Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
| Найден универсальный слуховой аппарат для пожилых людей.
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации детских игр…………………5
1.1. Сущность понятия «игровая деятельность»……………………..5
1.2. Игровая культура как объект педагогической технологии….10
1.3. Развитие творческих способностей младших
школьников через игру………………………………………….16
Глава 2. Опыт организации детских игр (на примере основной
общеобразовательной школы №5 г.Топки)……………………...22
2.1. Характеристика организации культурно-досуговой
деятельности в основной общеобразовательной школе №5…..22
2.2. Общеразвивающие игры…………………………………………26
2.3. Проект игры-путешествия для младших школьников……….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список литературы…………………………………………………………..36
Приложение………………………………………………………………….39

Введение

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса не только учебной, но и досуговой деятельности.
Объект исследования – игра как организация досуга школьника.
Предмет исследования – особенности игры, как формы организации досуга школьника школы №5 г.Топки.
Цель исследования – изучить особенности игры, как формы организации досуга школьника школы №5 г.Топки.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия «игровая деятельность»;
- рассмотреть игровую культуру как объект педагогической технологии;
- проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников через игру;
- представить характеристику организации культурно-досуговой деятельности в основной общеобразовательной школе №5;
- рассмотреть особенности проведения общеразвивающих игр в школе №5;
- разработать проект игры-путешествия для младших школьников.
База исследования – школа №5 г.Топки.

Глава 1. Теоретические основы организации детских игр

1.1. Сущность понятия «игровая деятельность»

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований [3]. Она всегда составляет неотъемлемую часть жизни человека, сопровождая его от рождения до тризны. Слова «игра» и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Для сравнения: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнём», «играть с малышом». Сло¬варь русского языка это слово определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определённых правил, приёмов и служащее для выполнения досуга, для развлечения». Замечено, что дети в разных угол¬ках планеты играют в похожие по своей сути игры.
Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укре¬плению контактов между людьми на социальном уровне, и тем самым участ¬вующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него спо¬собом [18].
Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит ис¬пользованию игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в её многочисленных определениях неизменно подчёркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем, воспитание - целенаправленная деятельность, ко¬торую организует педагог [20]. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно по¬этому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходят различные клас¬сификации игр, позволяющие выбрать из широкого спектра именно ту, кото¬рая поможет приблизиться к решению поставленной педагогической задачи.
Что же такое игра с психологической точки зрения? «Игра - один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [26]. Игры детей есть та самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывает¬ся широкий простор для проявления творчества, личной активности. Дея¬тельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание - все эти игра.
Итак, велик воспитательный потенциал игры, и в умелых руках педагога безграничны её возможности. С её помощью можно:
- создать эмоциональную основу жизнедеятельности детского коллек¬тива, установить взаимные контакты, общение, закрепить нормы пове¬дения;
- осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию лично¬сти, её самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;
- снять физическую усталость с мышц, переключить с одного вида дея¬тельности на другой;
- организовать разумный досуг;
- развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить уме¬ние быстро ориентироваться в окружающей действительности [22; 26].
Игра - это, прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направлен¬ных на воссоздание общественного опыта, в которой складываются и совер¬шенствуются самоуправление своим поведением. Такое понимание игры по¬зволяет выделить основные её функции:
- развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);
- коммуникативная (освоение навыков взаимодействие);
- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникаю¬щих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личност¬ных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоений норм человеческого общения) [27; 28].
С.А. Шмаков выделяет четыре главные черты игры:
1. Процедурное удовольствие - свободная развивающая деятельность, пред¬принимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого про¬цесса деятельности, а не только от результата.
2. Эмоциональное напряжение - эмоциональная приподнятость деятельно¬сти, соперничество, состязательность, конкуренция.
3. Правила игры - наличие прямых или косвенных правил, отражающих со¬держание игры, логическую и временную последовательность её развития.
4. «Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизацион¬ный характер деятельности [34].
Любая игра, если она грамотно организована, являясь развлечением, отды¬хом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа че¬ловеческих отношений и проявлений в труде. Структура игры:
1. Игра как деятельность включает в себя:
- целеполагание;
- реализацию цели;
- анализ результатов, в котором личность полностью реализует се¬бя как субъект.
2. Игра как процесс включает в себя:
- роли, взятые на себя игроками;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
3. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы [17].
Игра включает в себя игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределённость развития и результата, игровые роли и дей¬ствия, результат игры. Игра - путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для детей не всегда важен результат иг¬ры, победа, успех. Им нравится сам процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребёнка в коллективе.
Чтобы игра стала подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике вос¬питания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь будет интересней и содержательней, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополняя свой игровой багаж. Существуют тысячи разнообраз¬ных, интересных и полезных игр. Каждый отдельный вид игры имеет много¬численные варианты. Дети очень изобретательны, они постоянно усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые детали и правила.
Классификацию игр можно представить следующим образом:
1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, познавательные; воспитательные, развивающие; ре¬продуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагно¬стические, профориентационные.
3. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими¬тационные, драматизации.
4. По предметной области: математические, физические, химические, биологические; музыкальные, литературные, театральные; трудовые, технические, народные; обществоведческие, управленческие, эконо¬мические, коммерческие.
5. По игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения [14; 15; 32].
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое яв¬ление культуры, испытывают серьёзное влияние динамики исторического процесса любой новой информации, идеологии разных социальных групп. Большинству игр присущи четыре главные черты:
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса дея¬тельности, а не от его результата.
2. Творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракцион.
4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития [1].
Есть вариант деления всех игр на три большие группы:
1. Игры с готовыми «жёсткими» правилами.
2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу [10].
Содержание - определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: её свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, её смысла как социального явления. Содержание - это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание - это основная направленность игры. По содержанию иг¬ры различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуаль¬ные, строительные и технические, музыкальные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.д.
По содержанию «вольные» игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые, этнографические. Содержание даёт основание подразделять игры на само¬бытные и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.
Можно выделить в самостоятельные типовые группы, следующие игры [31]:
- собственно детские игры всех видов;
- игры-празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действа;
- игровые тренинги и упражнения.

1.2. Игровая культура как объект педагогической технологии

Исходя из того, что в современной науке нет целостной теории игры, а су¬ществует ряд её основных концепций, понимание постоянных величин игрового времени и игрового пространства возможно при выделении из ряда ос¬новных игровых концепций качественных характеристик игрового поведе¬ния человека.
Условность игры. Специфика игры, её главное свойство - амбивалентность играющего, т.е. игра, предполагает одновременно реализацию двух планов поведения: реального и условного. Такой подход получил широкое развитие в теории игры Ю.М. Лотмана [21], В.И. Устиненко [32], Д.Б. Эльконина [35] и др. Соглас¬но теории В.И. Устиненко, «игра - это произвольная деятельность, отражающая в условно-обощённой форме отношения человека к миру, к людям, к самому себе... Это один из способов освоения мира и самоутверждения че¬ловека, состоящий в произвольном конструировании действительности в ус¬ловном плане» [32]. Условный план игрового действия создаёт особый тип от¬ношений между играющими, отношений творчества: особое пространствен¬но-образное видение, символический смысл действий, перенос значений с одного предмета на другой.
Условность игровой ситуации реализует идею игрового поведения, а имен¬но: открывает возможность «пробовать», «переживать» уже или ещё не использованные желания ребёнка в реальности.
Раскрывая психологические тайны мира детства, В.В. Зеньковский [11] обратил внимание на связь явлений игры с работой воображения, настаивая при этом, что сам «объект игры всегда создан работой воображения». Именно преоб¬ражение реального предмета в процессе игры увлекает и захватывает детскую душу. При этом для того, чтобы сила детской фантазии, работа воображения могли иметь место, достаточно самой ничтожной точки опоры в реальности: манящего желания, мечты. В этом случае ребёнок с помощью фантазии дополняет и преображает реальность так, что объект игры всегда представляет сочетание реального и условного. Способность преображать объект игры даёт ребёнку в высшей степени важное чувство власти над предметом игры, развивает желание пробовать в игре и через игру свои силы, развивает вкус к свободной и творческой активности. Именно благодаря это¬му «игры оформляют перед душой ребёнка новую и манящую к себе пер¬спективу творчества, создают новые стимулы к активности, обуславливают приток энергии и благодаря этому являются очень существенным фактором развития».
Учитывая всё сказанное, можно сделать вывод, что условная ситуация игрового времени и игрового пространства, связанная с работой воображения ребёнка есть ни что иное, как форма «эмоционального мышления», когда эмоциональный внутренний опыт ребёнка находит своё выражение в создаваемых образах игры.
Игровая роль. Социально-педагогическая теория игры, разработанная в ис¬следованиях Л.В. Выготского [7], С.Л. Рубинштейна [29], Д.Б. Эльконина [35], рассматривает игровое поведение как форму социально-ролевой деятель¬ности, выделяя тем самым специфическую особенность игры - наличие роли. Игровая роль по отношению к «человеку играющему» обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. На примере ролевого поведения ребёнка в игре С.Л. Рубинштейн подчёркивает, что «ребёнок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность: принимая на себя и вхо¬дя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение иг¬ры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой лично¬сти ребёнка в целом» [29]. Именно через отношения ребёнка к игровой роли и реализуется возможность проявления своей индивидуальности, «что находит своё выражение в «личностной окраске» исполняемой роли» [4]. Игра с её воз¬можностью условного вхождения в роль, недоступную для ребёнка в реаль¬ной деятельности, даёт ему возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя своё собственное «Я».
Личностная интерпретация игровой роли является организационным нача¬лом такого уровня деятельности «человека играющего», как игровая импро¬визация, отражая сугубо личностный смысл участника игры. Каждый участ¬ник игры получает объективную возможность экспериментировать, исследо¬вать альтернативные варианты своего поведения. Исходя, из этого положе¬ния мы считаем, что уровень игровой импровизации обладает свойствами индикатора игровой культуры личности школьника, его ценностных ориен¬тиров.
Таким образом, к категории наиболее постоянных величин в игровом вре¬мени и в игровом пространстве относится понятие «игровая роль», через ко¬торую дети обеспечивают динамику игры.
В условиях игрового времени и игрового пространства дети могут выступать (по С.А. Шмакову):
- как самостоятельные авторы роли, способные её творчески богато развить, дофантазировать применительно к имеющемуся опыту знаний и впечатлений;
- как лидеры, которые в любой (главной, второстепенной, эпизодической) роли выходят в игре на первый план;
- как инициаторы или организаторы, способные воодушевить на игровые действия других, предложить новую идею, распределить иные роли, провести любые выборы, раздать атрибутику игры;
- как ведомый («дублёр»), способный повторять, подражать, слепо идти за лидером;
- как бунтарь, обычно конфликтный ребёнок, постоянно с чем-то, с кем-то несогласный из «духа противоречия» или особых претензий ;
- как активный исполнитель, способный подавать предложения (версии) и хорошо исполнять правила игры;
- как наблюдатель, т.е. ребёнок, который довольствуется ролью «запасного», зрителя, пассивного лица, участвующего в игре косвенно [34].
Анализ интегративной природы ролевого поведения в игре, выявление его специфического алгоритма даёт возможность в условиях учебно-воспитательной деятельности определять психолого-педагогические приёмы стимулирования «эмоционального мышления» ребёнка, разрабатывать организационно-педагогические этапы моделирования различных игровых ситуаций с целью формирования и реализации игровой культуры учащихся.
Правила игры. «Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех компонентов. Правила игры есть неглас¬ные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Правила - образ игры, её интрига, её нравственный и эстетический кодекс» [34]. С точки зрения игровой культуры правила игры являются квинтэссенцией игрового опыта, они определяют условия организации поведения «человека играюще¬го»:
- последовательность в выполнении игровых действий (композиция игры);
- способы выполнения игровых действий («язык» игрового общения);
- основные события игровых действий (сюжет игры);
- нормы и предписания в игровом поведении (культурный опыт, социальное знание);
- характер творчески-импровизационных отношений (предполагаемая свобода при исполнении игровой роли, возможная открытость игрово¬го диалога для случайностей, неожиданностей, создающих волную¬щую непредсказуемость развития самого хода игры) [34].
Для точного психолого-педагогического понимания духовно-творческой структуры личности ребёнка в учебно-образовательной деятельности, самой возможности (психолого-педагогических условий) формирования и проявле¬ния этого потенциала как главной цели и смысла педагогической технологии мы обращаемся к накопленному опыту научного знания о таких явлениях культурной жизни, как творчество и личность ребёнка.
Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное [13].
Психологические исследования показывают, что творчеству благоприятст¬вуют развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, готовность к волевому напряжению, что позволяет при¬ходить к неожиданным результатам. При этом никакое познание (интеллек¬туальное, художественное) невозможно в полном отрыве от чувственного. Поэтому важное значение в процессе творчества имеет воображение (мыс¬ленное представление образов) и способность к сопереживанию [17; 25]. Они возни¬кают при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за внешней формой предметов и явлений дети вокруг видят вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатле¬ний для ребёнка становится возможным и желанным выразить своё личное переживание в создаваемых им самим образах.
Создание личностно-ориентированной педагогической технологии по фор¬мированию игровой культуры школьника является, на наш взгляд, педагоги¬ческим открытием современной школы при разработке вариативных форм и видов учебно-воспитательной деятельности. В этом случае именно вариатив¬ность игровой деятельности гарантирует расширение и качественное измене¬ние информационного поля ребёнка, стимулирует его стремление к самоактуализации в творчестве и через творчество, формирует наиболее вероятное направление мысли ребёнка на достижение новых результатов в своей твор¬ческой активности, соответствие новых результатов творческой активности культурной и социальной ценности, рассмотрение социальной среды в школе как пространства для творческого самовыражения и самореализации душев¬ных внутренних сил.
Один из вариантов организации учебно-воспитательной деятельности со¬временной школы с целью развития у учащегося способностей к освоению социокультурного опыта - применение технологий и форм празднично-игровой культуры [6].
Действительно, игровое поведение личности ребёнка, творческая актив¬ность, очерченная границей самоценности, полно и открыто найдёт своё вы¬ражение в школьном празднике. Любому празднику присуща «выделенность» из общего потока жизнедеятельности человека, отсюда его оппозици¬онность (как и игры) к будничности и реальности, однообразию и обыденно¬сти жизненных перспектив личности.
«Игровое время» и «игровое пространство» представляются нам важнейшими и необходимыми категориями игрового опыта, открывающими воз¬можность постижения игрового знания (игровой культуры). «Игровое время» и «игровое пространство» включает в себя такие постоянные величины как:
1. Условность поведения «человека играющего», в результате которой и возникает воображаемое пространство игровой деятельности.
2. Сама возможность действия в этом пространстве появляется лишь при условии принятия личностью той или иной игровой роли, когда прояв¬ляются социализирующий и личностный спектры игрового поведения.
3. Ритуальный характер игрового знания - правила игры как процесс самопологания и самоограничения участников игрового сообщества.
4. Самоценность игры, «игра - для себя и в себе» как ключевое понятие для собственно игрового поведения личности играющего [10; 19].
Игровую культуру личности школьника можно определить как систему умений и способностей учащегося, дающих ему возможность успешно реагировать на любую, особенно новую, форму игрового знания путём надлежащих корректировок поведения и эмоциональной настроенности [8]:
1. Умение принимать на себя и владеть творческой инициативой, этот комплекс умений активизирует личность ребёнка в сторону формиро¬вания волевых качеств.
2. Умения, направленные на формирование у учащегося способности к творческому мышлению, воображению, к нестандартности и многовариативности принимаемых творческих решений, этот комплекс умений активизировать ребёнка в сторону раскрытия индивидуальных особен¬ностей и качеств.
3. Умения и способность, составляющие основу коммуникативной культуры учащегося (культуры восприятия, культуры речевого действия).
4. Умение эмоционольно-психологического саморегулирования, «эмо¬ционального мышления» (культура выражения эмоций, способность к эстетическому переживанию, снятие отрицательных эмоций).

1.3. Развитие творческих способностей младших
школьников через игру

Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных за¬дач педагога.
С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается пере¬стройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свой¬ственных взрослым людям. С первых дней обучения ребёнку необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать информацию и хорошо её запоминать.
Задача педагога - помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учеб¬ной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних уси¬лий, быть внимательными, усидчивыми [1].
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов, которые начали формироваться у ребёнка в дошкольный период. С поступлением в школу потребность в их развитии резко возрастает. Основные виды деятельности, которыми занят ребёнок: учение, общение, игра, труд [9; 27].
Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. В этом возрасте изменяются детские игры, они приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.
В 1-5 классах ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. Самооценка ребёнка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребёнку и его успехами в различных сферах деятельности. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Важным моментом являются сознательная подготовка многими детьми це¬ли достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку реализовать её. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети могут управлять своим поведением, исходя из принятого решения, намерения, поставленной долгосрочной цели. Особенно отчётливо это проявляется, когда дети играют.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты. Для укрепления характера детей этого возраста рекомендуется:
- включение ребёнка в совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
- выбор в качестве партнёров для общения и совместной деятельности ребёнка с другими детьми таких детей, которые существенно отлича¬ются друг от друга и от него самого, что требует различного межлич¬ностного поведения;
- постепенное усложнение задач, которое детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми [33].
Разумеется, всё это необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач межличностного плана к более сложным.
Для учащихся 1-5 классов игровая деятельность остаётся одним из главных видов деятельности. Как и в дошкольном возрасте, игра в этот период служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению ребёнка в бо¬лее сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельно¬сти: учение, общение и труд.
Игры детей дома и в школе можно использовать для практического опреде¬ления уровня личностного развития, достигнутого ребёнком.
Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание взрослых.
В условиях модернизации детских учреждений существенно преобразуется сложившаяся ранее и возникает принципиально новая коллективная и инди¬видуальная творческая деятельность. Различные виды деятельности требуют соответствующих типов объединений и форм общения в них.
Включение детей в любые виды деятельности должно иметь в своей основе дифференцированный подход, который предопределяет следующую после¬довательность действий:
- изучение и оценка возможности ребёнка;
- сопоставление полученных результатов с требованиями конкретной возрастной категории;
- отбор содержания, форм и методов наилучшим образом соответствующих задаче компенсации недостающих и стимулирующих развитие личности;
- разработка программы роста, рассчитанной на проявление инициативы, самостоятельности, творчества [14; 23; 30].
Обновление деятельности детских объединений возможно только при условии, когда признание самоценности детства, приоритетности прав, интересов, желаний детей в мире взрослых станет реальностью.
Диапазон творческих задач необычайно широк, при их решении происходит процесс творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности - всё то, что составляет творческие способности.
Творческая деятельность сложна по своей сущности. Она доступна только человеку. Для развития творческих способностей необходимы условия.
Первое условие развития творческих способностей определяется задолго до поступления ребёнка в школу, в самом раннем детстве: раннее физическое развитие, раннее чтение, письмо, знакомство с инструментами, материалами дают толчки развитию самых ранних способностей.
Второе условие: насколько возможно окружить ребёнка такой средой и та¬кой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность, способствовали её развитию.
Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек доходит до «потолка» возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше. В школьной практике это реализуется через внеклассные творческие дела, которые на своих этапах разработки, подготовки проведения создают для ребёнка творческую среду, позволяющую осознать ему успешность сво¬их действий, дойти до «верха» своих возможностей и превзойти их [5].
И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если со¬блюдать ещё одно условие - четвёртое.
Ребёнку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности, в че¬редовании дел, в продолжительности занятий каким-либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъ¬ём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пой¬дёт ребёнку на пользу.
Последнее немаловажное - пятое условие предполагает ненавязчивую, ум¬ную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку.
Игру принято называть основной нормой деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности. Удовлетво¬ряются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складыва¬ется характер.
Игра - способ самореализации и самоутверждения детей [16]. Это является цен¬тральным положением гуманистической педагогики. Не каждому ребёнку разнообразные видя деятельности, предоставляют активные роли. Игры же доступны всем, следовательно, игра даёт возможность каждому проявить се¬бя, самоутвердиться и в тоже время игра может быть включена во все без ис¬ключения виды деятельности [2].
Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, создаёт хорошее настроение, является «школой радости» для каждого ребёнка.
Игра обладает адаптивными свойствами и помогает ребёнку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматри¬вать как способ социализации личности ребёнка и его социальной адаптации в обществе.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Как Вы относитесь к взяточничеству в сфере высших учебных заведений?
1) Хорошо, это помогает тратить меньше сил на получение высшего образования
2) Нейтрально, мне все равно
3) Негативно, коррумпированность преподавателей мешает государству получать квалифицированных специалистов.

Спонсоры