Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Содержание, принципы и назначение управленческого учета………….5
2. Система законодательного и нормативного регулирования
бухгалтерского учета в России………………………………………..16
3. Закон РФ о бухгалтерском учете и Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности…………………...21
4. Стандарт-кост как система учета нормативных затрат………………...26
5. Нормирование и контроль затрат труда и заработной платы
регулирование учета (на примере ОАО «Кемеровский
хладокомбинат»)………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….39

Введение

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является ос¬новой для принятия большей части управленческих решений. Дан¬ные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии орга¬низации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда об¬щество узнает о состоянии экономики.
В получении оперативной и точной бухгалтерской информации заинтересованы все, кто так или иначе связан с производством и ре¬ализацией продукции, работ или услуг.
В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразо¬ваний и усложнением задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму бухгалтерских работников.
Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
Решение перечисленных задач возможно только при условии понимания базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, овладения основными принципами и требованиями, которые уста¬новлены законодательными и нормативными актами.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необ¬ходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета. Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступен¬чатой — на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких — эти принципы детализируются.
Объект исследования – бухгалтерский управленческий учет.
Предмет исследования – нормативное регулирование российского учета и возможности использования принципов управленческого учета.
Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уяснить содержание, принципы и назначение управленческого учета.
2. Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.
3. Изучить основные требования Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
4. Составить общее представление о стандарт-косте, как системе учета нормативных затрат.

1. Содержание, принципы и назначение управленческого учета

Основу рыночной экономики государства составляют хозяйствен¬ные организации (предприятия, фирмы, компании) разных форм собственности, использующие экономические ресурсы для осущест¬вления коммерческой деятельности. Она представляет собой слож¬ный комбинационный процесс по производству и реализации това¬ров и услуг, в котором участвуют труд, земля и капитал. Каждый из перечисленных компонентов может быть представлен как затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Все основные процессы производственно-хозяйственной деятельнос¬ти предприятия: снабжение, производство, сбыт и координирующая их функция управления — непосредственно связаны с расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эти расходы могут считаться оправданными, если в результате их осуществления полу¬чены доходы, превышающие произведенные затраты. По существу, управление предприятием — это комбинирование различных произ¬водственных и непроизводственных факторов, действий и возмож¬ностей предпринимательской деятельности, конечной целью которой является получение прибыли, т.е. превышение доходов над расхо¬дами.
Управление невозможно без информации или совокупности сведе¬ний о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среде. В таком понимании экономическая информация вы¬ступает как основа процессов подготовки, принятия и реализации уп¬равленческих решений [9].
Процесс управления реализуется в виде некоторой последователь¬ности решений, эффективность которых можно проверить лишь на основе получения информации о промежуточных и конечных результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние и поведение управляемых параметров.
Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации. Без информации невозможно определить цели управле¬ния, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение.
Экономическая информация для управления хозяйственными организациями формируется в системах планирования, учета и анализа производственно-финансовой деятельности. В условиях компьютер¬ной обработки данных происходит интеграция функций этих систем. Формирование информации возлагается на финансовый и производ¬ственный (управленческий) учет, которые выполняют функции не только измерения и фиксации фактических величин наличия, движе¬ния и использования ресурсов, но и их планирования. Экономический анализ в равной степени должен быть присущ всем видам учета, в том числе финансовому и управленческому.
Финансовый учет призван обеспечить отчетной информацией главным образом внешних пользователей: акционеров и других собст¬венников, кредиторов, инвесторов предприятия, его персонал, постав¬щиков и покупателей, налоговые и статистические органы государства, общественные и профсоюзные организации.
Управленческий учет — это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической ин¬формации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предпри¬ятия, фирмы, банка и т.п.) [9; 10]. Его цель заключается в том, чтобы помочь Управляющим (менеджерам) в принятии экономически обоснованных решений.
Управленческий учет в основном использует те же принципы, что и финансовый, и является логическим следствием развития бухгалтер¬ского учета, его эволюции.
Вряд ли подлежит сомнению утверждение о том, что бухгалтерский учет изначально предназначался для управления предприниматель¬ской деятельностью. Первоначально сам купец, хозяин мастерской или другой коммерсант, а затем нанятые или профессиональные бухгалте¬ры, делая записи о приобретениях и тратах, движимом и недвижимом имуществе, долгах кредиторам и задолженности дебиторов, делали их для себя, для собственных нужд управления бизнесом предприятия. Учет им нужен был, чтобы не забыть, чтобы, если дойдет до судебного разбирательства, в точности воспроизвести обстоятельства спорной сделки или долга. Отсюда мемориальный характер многих регистров и форм бухгалтерского учета (memorium - лат. - память), юридичес¬кая трактовка его развития. Даже когда учет стал включать подсчет затрат и калькуляцию себестоимости, делалось это для владельцев и управляющих предприятия в целях обеспечения экономичности его деятельности, ориентации в ценообразовании, оценки выгодности производства и продаж тех или иных товаров, т.е. для управления биз¬несом.
Постепенно по мере того как экономические отношения стали все более развитыми и разнообразными, с появлением хозяйственных ор¬ганизаций коллективной собственности, предприятий на паях, а затем акционерных обществ бухгалтерский учет стал приобретать общест¬венное значение. Понадобилось единство в его методике, необходи¬мость в ее законодательном регулировании, введение единой отчетнос¬ти и правил ее составления. К тому же постоянно укрепляющее свою власть государство сразу оценило роль бухгалтерского учета в налого¬обложении, в расчетах с бюджетом и стало активно вмешиваться в установление его правил и контроль за их соблюдением, прежде всего из фискальных соображений. Бухгалтерский учет, сохраняя принци¬пиальные возможности участия в управлении предприятием, посте¬пенно превратился в учет для сторонних потребителей его данных: акционеров, пайщиков, государства и третьих лиц (кредитных, инвестиционных организаций, поставщиков, покупателей и т.п.) [9].
Произошедшее в середине XX в. выделение управленческого учета из системы бухгалтерии связано с развитием техники и технологии производства, науки и практики менеджмента, появлением новых ин¬струментов рынка, усилением конкуренции. Увеличилось количество вариантов решения экономических проблем и ситуаций, они услож¬нились. Возросла и цена ошибки из-за неправильно принятого реше¬ния по управлению предприятием. К этому времени были определены теоретические основы и принципы, методология управленческого учета в виде систем стандарт-коста и директ-коста, получила развитие теория принятия управленческих решений и наука, изучающая пове¬дение людей [9].
В современном понимании управленческий учет является систе¬мой, обеспечивающей получение и поставку информации, необходи¬мой для функционирования системы управления на предприятии. Частично эти функции выполняют производственный и бухгалтерский учет. Информация, формируемая в системах бухгалтерского, производ¬ственного и управленческого учета, призвана уменьшить степень не¬определенности, свойственной рыночным условиям хозяйствования.
Управленческий учет состоит как бы из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего (внутризаводского, как говорили раньше) управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосред¬ственно в организации. Это не означает, что при организации управ¬ленческого учета, создании его системы нужно обязательно объеди¬нить обе эти функции. Они могут существовать и обособленно: про¬изводственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производ¬ства и сбыта, а финансовая - кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответ¬ствующей деятельностью [12]. В небольших организациях функции управ¬ленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.
Практика осуществления управленческого учета показала, что при любых формах его организации обязательно выделение в самостоя¬тельный раздел или вид учетной работы измерение затрат и результатов основных видов деятельности предприятия. В промышленности это расходы на изготовление или добычу продукции, выполнение работ, оказание услуг и их реализацию и соответственно объем и стоимость производства и продаж, в строительстве - расходы на строительство, монтаж оборудования и ввод в эксплуатацию объектов, их сметная договорная стоимость, в торговле - издержки обращения, объем то¬варооборота и валовой прибыли.
Именно соотношение затрат и результатов деятельности свидетель¬ствует об эффективности управления, служит основанием для приня¬тия управленческих решений, для оценки целесообразности их осу¬ществления.
Основным принципом управленческого учета является его ориен¬тация на удовлетворение информационных потребностей управления, решение задач внутрифирменного менеджмента различного уровня прав и ответственности. При этом информация должна опережать при¬нимаемые решения. Философия управленческого учета исходит из того, что затраты и результаты деятельности следует с большей или меньшей степенью достоверности определить до их осуществления и получения. Из их различных вариантов выбирается оптимальный, именно он включается в план и бюджет, выполнение которых контро¬лируется методами учета фактических величин. На основе выявленных отклонений от плана, нормативов, сметных ассигнований бюджета принимаются меры, чтобы затраты и результаты были обеспечены на уровне заданных величин, или корректируется сам план [9].
Данные управленческого учета нужны в первую очередь тем, кто распоряжается тратой ресурсов или сам осуществляет эти траты. Поэ¬тому одним из принципов учета для управления является ориентация на группировку затрат и результатов деятельности по внутризавод¬ским, внутрифирменным подразделениям предприятия. Руководите¬ли низовых подразделений, зная затраты и результаты своей деятель¬ности, могут осуществлять ее с минимальными расходами, а следова¬тельно, с максимальной эффективностью. В результате повышается ответственность за экономичность производственно-хозяйственной деятельности.
Владея информацией управленческого учета, руководители высше¬го уровня могут осуществлять мониторинг всей финансово-хозяй¬ственной деятельности предприятия, т.е. отслеживать протекающие процессы в режиме реального времени, оперативно контролировать результаты работы, своевременно принимать меры для устранения не¬достатков, ведущих к удорожанию себестоимости и снижению рента¬бельности производства и продаж. На основе мониторинга делаются выводы о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ди¬намике их изменения, о благоприятных и неблагоприятных тенденци¬ях развития внешних условий, в которых работает предприятие.
Есть области, где затраты осуществляются только по решению вышестоящего уровня управления организацией (совета директоров, собрания акционеров и т.п.). Это главным образом решения, связанные с производственными и финансовыми инвестициями, освоением но¬вых производств и рынков сбыта, приобретением или продажей пред¬приятий или их составных частей. Такого рода затраты и результаты оп¬ределяются в системе финансового учета, однако принятию решения об инвестициях или о продаже недвижимости должен предшествовать об¬стоятельный расчет с использованием методов управленческого учета.
Для управленческого учета важно не только исчисление абсолют¬ного значения показателей, но, прежде всего, отклонений от заданных параметров исполнения, ориентация на выявление факторов, влия¬ющих на отклонения. Их выявление лежит в основе управления по отклонениям, при котором корректирующее воздействие на управляе¬мый объект осуществляется на основе информации об отклонениях от заранее заданных параметров состояния или поведения объекта. Этот принцип отличается [10]:
а) экономичностью: нет необходимости иметь полную информа¬цию об объекте управления, достаточно знать отклонения и реагиро¬вать только на их величину;
б) оперативностью: управляющее воздействие, коррекция совер¬шается, как правило, в момент возникновения отклонений;
в) конкретностью и целенаправленностью управления: корректи¬рующее воздействие осуществляется с точным знанием причин, места и характера возникших отношений.
Эффективность управленческих решений существенно повыша¬ется.
Наиболее существенные различия между финансовым и управлен¬ческим учетом сводятся к следующему [9; 11]:
1. Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей: акционеров и других собствен¬ников имущества, государственные органы власти и управления, кре¬диторов и инвесторов. Цель этого учета и соответствующей отчетнос¬ти - информирование собственников предприятия, государства и тре¬тьих лиц о наличии имущества и обязательств организации, ее финан¬совом состоянии и результатах деятельности, расчет налогооблагаемых показателей и налоговых платежей, управление дебиторской и креди¬торской задолженностью, расчеты с клиентами и персоналом. Цель управленческого учета - обеспечение менеджеров организации ин¬формацией, необходимой для контроля экономичности производст¬венно-хозяйственной деятельности, решения внутренних задач управ¬ления фирмой, поиска и обоснования управленческих решений.
2. Финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет - нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием счетов бухгалтерского учета определена федеральным законом Россий¬ской Федерации, действие которого распространяется на все органи¬зации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести на пред¬приятии управленческий учет или нет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразны¬ми, если ее ценность для управления выше затрат на получение соот¬ветствующих данных.
3. Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции, всю деятельность предприятия, его имущество, обязательства и расчеты. Но это учет факта, прогнозные, ожидаемые величины бухгалтерский учет не включает. Управленческий учет - это главным образом исчис¬ление затрат и результатов; выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств. Обе разновидности учета для управления включают расчетные, ожидаемые, прогнозные, плановые величины.
4. Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с норма¬тивными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. Методика и организация управленческого учета государственными ор¬ганами и законодательством не регламентируются [11]. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитыва¬ющим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Ограничений по выбору систем управленческого учета не существует. Его методологической основой является теория принятия решений.
5. Пользователями информации финансового учета и отчетности являются в основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы государственной власти, т.е. внешние потребители. Персонально их состав неизвестен предпри¬ятию, и всем представляются одни и те же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого учета предна¬значена для руководителей предприятия (менеджеров) разного уровня полномочий и ответственности [9]. Естественно, каждому из них необхо¬дим индивидуальный перечень учетных данных для управления, соот¬ветствующий их правам и обязанностям.
6. Финансовый учет ведется путем двойной записи на взаимосвя¬занных счетах бухгалтерского учета. Управленческий учет может при¬держиваться этого принципа полностью или частично, а может и не придерживаться. Измерение и оценка доходов, издержек, активов без использования системы специальных счетов управленческой бухгал¬терии ведется статистическими методами накопления, выборки, срав¬нения и т.п. Если управленческий учет использует систему счетов, они должны отличаться от счетов финансового учета по форме и существу, но быть взаимосвязаны с ними в методологическом отношении.
7. Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматри¬вает его как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и дру¬гие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, без разбивки по видам деятель¬ности, структурным подразделениям и т.п. Управленческий учет ведет¬ся по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответст¬венности, причинам и виновникам отклонений, и лишь для высшего руководства его данные обобщаются в целом по предприятию.
8. Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления - спустя несколько дней, недель, месяцев. В управленческом учете пе¬риодичность представления соответствующих данных ежедневная, не¬дельная, месячная, часть отчетных данных формируется по мере по¬требности в них или к определенному, заранее установленному сроку [9]. Распространенным требованием к данным учета для управления явля¬ется их оперативность, формирование информации по принципу «чем быстрее, тем лучше».
9. Информация финансового учета характеризует результат свер¬шившихся фактов и хозяйственных операций за минувший период времени, отражает их по принципу «как это было». Данные управлен¬ческого учета ориентируются на решение «как это должно быть» и контроль исполнения принятого решения. Учет фактических величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для принятия решений и анализа их эффективности. Поскольку управлен¬ческий учет не отменяет финансовый, он пользуется его информацией о фактических затратах и результатах деятельности, изменениях в сто¬имости активов и источников их формирования, долговых обязатель¬ствах и т.п.
10. Разной может быть точность финансового и управленческого учета, исчисления их показателей. Данные финансового учета должны быть довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с не¬доверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решаю¬щей роли, а первостепенное значение приобретает быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, т.е. соответствие целям управления.
11. Финансовый и управленческий учет могут различать состав используемых показателей, единицы их измерения. Основой бухгалтер¬ского учета является стоимостное, денежное измерение, финансовая отчетность составляется только в стоимостном выражении [8]. На счетах бухгалтерского учета нельзя учесть то, что невозможно оценить в руб¬лях или другой валюте. В управленческом учете широко применяют как денежные, так и натуральные единицы измерения. Весьма распро¬странена оценка затрат труда и трудоемкости производства в рабочем времени (часах, человеко-часах, нормо-часах). В ряде случаев они объ¬ективнее оценивают эффективность затрат и результатов, чем стои¬мостные показатели. В управленческом учете широко используют относительные показатели, сравнительно редко применяемые в бух¬галтерском учете, и неизвестные ему стоимостные показатели добав¬ленной стоимости, маржинальных затрат и прибыли, предельных из¬держек и др.
12. Различна степень открытости информации бухгалтерского и уп¬равленческого учета. Финансовая отчетность большинства предпри¬ятий (за исключением режимных) открыта для ознакомления. Феде¬ральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает акционерные об¬щества открытого типа и организации, создаваемые за счет частных, общественных и государственных средств и взносов, публиковать го¬довую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Существует принцип публичности финансовой отчетнос¬ти, согласно которому ее данные должны быть опубликованы в газетах, журналах и других доступных изданиях, представлены в специальных буклетах, брошюрах и переданы территориальным органам государст¬венной статистики по месту регистрации организации для предостав¬ления заинтересованным пользователям [9; 10].
Информация управленческого учета закрыта для сторонних физи¬ческих и юридических лиц, налоговой службы и других государствен¬ных органов. Даже внутри предприятия она является объектом ком¬мерческой тайны. Степень конфиденциальности информации для уп¬равления различна и во многом зависит от уровня руководства, кото¬рому она представляется: на уровне младших менеджеров (мастеров, начальников служб и т.п.) она, по существу, открыта, на уровне членов совета директоров, управляющего фирмой, его заместителей и началь¬ников отделов - практически закрыта.
В последнее время налоговым законодательством Российской Фе¬дерации введен новый вид учета - налоговый. Его отличие от управ¬ленческого учета очевидно из сопоставления названий: налоговый учет предназначен для исчисления налогов и контроля своевременности их уплаты, управленческий учет служит целям внутрихозяйственного уп¬равления, весьма далеким от налогообложения. Вместе с тем многие решения по управлению предприятием, в особенности на вышестоя¬щем уровне, должны приниматься с учетом налоговых последствий, и в этом отношении управленческий и налоговый учет имеют опреде¬ленную связь и взаимообусловленность.
В конечном счете управленческий учет в отличие от бухгалтерского не предполагает фактического учета величины имущества, затрат и до¬ходов, состояния расчетов и обязательств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность органи¬зации. Его цель - дать информацию для принятия решений по управ¬лению экономикой предприятия и проверить эффективность выпол¬нения принятых решений [9].
Содержание понятия «управленческий учет» в разных странах раз¬личное. Впервые его начали использовать авторы, пишущие на анг¬лийском языке. В Германии этим термином до последнего времени не пользовались вообще, предпочитая называть соответствующий учеб¬ный курс и практическое дело «Исчисление (учет) затрат и результа¬тов». Соответственно область планирования, учета, контроля и анализа издержек ограничивается в основном выручкой от продаж и затратами текущего года. В англоязычных странах (США, Англии, Канаде) уп¬равленческий учет рассматривают шире. В его сферу входят финансо¬вые и производственные инвестиции, результаты их использования. Во Франции предпочитают иметь дело с понятием «маржинальный учет» и ограничивают его поиском и обоснованием управленческих решений на перспективу с использованием показателей маржиналь¬ной прибыли. В России, видимо, нужно попытаться найти золотую середину с учетом традиций и опыта становления и развития бухгал¬терского и управленческого учета в нашей стране.

2. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федера¬ции официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации [1]. Это означает, что порядок органи¬зации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.
Статьей 3 Закона о бухгалтерском учете определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации [2].
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обяза¬тельств и хозяйственных операций, осуществляемых органи¬зациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [2; 8].
Таким образом, Закон о бухгалтерском учете устанавливает три уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Разумеется, на федеральном уровне невозможно учесть все отрасле¬вые и региональные особенности бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое прежде всего Минфином России, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, в каждой конкретной организации имеют место особенности, обусловленные технологическими, управлен¬ческими и иными причинами, что предполагает необходимость регулировать бухгалтерский учет и на уровне организации.
Следовательно, в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни [8; 11]:
Первый уровень - законодательство Российской Федерации: Закон о бухгалтерском учете, Налоговый, Гражданский и Бюджет¬ный кодексы и т.п. Основным законодательным актом, регули¬рующим бухгалтерский учет, является Закон о бухгалтерском учете. Вместе с тем некоторые аспекты осуществления деятельности в об¬ласти бухгалтерского учета могут регулироваться и иными законами Российской Федерации.
Второй уровень - указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России могут регулировать (в пределах, определенных Конституцией страны) практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной нормативной базы рыночных отношений, указы Президента России разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности зако¬нодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. Примерами такого рода являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений и т.п. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывают соответствующий федеральный закон, который принимает Феде¬ральное Собрание Российской Федерации. После этого указ Прези¬дента отменяется, и начинают действовать положения закона.
Третий уровень - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Подобные документы разрабатывают, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента. В постановлениях и распоряжениях Правительства детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента России. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Рос¬сийской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Россий¬ской Федерации.
Четвертый уровень - положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не к системе законодательного регулирования. В этих документах устанавливают общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основным документом данной системы является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время действуют 14 отдельных Положений по бухгал¬терскому учету. К документам этого же уровня следует отнести пла¬ны счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противо¬речить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений не должны применяться. Более подробная характеристика требований этих положений приведена в последнем параграфе дан ной главы.
Пятый уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдель¬ных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных органах управления (министерствах и ве¬домствах). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению для всех организаций, ведущих бухгал¬терский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.
Шестой уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдель¬ных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных отраслевых органах управления (мини¬стерствах и ведомствах). К числу таких органов управления относят¬ся, например, министерства обороны, образования, экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования докумен¬тов данного уровня обязательны к применению для организаций, осуществляющих деятельность в пределах полномочий соответству¬ющих министерств или ведомств.
Седьмой уровень - указания, разъяснения, письма и другие до¬кументы, уточняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от за¬конодательных актов и документов системы нормативного регули¬рования бухгалтерского учета и отчетности указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина и МНС) не обязательны к применению для всех организаций, а носят рекомендательный характер.
Восьмой уровень - внутренние документы организации, разра¬батываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации и утверждаемые распо¬рядительным документом - как правило, приказом руководителя организации [8; 11].
Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости (ис¬ходя из того, какой из двух документов, противоречащих друг другу, подлежит выполнению). В других пособиях можно встретить подразделение всех документов на три-пять групп. Приведенная классификация представляется наиболее полной.
Следует отметить, что документом, имеющим высшую юриди¬ческую силу, является Конституция Российской Федерации. Однако ни одно из положений Конституции прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ее нельзя отнести к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Каким образом Вы сдаете зачеты или экзамены в своем вузе?
1) Старательно готовлюсь весь семестр, пытаюсь не пропускать лекционные и практические занятия, читаю научную литературу.
2) Сажусь за учебу в последнюю ночь и стараюсь выучить большинство вопросов
3) Списываю на каждом экзамене или зачете
4) Плачу преподавателям за хорошие оценки

Спонсоры