Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль решений в процессе управления……………………………..5
1.1. Основные понятия теории принятия решений…………………..5
1.2. Основные этапы принятия решений……………………………13
1.3. Принятие решений в стратегическом управлении……………..22
Глава 2 Разработка управленческого решения по выпуску нового
товара (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)……...30 Глава 3 Экономическое обоснование решения……………………………34
Заключение…………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..38

Введение

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является ее квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что–то выбирать, на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Объект исследования – управленческие решения.
Предмет исследования – разработка и принятие управленческих решений по выпуску новой продукции.
База исследования – ОАО «Кемеровский хладокомбинат».
Цель исследования - разработать и принять управленческое решение по выпуску новой продукции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия теории принятия решений.
2. Проанализировать основные этапы принятия управленческих решений.
3. Рассмотреть особенности принятия решений в стратегическом управлении.
4. Разработать управленческое решения по выпуску новой продукции для ОАО «Кемеровский хладокомбинат» и дать экономическое обоснование данного решения.
Разработанность темы в отечественной и зарубежной управленческой литературе достаточно широка. По данной проблематике можно встретить работу таких авторов, как: В.С. Диев, Р. Доусон, Н.Л. Карданская, Р.Л. Кини, Х. Райфа, М. Мескон, Л. Планкет, А. Фахрудинова и др.

Глава 1. Роль решений в процессе управления

1.1. Основные понятия теории принятия решений

Характеризуя управленческое решение, необходимо отметить его централь¬ное место в процессе управления. Это обусловлено, во-первых, тем, что структура решения в целом соответствует структуре управления.
Будем понимать управление как процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.
Можно представить данное понимание процессов управления и принятия решения в виде схемы на Рис. 1 [4; 7].

СУ УТ ОУ
ЛПР РиИР ОУ

Рис. 1. Схема процессов управления и принятия решений

На данной схеме: СУ - субъект управления, УТ - управленческие техноло¬гии, ОУ - объект управления, ЛПР - лицо, принимающее решение, РиИР - процесс разработки и исполнение решения. Верхний ряд схемы представляет структуру процесса управления, а нижний - логику управленческого решения, которое также направлено на изменение объекта управления.
Можно показать роль и место принятия решений в процессе управления ор¬ганизацией, определив управление как процесс планирования, организа¬ции, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, что¬бы сформулировать и достичь целей организации. Эти функции объеди¬нены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятием решений. Согласно данному подходу, описанному в учебнике М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [9], процес¬сы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. При этом процесс принятия решения не является одним из этапов управления, а «пронизывает» весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления.
В процессе планирования принимаются решения:
- о миссиях и целях организации;
- о планах деятельности организации и подразделений;
- о реакции на различные состояния на состояние внешней среды;
- о стратегии и тактике достижения целей организации;
- о бюджете организации;
- о выборе инвестиционных проектов.
В процессе организации и координации деятельности принимаются решения:
- об организационной структуре;
- о координации деятельности подразделений;
- о делегировании полномочий;
- о реорганизации (укрупнении, объединении) подразделений;
- о создании рабочих групп, комиссий или комитетов; регламентации и координации их работы.
В процессе мотивации принимаются решения:
- о выявлении степени удовлетворенности сотрудников условиями труда, оплатой труда, содержа¬нием деятельности и т. д.;
- о выявлении нужд и потребностей подчиненных;
- о поощрении или наказании сотрудников;
- о мерах повышения производительности труда.
В процессе контроля принимаются решения о:
- разработке критериев оценки результатов работы;
- введении процедур контроля;
- об определении периодичности контроля [9; 15].
Данные примеры показывают, что принятие решений сопровождает всю деятельность руководителя.
Понятийная база теории управленческих решений складывалась из терми¬нов, разработанных в различных сферах: математике, психологии, теории управления, политологии и пр. Поэтому многие понятия теории управленческих решении многозначны. Можно встретить несколько трактовок понятия «решение».
Решение понимается и как результат выбора, и как процесс выбора, и как сам акт выбора.
Неоднозначность трактовки связана со спецификой конкретных исследова¬ний. Если решение понимается как процесс, то исследуются основные этапы его подготовки, реализации и контроля.
В БСЭ содержится следующее определение решения:
«Решение - один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествую¬щее фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения и т.п. Этот процесс заканчивается приня¬тием решения» [10].
В.С. Диев [1] определяет решение как мыслительный процесс, предполагаю¬щий предварительное осознание целей v. способа действий, проработку раз-личных вариантов.
Решение как результат действия представляет собой предписание к дейст¬вию. Так, Э.А. Смирнов определяет решение как «результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходи¬мым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация» [11].
Многие авторы определяют решение как акт выбора. М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури определяют решение как выбор альтернативы. Н.Л. Карданская считает, что «управленческое решение - это акт творческой дея¬тельности по целенаправленному анализу ситуации, а также по альтерна¬тивному выбору и реализации путей, методов и средств полного разреше¬ния проблемы в соответствии с общей стратегией» [3].
Общим для всех этих определений моментом является то, что решение - это выбор одной из возможных альтернатив. Процессы принятия управленческих решений являются центральным звеном управленческой деятель¬ности, пронизывают все функции управления.
Управленческое решение является, во-первых, результатом выбора между несколькими альтернативами, а во-вторых, предписанием, влияющим на деятельность других людей и воспринимаемым ими как обязательное к ис¬полнению [2].
В процессе принятия решений можно выделить следующие элементы:
1. Лицо, принимающее решение (ЛПР) - человек или группа людей, наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.
2. Проблема - несоответствие между желаемым и действительным положением дел, зафиксированное ЛПР.
3. Проблемная ситуация - проблема в контексте конкретных условий и обстоятельств.
4. Управляемые переменные проблемной ситуации - факторы, влияю¬щие на решение, которыми ЛПР может управлять в ходе решения проблемы.
5. Неуправляемые переменные проблемной ситуации - факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР не может управлять в ходе решения проблемы.
6. Внешняя среда (фон) проблемной ситуации - совокупность управ¬ляемых и неуправляемых переменных, а также стабильных факторов про¬блемной ситуации.
7. Ограничения (внутренние и внешние) на значения управляемых и неуправляемых переменных, определяющие область допустимых решений.
8. Цель - желаемое для ЛПР идеальное состояние объекта управления или проблемной ситуации.
9. Варианты - возможные способы решения проблемы, средства дости¬жения цели.
10. Альтернативы - взаимоисключающие варианты (средства) решения проблемы.
11. Критерий (или критерии) выбора альтернатив - основание выбора альтернатив или определения порядка предпочтения вариантов.
12. Правило выбора альтернатив - принципы или методы выбора альтернатив или вариантов решения.
13. Решение - собственно выбор как минимум из двух альтернатив или определение порядка предпочтения как минимум двух вариантов.
14. Допустимое решение (решения) - решение (решения), удовлетворяю¬щее существующим ограничениям.
15. Оптимальное решение - наилучшее решение, решение, достигающее экстремума целевой функции по принятому критерию.
16. Эффективное решение - решение, оптимальное по двум критериям -реализации целевой функции и минимизациям затрат.
17. Возможные исходы - возможные последствия реализации тех или иных вариантов или альтернатив [4; 7].
Классифицировать решения можно по различным основаниям. Возможные типы решений представлены в табл. 1 [14].

Таблица 1
Классификация решений

Основание классификации
Типы решений
1 2
Ведущий психический фактор
Волевые,
эмоциональные, интеллектуальные

Продолжение табл. 1
1 2
Методы принятия решений
Интуитивное решение,
решение, основанное на суждении,
рациональное решение

Степень структурированности проблемы
Неструктурированные решения, слабоструктурированные решения,
структурированные решения

Степень повторяемости
Стандартные, нестандартные,
типичные, нетипичные

Степень запрограммированности Запрограммированные,
незапрограммированные
Специфика ЛПР Коллективные, индивидуальные

Степень неопределенности проблемной ситуации Определенные (детерминистические), неопределенные, рискованные

Срок реализации и степень воздействия на будущее Оперативные, тактические, стратегические

Сфера реализации
Технические, правовые, экономические, политические, технологические, административные
Степень новизны Адаптивные, инновационные
Возможность корректировки
Корректируемые, некорректируемые (обратимые, необратимые)

Продолжение табл. 1
1 2
Масштаб воздействия Локальные, региональные, федеральные, глобальные

Количество критериев выбора Однокритериальные, многокритериальные

Способ фиксации Документированные, недокументированные

При рассмотрении решений в предмете психологии можно классифициро¬вать их на основании выделения ведущего психического фактора. С этой точки зрения можно выделить волевые, интеллектуальные и эмоциональные решения. Волевые решения принимаются тогда, когда альтернативы с точ¬ки зрения рациональных соображений равнозначны, но затрагивают интере¬сы различных субъектов, а также в случае, если последствия очень трудно спрогнозировать. Интеллектуальный фактор оказывается ведущим в слу¬чае необходимости поиска неявных альтернатив решения и нахождения оп¬тимальной из них. Эмоциональное решение основывается на реализации внерациональных предпочтений: ценностей, привычек, эмоций [5].
Классификация, основанная на различии методов, содержит интуитивные, ра¬циональные решения и решения, основанные на суждении. Рациональное решение основано на реализации аналитических технологий. Интуитивное решение принимается путем прямого его усмотрения без рациональных техноло¬гий и взвешивания последствий. По мнению В.С. Диева [1] интуитивные решения принимаются в случаях высокого уровня неопределенности исходной пробле¬мы, ее слабой структурированности, ограниченного времени для принятия ре¬шения, уникальности решения, при принятии индивидуальных, личных реше¬ний. Решение, основанное на суждении, опирается на опыт ЛПР, полученный в ходе практической деятельности. Этот подход наиболее адекватен в случае принятия решений в повторяющихся, типичных ситуациях.
Различаются решения по степени структурированности исходной проблемы. Хорошо структурированные проблемы обладают следующими характеристиками:
1) цель ясна,
2) очевиден критерий эффективности решения,
3) между параметрами проблемной ситуации существуют количественные взаимосвязи [11].
К неструктурированным относятся проблемы со следующими особенно¬стями:
1) проблемы носят долговременный характер;
2) цель решения проблемы неясна,
3) критерий эффективности решения проблемы неоднозначен [11; 14].
Слабо структурированные проблемы обладают следующими особенно¬стями:
1) задача не может быть выражена в численной форме,
2) цели не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции,
3) не существует алгоритмического решения задачи или
4) алгоритмическое решение существует, но его нельзя использовать из-за ограниченности ресурсов (время, память) [8].
Существенно также различение детерминистических, неопределенных и решений с риском. Детерминистическое решение предполагает однознач¬ное, с вероятностью 100% наступление того или иного следствия при вы¬боре альтернативы. Неопределенное решение предполагает, что следствия при выборе той или иной альтернативы наступают с. вероятностью, притом вероятность наступления этих следствий неизвестна. Рискованное решение отличается от неопределенного тем, что вероятности наступления следствий известны.

1.2. Основные этапы принятия решений

Принятие управленческих решений по выпуску новой продукции в сложных ситуациях требует примене¬ния рациональных технологий, состоящих из последовательности взаи¬мосвязанных этапов. Эти этапы описывают нормативный процесс принятия решений, который обозначают также понятием процессуального инварианта, т.е. некоторой стандартной и неизменной последовательности шагов, кото¬рые должен сделать руководитель, чтобы принять рациональное решение.
Методологической основой разработки технологии принятия решений явля¬ется системный подход.
Несмотря на многообразие определений понятия «система» и «системный подход», можно выделить общий инвариант. Отметим следующие характеристики системы:
1. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных эле¬ментов, обладающий эффектом эмерджентности.
2. Она образует особое единство со средой.
3. Любая исследуемая система, как правило, представляет собой элемент системы более высокого порядка.
4. Элементы любой исследуемой системы в свою очередь обычно высту¬пают как системы более низкого порядка [10].
Общая теория систем или системный подход включает совокупность моде¬лей и способов описания систем.
Системный подход применительно к проблеме принятия решений реализуется в форме «системного анализа». Это метод, разработанный в США и применяющийся к широкому кругу исследований, начиная от оценки политических решений и выбора стратегических вооружений и кончая разработкой мероприятий по озеленению городских районов.
Системный анализ рассматривается как методология упорядочения или структуризации проблемы: выяснение целей системы, альтернативных пу¬тей достижения целей, последствий путей достижения целей, углубленное понимание внешних условий, ограничений для последствий предприня¬тых действий.
Системный анализ - это исследование, цель которого - помочь руководителю, принимающему решение, в выборе курса действий путем система¬тического изучения действительных целей, количественного сравнения за¬трат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения цели [1; 10].
Системный анализ характеризуется:
1. Четкой направленностью на оказание поддержки деятельности лиц, ответственных за принятие решений;
2. Стремлением построить методологию анализа так, чтобы выявить, проанализировать и оценить как можно более широкий круг альтернативных возможностей по достижению целей, проводя при этом уточнение, пере¬смотр и осознание самих этих целей [10].
Хотя системный анализ нельзя рассматривать в качестве науки о решениях, данная методология имеет большое значение для практики. Ее наиболее цен¬ный результат - не количественное решение проблемы, а увеличение степе¬ни ее понимания и возможности обсуждения. Это особенно важно для приня¬тия государственных решений или решений, имеющих социальные эффекты.
Для повышения роли системного анализа в организации целесообразно использовать ряд мер, способствующих рационализации процесса управления:
1. Включение в группу анализа лица, наделенного большой ответственно¬стью в организации. Он будет одновременно выполнять функцию менедже¬ра и системщика, и при сохранении автономности группы в целом обеспе¬чивать представительность ее рекомендаций в руководстве организацией.
2. Распределение обязанностей по финансированию работ по системному анализу между различными подразделениями организации и на этой основе создание у них заинтересованности в эффективном использовании средств.
3. Вынесение функции системного анализа на высший уровень организа¬ции и непосредственное подчинение штата системщиков одному из главных административных руководителей [1].
Процедура системного анализа рассматривается не только как процесс обоснования руководящих решений, но и как метод их постановки и обсуж¬дения. Системный анализ - это система основных правил для конст¬руктивного обсуждения. Он обеспечивает участникам: возможность выяс¬нения и разрешения разногласий.
Привлечение всех заинтересованных сторон к разработке важнейших решений мероприя¬тий и обращение в различные инстанции за экспертизой и дополнительным анализом, взаимная критика выдвигаемых положений с целью выяснения их обоснованности и последующего согла¬сования является основой принятия решений на базе системного анализа.
Реализация системною анализа предполагает формирование пошаговой технологии процесса разработки решения, его основных этапов.
Обычно процесс принятия решений охватывает три основных фазы: подготов¬ка, принятие и реализация. Так В.Н. Спицнадель выделяет и описывает три этапа:
1) поиск причин., вызывающих необходимость принятия решений— разве¬дывательная деятельность;
2) продумывание, развитие и анализ возможных направлений деятельно¬сти — проектная деятельность;
3) выбор определенного курса деятельности из возможных — деятельность по выбору [12].
В учебнике М. Мескона и др. производится более детальное разбиение процесса принятия решения:
1) диагностика проблемы;
2) формулировка ограничений и критериев принятия решений;
3) определение альтернатив;
4) оценка альтернатив;
5) выбор альтернативы;
6) реализация альтернативы;
7) получение обратной связи и корректировка решения [9].
А. Фахрудинова в работе «Разработка управленческого решения» предлагает десять этапов принятия решения:
1) определение целей системы;
2) выявление проблем организации;
3) исследование проблем и постановка диагноза;
4) поиск решения проблемы;
5) оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
6) согласование решений в организации;
7) утверждение решения;
8) подготовка к вводу;
9) управление применением решения;
10) проверка эффективности решения [14].
В учебнике Б.Г. Литвака представлена следующая схема принятия решений (рис. 2.) [8].
Последняя технология отличается более детальной проработкой аналитиче¬ской составляющей процесса принятия решений, но упускает организацион¬ные составляющие. Кроме того, достоинством данной разработки является выделение процесса прогнозирования в отдельный этап.
Попытаемся обобщить известные методики и представить процесс принятия решений с максимальной детализацией, не упуская моментов прогнозирова¬ния, оценки результатов и обращая внимание на организационные аспекты (рис. 3) [7].
Представим также совокупность методов, применяемых на выде¬ленных этапах разработки управленческих решений (табл. 2) [7].

1. Получение информации о ситуации

→ 2. определение целей

→ 3. Разработка оценочной системы

→ 4. Анализ ситуации


5. Диагностика ситуации

→ 6. Разработка прогноза развития ситуации

→ 7. Генерирование альтернативных вариантов решения

→ 8. Отбор основных вариантов

↓ ↑
9. Разработка сценариев развития ситуации


→ 10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий


→ 11. Коллективная экспертная оценка


→ 12. Принятие решений

↓ ↓
13. Разработка плана действий

→ 14. Контроль реализации плана

→ 15. Анализ результатов развития ситуации после управленческого воздействия

Рис. 2. Основные этапы разработки управленческих решений (по Б.Г. Литваку)

1. Обнаружение проблемы

2. Анализ причин и постановка диагноза

3. Постановка целей

4. Формулировка основных критериев оценки

5. Поиск альтернатив

6. Прогнозирование внешней ситуации, определяющей последствия реализации альтернатив

7. Прогнозирование последствий реализации альтернатив

8. Формулировка дополнительных критериев оценки

9. Оценка и выбор альтернатив

10. Принятие и разработка решения

11. Согласование решения

12. Утверждение решения
13. Управление реализацией решения

14. Контроль реализации

15. Оценка эффективности решения

Рис. 3 Основные этапы принятия решений


Таблица 2
Методы, применяемые на основных этапах разработки решения
Этапы разработки решения
Методы

1 2
1. Обнаружение проблемы
1. Организация функционирования сбора информации.
2. Метод анализа информации.
3. Сбор информации о функционировании объекта управления.
4. Методы прогнозирования (при активном управлении).
2. Анализ причин и по¬становка диагноза
1. Определение типа проблемы структурированная, неструктурированная).
2. Статистические методы (корреляционный, регрессионный, факторный анализ).
3. Анализ истории проблемы.
4. Экспертные оценки.
5. Логико-индуктивный метод
6. SWOT-анализ
3. Постановка целей
1. Метод дерева целей.
2. Метод ПАТТЕРН.
3. Прогнозный граф Глушкова.
4. Программно-целевой подход.
5. Метод составления аналитических обзоров.
6. Каузальный эмпиризм.
7. Моделирование.

Продолжение табл. 2
1 2
4. Формулировка основ¬ных критериев оценки
1. Определение коэффициентов относительной важности целей.
2. Метод деревьев критериев.
3. Методы количественных характеристик целей.
4. Методы построения вербально-числовых шкал.
5. Поиск альтернатив
1. Эвристическое моделирование.
2. Экспертные оценки.
3. Системный анализ.
4. SWOT-анализ.
5. Дерево мероприятий (дерево решений).
6. Метод блок-схем.
7. Метод «мозговой атаки».
6. Прогнозирование внешней ситуации, опре¬деляющей последствия реализации альтернатив 1. Фактографические и экспертные методы прогнозирования (метод «Дельфи», метод прогнозного сценария, метод морфологического анализа, метод экстраполяции и т. д.).

7. Прогнозирование по¬следствий реализации альтернатив
l. Фактографические и экспертные методы прогнозирования (метод «Дельфи», метод прогнозного сценария, метод морфологического анализа, метод экстраполяции и т.д.).


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Какой процент знаний, преподаваемых в Вашем высшем учебном заведении, Вам потребуется в будущем?
1. Практически 100% знаний
2. Возможно, все знания не потребуются, но потребуются навыки, приобретенные в вузе.
3. Все, что преподают в вузе, мне не понадобится.

Спонсоры