Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Www.klenmarket.ru/design/bar/ www.klenmarket.ru/design/bar/.
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Влияние продуктивных видов деятельности
на формирование графического навыка………………………...5
1.1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма детей разного
дошкольного возраста………………………………………….5
1.2. Приемы, необходимые для развития графических
навыков и методика работы по развитию мелкой
моторики руки………………………………………………….9
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния продуктивных
видов деятельности на формирование графического навыка
детей старшего дошкольного возраста………………………...12
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………….12
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………….22
Приложение……………………………………………………………….24

Введение

В дошкольного возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, необходимые для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе. Формирование графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образвования.
В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного, наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений (Е.В. Гирьянов). В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (Т.С. Комарова).
По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.
Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.
Изучив теоретический материал по вопросу формирования графических навыков детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка. Поэтому темой нашего исследования стало влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка.
Исходя из данной темы, объектом исследования будет формирование графического навыка дошкольников.
Предметом исследования являются влияние продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании мы выдвигаем такую гипотезу, что формирование графического навыка основывается на умении сопоставлять графические линии, прорисовывать узоры и, без необходимости, не выходить за линии указанного контура.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка.
2. Выявить актуальный уровень развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические – библиографическое описание, выписки, конспектирование.
2. Эмпирические – эксперимент, математическая обработка данных.
База исследования – г.Кемерово ДОУ №9 старшая группа, 22 человека.

Глава 1 Влияние продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка

1.1. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма детей разного дошкольного возраста

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности» [12].
Для того, чтобы правильно обучать ребенка чистописанию, надо знать, как у него формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и т.д.
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи [17]. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека [6].
Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал ряд работ (Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия и другие), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи [11; 12; 15; 21].
Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма – именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма [16].
Таким образом, процесс письма связан с длительность всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.
В дошкольном возрасте у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.
Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т.С. Комарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют» [10]. Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.
Методистом Е.Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее – вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны [18].
Развитие движений пальцев руки, по-видимому, задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и другое развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее [1; 13;19].
К моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности [7].
В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и т.д.) приводит у некоторых детей к тому, что требование письма «на себя» при наклонном положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех детей одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки. Больше всего необходимы упражнения в самом письме.
1.2. Приемы, необходимые для развития графических навыков и методика работы по развитию мелкой моторики руки

Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.
Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы.
Приемы, необходимые для письма:
1) владение инструментом письма;
2) соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;
4) движение руки вдоль строки во время письма [2; 5].
Приемы письма:
1) умение сравнивать образец с результатом письма;
2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
6) письмо букв между линиями строки и на линии;
7) начало письма, запоминание строки;
8) приемы правильного наклонения письма [2; 5].
Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движением пальцев рук, которое учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:
1. Кинестетический праксис.
2. Кинетический праксис.
3. Тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений, сформированность щепоти руки [14].
Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в процессе разнообразных пальчиковых игр.
Так развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.
В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:
- знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.д.)
- учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный),
- определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) - только в сравнении с другими предметами [3; 8].
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Например, можно катать шарики из пластилина, рвать на мелкие куски бумагу, перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, учить застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы и т.п.
Рассмотрим классификацию упражнений по развитию мелкой моторики руки. Итак, пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики:
- 1 группа упражнений - пальчиковые игры без предметов: в игровых упражнениях данной группы особо важное значение имеет игровая мотивация, так как только она и является тем привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками;
- 2 группа упражнений – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
- 3 группа упражнений – пальчиковые игры с предметами; пальчиковые игры без предмета, с атрибутами, с предметами; работа со штампами: работа с одним штампом, работа с карандашом-штампом [20].
При определении готовности руки ребенка к письму педагогу важно обращать внимание на следующее: 1) как ребенок держит карандаш; 2) в какой руке ребенок держит карандаш; 3) как ребенок начинает чертить карандашом (характер линии: с нажимом, тыкая, ломаная, прерывистая и т.п.); 4) как ребенок заканчивает линию; 5) соединяет ли ребенок линии при изображении геометрических фигур; 6) как ребенок ориентируется в пространстве листа [4].
Выводы:
1. Формирование графических навыкам, которые относятся к сенсорным навыкам человека, являются важным моментом обучения дошкольников и определяет уровень их подготовки к школьному образованию.
2. Процесс письма связан с длительностью всех участков коры головного мозга. Для овладения навыками письма также важным является развитие движений пальцев и кисти руки, которое проявляется в кинестическом, кинетическом праксисе и тактильных ощущениях, силе тонуса мышечного напряжения руки, координации движений и т.д.
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка детей старшего дошкольного возраста

2.1. Констатирующий эксперимент

Для достижения поставленной цели и решения экспериментальных задач, а также подтверждения гипотезы исследовательской работы, было необходимо проведение психолого-педагогического эксперимента.
Целью эксперимента стало выявление влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка детей старшего дошкольного возраста.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка, мы выяснили, что оно основывается на умении сопоставлять графические линии, безошибочно прорисовывать определенного рода узор и не выходить за границы указанного контура.
В связи с этим, методики, применяемые в эксперименте, главным образом, были направлены на выявление влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка.
Эксперимент проводился на базе ДОУ №9 г.Кемерово в старшей группе, в количестве 22 человек.
Все полученные в ходе исследования данные в процентном соотношении высчитывались по формуле:
М * 100%
Q = ---------------------,
N
где Q – средний балл в процентном соотношении;
M – количество детей определенного уровня;
N – общее количество детей.
Для начала заметим, что в данном детском дошкольном учреждении проводится работа по развитию графического навыка у детей разного возраста. Для каждой возрастной группы используются свои методы работы:
1. Младший дошкольный возраст
Упражнение 1. «Идем в гости»
В центре листа нарисован домик и от него пунктиром прорисованы дорожки в различных направлениях (3-4). Ребенок должен, не отрывая карандаша от бумаги, провести линию по пунктиру).
Упражнение 2. «Клубочки»
На листе бумаги нарисованы окружности (3-4) разных размеров. Ребенок должен заранее закрасить их разными карандашами, не выходя за границы окружности. Направление движения от центра к краям окружности.
Упражнение 3. «Шарики»
На листе бумаги нарисованы разноцветные шарики (3-4). Задача ребенка – соединить все шарики непрерывной линией, не отрывая руки от листа.
2. Средний дошкольный возраст
Упражнение 1. «Крепость»
На листе бумаги прорисовано начало ломаной линии. Задача ребенка – повторяя рисунок ломаной линии, закончить рисунок (построить крепость).
Упражнение 2. «Хоккей»
На листе бумаги изображены по краям прямоугольники (ворота) и по 5 разноцветных окружностей (игроки команд). Задача ребенка: соединить прерывистой линией игроков одной команды таким образом, чтобы последний «забил гол» в ворота противника.
Упражнение 3. «Тележка с сеном»
Перед ребенком чистый лист бумаги, разделенный примерно посередине двумя прямыми горизонтальными линиями. Задача ребенка: пользуясь образцом педагога, волнообразными линиями нарисовать копны сена, спиралевидными линиями нарисовать колеса тележки.
Упражнение 4. «Молния»
Перед ребенком чистый лист бумаги, пунктиром намечены «молнии». Задача ребенка – нарисовать пейзаж: землю волнообразными прерывными линиями, тучи волнообразными непрерывными линиями, молнии – зигзагообразными линиями по намеченным пунктирным точкам.
Упражнение 5. « Мостовая»
Перед ребенком чистый лист бумаги. Задача ребенка – заполнить лист бумаги окружностями таким образом, чтобы их края соприкасались, но не пересекались.
С детьми старшего дошкольного возраста проводятся свои занятия по развитию графического навыка. Поскольку нашими испытуемыми являются дети именно этой возрастной категории, считаем целесообразным рассматривать проводимые с ними занятия в ходе описания эксперимента.
Все задания, проведенные в ходе эксперимента, имели общую цель – выявить уровень сформированности графического навыка детей старшего дошкольного возраста.
Целью первого задания (Приложение 1) было выявить умение ребят сопоставлять графические линии (найти к каждому трафарету соответствующий контур).
Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Ребенку давался набор трафаретов (треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, звездочка – по 3, разных размеров) и набор листов, на которых прорисован конур разных геометрических фигур. Задачей ребенка было найти соответствующий контур и заштриховать его линиями.
Целью второго задания (Приложение 2) было выявить умение ребенка безошибочно прорисовать определенного рода узор (в данном случае петлеобразный узор кофты).
Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Ребенку давали лист бумаги, на котором был прорисован контур «кофты». Задача ребенка состояла в том, чтобы прорисовать горизонтальные петлеобразные линии, начиная снизу и постепенно подвигаясь вверх.
Целью третьего задания (Приложение 3) было выявить умение ребенка «плести кружево», то есть графический навык прорисовывать линии, не выходя за границы контура.
Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Ребенку давали чистый лист бумаги, на котором были обозначены 3 границы (верх, низ, середина). Ребенок должен был прорисовать внутри ленточки несколько вертикальных линий – завитков, не выходя за границы ленточки и заканчивая каждый завиток в центре ленточки.
Интерпретация результатов проводилась следующим образом:
1. Дети, безошибочно выполнившие задания, имели высокий уровень и им присваивалось 3 балла.
2. Дети, выполнившие задания до конца, но с некоторыми помарками (выход за границы контура, сбивание рисунка и т.д.), имели средний уровень и им присваивалось 2 балла.
3. Дети, невыполнившие задания вообще или выполнившие его с большим количеством ошибок имели низкий уровень (1 балл).
После обработки данных, мы получили следующие результаты:
1. Изучение умения ребят сопоставлять графические линии (найти к каждому трафарету соответствующий контур):
- высокий уровень – 14 человек (63,6%);
- средний уровень – 6 человек (27,3%);
- низкий уровень – 2 человека (9,1%).
Таким образом, в исследуемой группе наблюдаются достаточно высокие показатели умения ребят найти к каждому трафарету соответствующий контур. Ребята достаточно быстро справились с заданием и без особых затруднений смогли сопоставить 18 предложенных фигур.
2. Изучение умения ребенка безошибочно прорисовать определенного рода узор (узор кофты):
- высокий уровень – 14 человек (63,6%);
- средний уровень – 5 человек (22,7%);
- низкий уровень – 3 человека (13,7%).
Как показывают полученные данные, результаты практически те же самые, что и по первому заданию. Ребята также хорошо справились с выполнением узора на «кофте», как и с сопоставлением различных фигурок.
3. Изучение умения ребенка «плести кружево», то есть графический навык прорисовывать линии, не выходя за границы контура:
- высокий уровень – 10 человек (45,5%);
- средний уровень – 7 человек (31,8%);
- низкий уровень – 5 человек (22,7%).
После проведения третьего задания, картина несколько изменилась. Хотя ребят с высоким уровнем умения прорисовывать линии, не выходя за границы контуры, все равно больше, чем со средним или низким.
Для обобщения результатов нашего исследования мы поместили их в сводную таблицу.
Таблица №1
Уровень развития графического навыка
№ Ф.И. ребенка Цели методик Вывод (общий уровень)
Изучение умения сопоставлять графические линии Изучение умения ребенка безошибочно прорисовывать узор Изучение графического навыка прорисовывать линии, не выходя за рамки контура
1. Антонова Юля В (3) С (2) В (3) В (8)
2. Бибикова Катя В (3) В (3) В (3) В (9)
3. Волкова Юля В (3) В (3) В (3) В (9)
4. Гришина Лена В (3) В (3) С (2) В (8)
5. Давыдов Ян С (2) С (2) С (2) С (6)
6. Зайцев Кирилл С (2) С (2) Н (1) С (5)
7. Иванова Диана В (3) В (3) В (2) В (8)
8. Карпова Ира В (3) С (2) С (2) С (7)
9. Киселев Валера В (3) В (3) С (2) В (8)
10. Коновалов Артем В (3) С (2) Н (1) С (6)
11. Липилин Витя С (2) В (3) В (3) В (8)
12. Мальцева Женя Н (1) Н (1) Н (1) Н (3)
13. Нарывко Наташа В (3) В (3) В (3) В (9)
14. Печникова Оля В (3) В (3) В (3) В (9)
15. Пугай Артем В (3) В (3) С (2) В (8)
16. Ремизова Таня В (3) В (3) С (2) В (8)
17. Строготько Сергей С (2) В (3) В (3) В (8)
18. Тимофеева Настя В (3) В (3) С (2) В (8)
19. Федюк Олег С (2) В (3) В (3) В (8)
20. Хабибуллин Антон Н (1) Н (1) Н (1) Н (3)
21. Чулкова Наташа С (2) Н (1) Н (1) Н (4)
22. Щенникова Оля В (3) В (3) В (3) В (9)

Условные обозначения
В – высокий уровень (3) – 3 балла
С – средний уровень (2) – 2 балла
Н – низкий уровень (1) – 1 балл

Обработав данные сводной таблицы, мы получили такие результаты:
- высокий уровень развития графического навыка имеют 68,2% детей;
- средний уровень наблюдался у 18,2%;
- низкий уровень имеют 13,6% исследуемых детей.
Отобразим результаты в гистограмме.

Гистограмма №1
Уровень развития графических навыков
Для дальнейшего исследования на основе полученных данных дети были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дети с высоким уровнем развития графических навыков, а в экспериментальную – дети со средним и низким уровнем.
Для того, чтобы выявить различия между двумя выборками, использовалась методика Манна-Уитни.

Контрольная группа (1 выборка) Экспериментальная группа (2 выборка)
№ п/п Ф.И. ребенка Показатель
(баллы) № п/п Ф.И. ребенка Показатель
(баллы)
1. Антонова Юля 8 1. Давыдов Ян 6
2. Бибикова Катя 9 2. Зайцев Кирилл 5
3. Волкова Юля 9 3. Карпова Ира 7
4. Гришина Лена 8 4. Коновалов Артем 6
5. Иванова Диана 8 5. Мальцева Женя 3
6. Киселев Валера 8 6. Хабибиллин Антон 3
7. Липилин Витя 8 7. Чулкова Наташа 4
8. Нарывко Наташа 9
9. Печникова Оля 9
10. Пугай Артем 8
11. Ремизова Таня 8
12. Строготько Сергей 8
13. Тимофеева Настя 8
14. Федюк Олег 8
15. Щенникова Оля 9

Далее необходимо было сделать следующее:
Во-первых, нужно было расположить показатели обеих групп в порядке возрастания баллов – провести ранжирование.
R1 - первая выборка;
R2 – вторая выборка.
№ п/п Показатель (баллы) R1 R2
1. 3 4,5
2. 3 4,5
3. 4 5,0
4. 5 5,5
5. 6 7,0
6. 6 7,0
7. 7 8,0
8. 8 14,0
9. 8 14,0
10. 8 14,0
11. 8 14,0
12. 8 14,0
13. 8 14,0
14. 8 14,0
15. 8 14,0
16. 8 14,0
17. 8 14,0
18. 9 15,5
19. 9 15,5
20. 9 15,5
21. 9 15,5
22. 9 15,5
∑R1 = 217,5 ∑R2 = 41,5

Во-вторых, идет вычисление по формуле:
U = ((n1 * n2) + nx (nx + 1) : 2) – Т,
где n1 – количество испытуемых в первой выборке;
n2 – количество испытуемых во второй выборке;
nx – количество испытуемых с большей суммой рангов;
Т – большая из двух ранговых сумм.
U = ((15 * 7) + 15 (15 + 1) : 2) – 217,5 = 7,5
В-третьих, нужно найти и сравнить показатель на пересечении по количеству испытуемых в выборках с показателем получаемых в опыте.
U эмпирическая = 0, сравниваем с U критическим, чем меньше U эмпирическая в сравнении с U критическим, тем различия между группами выше.
Uэмп. = < Uкр. = 33.
Выявлены статистически значимые различия между группами. Гипотеза подтверждена.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Какой процент знаний, преподаваемых в Вашем высшем учебном заведении, Вам потребуется в будущем?
1. Практически 100% знаний
2. Возможно, все знания не потребуются, но потребуются навыки, приобретенные в вузе.
3. Все, что преподают в вузе, мне не понадобится.

Спонсоры