложна, динамична и трудно предсказуе¬ма. Именно поэтому в настоящее время выступает задача совершенство¬вания не столько техники, сколько развитие персонала, изменяя установ¬ки, ценности, профессиональные знания, умения и навыки, психологию, философию, а в конечном счете культуру.
Прежние информационные технологии, формировавшиеся в рамках планово-распределительной экономики, как методически, так и методологически не соответствуют таковым из области современного менеджмен¬та. Например, «работа с кадрами» не эквивалентна «менеджменту персо¬нала». Освоение маркетинговых технологий осуществляется без решения социальных проблем конкретных регионов. Тем более невозможно фор¬мировать эффективные маркетинговые технологии в отрыве от технологии информационного менеджмента. Нужны в первую очередь не статис¬тика и социологические обследования, а особый многомерный синтез ин¬формации и знаний, с использованием логистики в рамках информационных технологий менеджмента.
Обозначенные подходы позволяют сформулировать некоторые ос¬новные принципы управленческого труда [6,19]:
- динамизм формирования и развития самоорганизующихся и само¬управляемых инновационных элементов систем;
- децентрализация вертикальных структур и усиление горизонталь¬ных связей, обеспечивающих целенаправленную активизацию деятельнос¬ти людей в рыночных структурах;
- гуманизации и социологизация процессов труда в приоритетных направлениях системы менеджмента;
- ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конеч¬ные результаты;
- активизация инновационной предприимчивости в целях овладения новыми нишами рынка на основе экономической мотивации труда и кон¬курсной системы;
- наращивание потенциала человеческих ресурсов менеджмента для превращения «управленческой» экономики в предпринимательскую экономику;
- достижение синергического эффекта посредством преобразования информации, знаний, опыта в производительную силу;
- организация систематического контроля за состоянием всех элементов менеджмента на базе обратной связи между объектом и субъек¬том управления;
- быстрое реагирование на отклонения, как положительные, так и отрицательные, оценивая при этом коммерческие и функциональные результаты работы по организации взаимодействия фирмы; факторы, способствующие как получению результатов, так и факторы, препятствующие успешной деятельности;
- результативное соединение посредством синтеза во времени и в пространстве методов и процессов управления деятельностью органи¬зации, управления людьми (персоналом) и управления связями вне орга¬низации для обновления производства;
- качество работы и продукции в системе менеджмента обеспечивает¬ся принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, группо¬вой деятельности, деловой активности, непрерывности функционирова¬ния, массового новаторства и творческого поиска;
- эффективность менеджмента обеспечивается прежде всего, соединением пяти факторов производства: капитала, информации, материа¬лов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;
- человек не только средство для достижения цели, но он сам есть цель менеджмента. Эффективно трудиться человека вынуждает не менед¬жер, а соответствующие создаваемые им условия.
Понимание того, что сложные организационные процессы в учреждении, предприятии не зависят полностью от сознательного планирования и управления - одно из важных положений теории современного менеджмента.

1.2. Ресурсы управления. Информация как ресурс

Менеджер использует ресурсы для осуществления своих целей так же, как гончар использует глину для изготовления горшка. Под ресурсами принято понимать запасы или источники, необходимые для производства чего-либо или для деятельности людей [10, 12, 14].
Выделяют четыре типа ресурсов [1, 3, 19].
Трудовые ресурсы - это работники, необходимые для выполнения работ. От целей, которые ставит перед собой менеджер, зависит, каких специалистов или рабочих он себе подберет.
Финансовые ресурсы - это деньги, ценные бумаги, векселя, явля¬ющиеся средством обмена, особый ресурс, наделенный свойством всеоб¬щего эквивалента. В менеджменте используется для достижения целей путем получения инвестиций, субсидий, кредитов и ссуд, а также дохода и прибыли. В качестве важного способа получения финансовых ресурсов является фандрэйзинг (в буквальном смысле "добывание", "выпрашивание" денег). Финансовые ресурсы используются для осуществления раз¬личных платежей поставщикам, бюджету, служат в качестве основного способа вознаграждения работников организации.
Финансовые ресурсы размещаются на расчетном, валютном и дру¬гих счетах в учреждении банка, денежные средства - в кассе учреждения.
Информационные ресурсы - это все данные, которые в процессе менеджмента включаются для выполнения работ. Например, для того, что¬бы работникам дать указания о режиме работы, директор предварительно может собрать данные о потоке посетителей в раз¬личные интервалы времени суток.
Информация как вид ресурсов имеет особенно¬сти, существенно отличающие её от других ви¬дов ресурсов. Она, во-первых, является продук¬том человеческого труда, но в отличие от дру¬гих продуктов, не является объектом купли-продажи. Информация — категория нематериальная, и продается не она сама, а право на её использо¬вание. Информация — это смысл, который человек приписывает фактам, идеям, сведениям, предста¬вленным в знаковой (символьной) форме, позволя¬ющей производить их передачу, обработку и интер¬претацию. Такое понимание информации соответ¬ствует и этимологии обозначающего её слова (от лат. information — разъяснение, изложение). От¬сюда следует, что если данные воспринимаются и интерпретируются человеком, то они становят¬ся для него информацией, т. е. из "информации в себе" превращаются в "информацию для нас". По¬этому информация — это потенциальное свойство данных, которое может быть реализовано одним воспринимающим человеком и не реализовано Дру¬гим, не обладающим необходимым запасом знаний [18, 20].
Во-вторых, информация является дополнением и даже заменяет два других базисных ресурса — материальные и энергетические. Информатизация общества привела к формированию информацион¬ной индустрии, что способствовало, например, в Японии, где особенно ценятся знания и инфор¬мация, замене скудных природных ресурсов нау¬коёмкими производствами и безотходными техно¬логиями, для которых требуется всё меньше мате¬риалов и энергии и всё больше знаний, информации и умений-
В-третьих, информация как вид ресурсов не расходуется при её потреблении и не отчуждает¬ся от её носителя при обмене или передаче. Со-храняемость информации при потреблении явля¬ется одним из важнейших её свойств и объясняет во многом то, что она сохраняет потребительские свойства неограниченное время.
В-четвёртых, информация не тождественна сво¬ему материальному носителю, поэтому она может быть использована неограниченное число раз, её можно размножить и одновременно использовать в разных местах для решения разных задач.
В-пятых, информация может быть синтезиро¬вана на основе ряда данных, приведенных в раз¬личных источниках. Поэтому при принятии реше¬ний поиск данных сопровождается постоянной кор¬ректировкой содержания запроса, ибо хотя инфор¬мации казалось бы и много, но она не содержит конкретного ответа на запрос, и решение прини¬мается путём постепенного приближения собствен¬ного представления о ситуации к состоянию све¬дений, характеризующих данное информационное пространство. Это свойство постоянного обобще¬ния и преобразования информации делает её не только важным, но и практически неисчерпаемым ресурсом для любой организации.
В-шестых, информация может иметь разную ценность для разных потребителей, действующих в разных ситуациях и сферах деятельности, и более того — даже в одних и тех же ситуациях исполь¬зования.
В-седьмых, информация служит базой научных, патентно-информационных и маркетинговых ис¬следований, основой изобретательской деятельно¬сти и научного творчества, опытно-конструктор¬ских разработок, производства и сбыта продукции, включена в них как важнейшая составляющая, ко¬торая, как кровеносная система организма, связы¬вает все отдельные направления деятельности вну¬три организации и определяет сё инновационное развитие. Кроме того, она является средством ин¬формирования о товарах и их продвижения, воздей¬ствуя на спрос и доведение потребителей на рын¬ке, на сбыт товаров, а также выполняет роль пря¬мой и обратной связи с другими организациями [5, 8, 18]. Наконец, информация является важнейшим сред¬ством образования и особенно самообразования и переподготовки специалистов любых профессий и специальностей.

Глава 2. Информация как основной продукт технологии менеджмента

2.1. Свойства и классификация информации в управлении

Информация – основа процесса управления. Без нее невозможно сформулировать цели управления, оценить ситуацию, определить проблемы, подготовить, принять решения и оценить их последствия, контролировать их выполнение.
С точки зрения содержания и роли в управлении информация определяется как предмет труда управленческих работников и пред¬ставляет собой совокупность сведений о состоянии управляемой и управ¬ляющей систем, внешней среды.
Именно в силу этого, когда речь идет о технологии, то прежде всего имеются в виду коммуникативные и информационные операции и процессы.
К основным свойствам информации, как правило, относят [15, 17]:
- способность быть средством отражения процессов, событий, явле¬ний и т. п.,
- многократность использования,
- при обмене информацией между двумя объектами она удваивается у каждого участника обмена,
- свойства старения, концентрации и рассеивания.
Известно, что 80% необходимой и важной информации содержится в 20% сообщений (например, документов), а остальные 20% рассеяны в других, 80% источников. Процесс передачи и приема информации про¬текает во времени, следовательно, чем больше передатчиков участвует в канапе, тем дольше длится процесс или больше она запаздывает и уста¬ревает. Старение информации, кроме того, обусловлено временем ее во¬стребования со стороны принимающего. Вполне возможно, что между поступлением сообщения и восприятием его получателем может пройти значительный
интервал времени.
С целью анализа уровней информационного обеспечения процесса управления информацию можно классифицировать по ряду признаков:
- форме передач;
- источнику получения;
- степени свертывания;
- по типу опе¬раций и видам их обработки;
- носителям и т. д. [16, 19]
По форме передач она может быть, как мы уже отмечали, тексто¬вой (письменной), устной, аудио и визуальной, кинестетической.
По источнику получения информацию различают на первичную и вторичную.
По степени свертывания (обработки) - на исходную и обработан¬ную. Исходная получается из первичной информации, а также в результа¬те прямых наблюдений за ходом работ учреждения. Она необходима для первичных данных. Она может являться промежуточной для более высо¬кого уровня обобщения.
По типу операций информация может быть отнесена к этапам: пер¬вичному, подготовительному и основному.
На первичном этапе осуществляется сбор данных, на подготовитель¬ном - преобразование к виду, принятому для ввода в информационный массив или канал связи, и на основном - переработка или обработка, в зависимости от назначения информации.
Каждый из указанных типов подразделяется на классы операций. Сбор включает классы, связанные с фиксацией и передачей данных, под¬готовка объединяет их приемку, редактирование и формализацию. Обра¬ботка состоит из ввода и хранения данных, переработки массивов по заданным алгоритмам и вывода информации.
Носители информации по типам - традиционные и нетрадиционные. К носителям традиционным относятся бумажные, графические. К нетрадиционным - машиночитаемые, магнитные, голографические, ла¬зерные и т. п.
Классификация информации, используемой в процессе управления, является основной для его информационной характеристики. Она отража¬ет формы и характер ее использования, влияние на параметры процесса управления. К информационным характеристикам процесса управления относят количество и качество информации, достоверность и точность, полноту, актуальность, ценность, полезность и плотность. Она может сра¬зу использоваться в дальнейших расчетах и анализах или накапливаться в виде промежуточной информации на тех или иных носителях для после¬дующего применения.
Количество информации является основной характеристикой загрузки управленческих работников, а также производительности исполь¬зуемых при преобразовании информации технических средств в челове¬ко-машинных системах. Оценка количества информации во многом зависит от способов ее фиксации, применяемых носителей и технических средств.
При оценке объемов информации в качестве ее единения использу¬ются понятия: символ, бит, байт, слово, знак и др. Определение указан¬ных терминов детально изучается в курсе информатики [11].
Качество информации характеризуется достоверностью, точнос¬тью, полнотой, актуальностью, ценностью, полезностью. Достоверность информации представляют числом ошибочных символов на определенный объем информационного сообщения. Точность информации характери¬зуется степенью соответствия реальным значениям показателей. Полноту информации определяют соотношением необходимых для процессов управления и получаемых сообщений к моменту использования; актуаль¬ность связывают со временем, в течение которого содержание устарева¬ет. Поэтому период, когда она остается действенной, имеет большое значение в принятии решений. Актуальность информации во многом зави¬сит от своевременности ее сбора, регистрации, обработки, целенаправ¬ленности и использования по назначению. Ценность и полезность характеризуются степенью ее соответствия поставленной цели, сложившейся ситуации, определенной проблеме.
Информация, отражаемая на носителе, характеризуется плотностью. Плотность информации - это ее количество, содержащееся в единице при¬нятого решения. При низкой плотности увеличивается объем рутинных работ в управленческой технологии, усложняются процессы хранения и поиска информации и тем самым снижается производительность управ¬ленческого труда.
Высокая плотность информации определяется не только техникой ее фиксирования на носителях, но и знаками, языком ее фиксирования [15]. В управленческой документации все шире используется унифика¬ция и стандартизация. Это способствует уплотнению информации и улучшению характеристик информационного обеспечения процесса управления. Уплотнение информации - одна из современных тенденций совершенствования информационного обеспечения процесса управления. И наконец, информационная система характеризуется пропускной способностью. Последнюю оценивают количеством единиц информации, которые она может преобразовать в единицу времени. Для обеспечения пропускной способности системы необходимо, чтобы асе ее элементы были взаимосогласованы производительность управленческих работников по преобразованию информации должна соответствовать пропускной спо¬собности технических средств [19].
При формировании информационных систем, обеспечивающих тех¬нологию менеджмента, учитывается, что каждый участник процесса дол¬жен получать лишь те сведения, которые имеют новизну для него. Только в этом случае информационная система будет рациональной, а живой и своевременный труд затрачиваться эффективно. При количественной оценке документальной информации ее объемы оцениваются количеством документальной информации, ее объемы оцениваются количеством документо-строк, реквизитов, символов. Во всех случаях для достаточного информационного обеспечения технологии менеджмента необходим анализ принимаемых к использованию систем информации.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Какой процент проводимых в Вашем высшем учебном заведении лекций Вы посещаете?
1. Стараюсь ходить на все лекции, пропускаю исключительно по болезни.
2. Хожу на большинство лекций
3. Посещаю меньше половины
4. Совсем не хожу на лекции или хожу на пару занятий за семестр.

Спонсоры