Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
|
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………….3
1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………..……………………5
1.1. Понятие «интеллект» и его содержание……………………………………….5
1.2. Особенности развития интеллекта в младшем подростковом возрасте…….7
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………………18
2.1. Методы и процедура исследования………………………………………….18
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………42

Введение

Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств.
Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Объект исследования – дети младшего подросткового возраста.
Предмет исследования – факторы развития интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Цель исследования – изучить факторы развития интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
2. Проанализировать особенности развития интеллекта в младшем подростковом возрасте.
3. Провести экспериментальное изучение интеллекта у детей младшего подросткового возраста и обработать его результаты.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития интеллекта детей младшего подросткового возраста обуславливается умением быстро и правильно решать поставленные перед ними задачи.
Методики исследования:
1. Тест Айзенка.
2. Тест «Нарисуй человека» (Гудинаф-Харриса).
База исследования – школа №49, учащиеся 7 «а» и 7 «б» классов, в количестве 50 человек.
Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: Е.А. Климов, В.М. Кузнецов, Н.С. Лейтес, Г. Мелхорн, А.П. Нечаева, О.О. Петрова, Л.Ф. Тихомирова и др., а также результаты тестирования.

1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Понятие «интеллект» и его содержание

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п. [7].
Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу тождествен ему (учение Платона и Аристотеля о нусе как высшей, надындивидуальной разумной части человеческой души; «ум» как первая ступень эманации мира, его истечения из единого начала - в неоплатонизме и т.д.). Это значение термина было воспринято и средневековой схоластикой (интеллкт как божественный интеллект и т.п.). При этом в противоположность «разуму» (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции) термин «интеллект» употреблялся в схоластике для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувствительного постижения духовных сущностей).
В обратном значении эти термины были употреблены у Канта: интеллект (нем. Verstand – «рассудок») - как способность образования понятий, а «разум» (нем. Vernunft) - как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка и разума; первый в качестве способности к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего «разумного», конкретно-диалектического понимания [2].
С конца XIX в. в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определенной системы их статистической обработки в факторном анализе. В этом случае говорят о таком понятии, как «коэффициент интеллектуальности».
Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращенно IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемый на основе различных тестовых методик.
Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903). Для каждого возрастного, исчисляемого в годах, периода уровень (норма) достигнутых знаний и умений полагался равным 100. Отклонения от этого стандарта позволяли судить об опережении или отставании в умственном развитии. Сам термин введен австрийским психологом В. Штерном в 1911. С помощью показателя коэффициента интеллектуальности (IQ) в США, например, проводится отбор в армию, оценивается степень подготовленности учащихся, проводятся социолого-психологические обследования.
Система тестов на определение IQ включает как задания, требующие словесного ответа на поставленные вопросы, так и задачи на манипулирование, например складывание целостной фигуры по данным ее частям. Требуется решить - с ограничением времени - простые арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить значения некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определенной, заранее установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям, переводится посредством таблиц, заранее отработанных на больших контингентах испытуемых, в соответствующий показатель IQ. При оценке учитывается возраст испытуемого [12].
По мнению большинства психологов, IQ оценивает главным образом наличный уровень знаний.
1.2. Особенности развития интеллекта в младшем
подростковом возрасте

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. [2; 4; 7].
Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет [14].
В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это «мальчик или девочка в переходном от детст¬ва к юношеству возрасте от 12 до 16 лет».
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
А.Е. Личко различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний - 14-15 лет, старший - 16-17 лет [11].
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Психологи [11; 13] связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой [17].
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [14; 18]. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся:
- реакция эмансипации;
- реакция группирования со сверстниками;
- реакция увеличения (хобби).
Итак, реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает [14].
Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Они делятся на следующие виды:
1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой) [5].
Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности [14].
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С.Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом [5; 14].
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
В.А.Сухомлинский обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие [19]:
1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.
В подростковом возрасте происходит совершенствование таких познавательных процессов как память, речь и мышление.
Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на нравственные, политические другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников наблюдается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами [4; 13].
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словестно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательны процессов.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти [1; 6].
Однако, учебная деятельность подростка не лишена проблем. Одной из причин плохого усвоения знаний в под¬ростковом возрасте является отсутствие адекват¬ной мотивации учения, т.е. нежелание учиться. В подростковом возрасте учение в школе может стать формальной деятельностью, когда у подростка преобла¬дают сильные неучебные интересы, а познавательные слабые или отсутствуют, когда среди складывающихся личных ценностей приобретение знаний не занимает су¬щественного места. Абстрактное понимание необходимо¬сти учения в школе - недостаточный для подростка стимул к работе.
В средних классах дети различаются по многим пара¬метрам. Различия существуют в:
- отношении к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного;
- общем развитии - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
- объеме и прочности знаний в пределах школьной программы - от отличного ее усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам;
- способах усвоения учебного материала - от уме¬ния самостоятельно работать и осмысливать мате¬риал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучи¬вать дословно;
- умениях преодолевать трудности в учебной рабо¬те - от значительного упорства до специфическо¬го иждивенства в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется;
- интересах - от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого. При переходе в старшие классы у подростков могут возникать трудности в связи с тем, что вместо одного учителя появляется пять-шесть новых. Подростку приходится привыкать к каждому новому учителю, к его способам преподнесения материала и проверке домаш¬них заданий [8; 20].
В подростковом возрасте изменяется само понятие «учение». Приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется целенап¬равленно и самостоятельно, но отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных уча¬щихся. У значительной части подростков появляется ус¬тойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим областям науки, техники или искусства [3; 9].
К факторам развития интеллекта в младшем подростковом возрасте можно отнести:
1. Самостоятельная дея¬тельность подростков, содержание которой выходит за пределы школьной программы.
2. Овладение новыми школьными предметами.
В подростковом возрасте происходят изменения в интеллектуальной сфере, связанные с тем, что появляющиеся новые предметы (физика, химия, алгебра и др.) требуют от учащихся овладения и развития новых способов усвоения знаний и направлены на развитие ин¬теллекта высшего уровня - теоретического, формально¬го, рефлексивного мышления.
3. Анализ конкретных задач или действительности, вообще.
Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного реше¬ния [21]. Подросток в отличие от ребенка начинает анализ за¬дачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Таким об¬разом, важнейшее приобретение подростка в анализе действительности - умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Мышление предполо¬жениями является отличительным инструментом научно¬го рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается еще и в том, что предметом вни¬мания, анализа и оценки подростка становятся его соб¬ственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.
Под влиянием мышления закладываются основы лич¬ности и мировоззрения подростка. Мышление в поняти¬ях перестраивает и низшие, ранние функции: восприя¬тие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект) [15].
Процесс осознания и управления подростком соб¬ственных интеллектуальных операций распространяется и на другие психические функции.
4. Интеллектуализация процессов восприятия.
Необходимым условием успешного усвоения учебного материала, в том числе и наглядного - чертежей, схем и рисунков - является интеллектуализация процессов вос¬приятия. Подросток учится не просто «видеть» чертеж, но и уметь понимать его смысл. Недостаточно просто запомнить чертеж и уметь его воспроизвести, значимая инфор¬мация может быть извлечена только при работе с ним, когда выделяются определенные связи и зависимости. Только при такой деятельности восприятие чертежа на¬сыщается размышлением и качественно меняется.
5. Интеллектуализация памяти.
В подростковом периоде происходит интеллектуали¬зация памяти. Постепенно возрастает число учащихся, применяющих приемы опосредованного запоминания, увеличивается запас таких приемов, их применение ста¬новится все более сознательным, намеренным, целенаправленным. Существует прямая зависимость между ис¬пользованием приемов запоминания, уровня владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения [17].
6. Повышенная интеллектуальная активность.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи.
Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Стремление к самообразованию – характерная особенность подросткового возраста [5; 10].
7. Стремление к обобщению.
Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они лучше могут узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а так же способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные [13; 18].
Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным [16].
Подводя итог первой главы, можно сделать следующие выводы:
1. Интеллект представляет собой мыслительную способность человека. Учения об интеллекте восходят к глубокой древности и встречаются в трудах таких философов, как Платон, Аристотель, позднее у Гегеля.
2. Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью тестов на определение IQ принадлежит французскому психологу А. Бине.
3. Подростковый возраст характеризуется своими, отличными от других возрастов, особенностями формирования интеллекта, а именно совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление.
4. Для младшего подросткового возраста характерным является наличие умозаключений на всевозможные темы (нравственные, политические и т.д.), умение оперировать гипотезами, развитие логической памяти и др.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Методы и процедура исследования

Исследование проводилось с целью выявить уровень развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста.
В выборку вошли учащиеся 7«а» и 7«б» классов школы №49. Всего в исследовании принимало участие 50 человек (по 25 человек из каждого класса).
В качестве методик исследования были использованы:
1. Тест Айзенка [20].
2. Тест «Нарисуй человека» (Гудинаф-Харриса) [16].
Тест Айзенка
На выполнение теста давалось ровно 30 мин. Испытуемым говорилось, «Не следует задерживаться слишком долго над одним заданием, потому что возможно они находятся на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет интуиция. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но только немногие в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса».
Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда требовалось произвести выбор из нескольких возможностей, иногда испытуемый сам должен придумать ответ. Ответ следовало написать в указанном месте.
Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Тест состоит из 40 заданий.
После окончания тестирования испытуемым предоставлялась возможность увидеть правильные ответы с пояснением решения.
Интерпретация результатов проводилась следующим образом:
170 и больше – феноменальный IQ;
156-169 – очень высокий IQ;
137-155 – высокий IQ;
120-136 – IQ выше среднего;
106-119 – IQ ниже среднего;
90-105 – низкий IQ;
89 и меньше – очень низкий.
Тест Гудинаф-Харриса
Инструкция и процедура проведения теста.
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного форма¬та и один простой карандаш. Годится обычная писчая бумага, но предпочтительна плотная бумага, специально предназначен¬ная для рисования. Карандаш - обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.
Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («муж¬чину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допуска¬ются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.
По окончании рисования с ребенком проводится дополнитель¬ная беседа, в которой уточняются непонятные детали и особен¬ности изображения.
Тестирование предпочтительно проводить индивидуально.
Оценка результатов
Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответ¬ствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
Критерии оценки (признаки и их характеристики)
1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображе¬ние головы независимо от формы (окружность, неправильная ок¬ружность, овал). Черты лица, не обведенные контуром головы, не засчитываются.
2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной час¬ти тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.
3. Шея; два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, пе¬реходит в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в ли¬нию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчи¬тывается.
4. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; любой способ изобра¬жения признается удовлетворительным. Засчитывается даже един¬ственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в ри¬сунках совсем маленьких детей.
5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресни¬цы, или то и другое одновременно.
6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку помимо контура глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака.
7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали дол¬жен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.
8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не дол¬жно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по гори¬зонтали, ни по вертикали.
Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшест¬вующем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная фор¬ма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Как Вы относитесь к взяточничеству в сфере высших учебных заведений?
1) Хорошо, это помогает тратить меньше сил на получение высшего образования
2) Нейтрально, мне все равно
3) Негативно, коррумпированность преподавателей мешает государству получать квалифицированных специалистов.

Спонсоры