Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
| Виды и сорта малины www.sortosad.com.ua.
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Русско-народные игры: сущность, функции, назначение,
разновидности……………………………………………………….5
1.1. Сферы бытования народных игр…………………………………5
1.2. Игра как часть праздника и обряда………………………………8
1.3. Игра как средство развития воспитания и развлечение……….19
1.4. Игра как вид художественно-творческой деятельности………27
Глава 2. Игровые программы по народным играм
(на примере детской студии «ТЕРЕМОК»)………………………31
2.1. Анализ деятельности детской студии «ТЕРЕМОК»…………..31
2.2. Познавательная программа «Русь встречает гостей»
(сценарий)………………………………………………………..35
2.3. Игровая познавательная программа для старшеклассников
«К истокам народных традиций»……………………………….40
Заключение…………………………………………………………………..46
Список литературы………………………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………….48

Введение

Подвижная игра - естественный спутник жиз¬ни ребенка, источник радостных эмоций, обла¬дающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются тради¬ционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ¬ления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Ок¬тябрьской социалистической революции, за¬ботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали по¬всеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков националь¬ный колорит обычаев, оригинальность само¬выражения того или иного народа, своеобра¬зие языка, формы и содержания разговорных текстов.
В дальнейшем повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда отно¬сятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоцен¬ного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонацио¬нального народного творчества. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания ребенка. Ра¬дость движения сочетается с духовным обо¬гащением детей. У них формируется устойчи¬вое, заинтересованное, уважительное отноше¬ние к культуре родной страны, создается эмо¬ционально положительная основа для разви¬тия патриотических чувств: любви к Родине.
Объектом исследования является художественно-творческая деятельность.
Предметом исследования являются народные игры как вид художественно-творческой деятельности.
Целью исследования является изучение народных игр как вида художественно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование народных игр в работе с детьми способствует их умственному, эмоциональному и физическому развитию.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить актуальный уровень использования народных игр в работе с детьми в детской студии «ТЕРЕМОК».
Методы исследования:
1. Теоретические – библиографическое описание, выписки, конспектирование.
2. Эмпирические – наблюдение, анализ документов.
База исследования – детская студия «ТЕРЕМОК».

Глава 1. Русско-народные игры: сущность, функции, назначение, разновидности

1.1. Сферы бытования народных игр

При исследовании игры мы сталкиваемся с огромным разно¬образием ее конкретных проявлений в различных сферах жизни и культуры.
Известно, что многие народные игры связаны с языче¬скими праздниками и обрядами.
У праздников существуют определенные способы вы¬ражения, к одним из которых относится игра, отвечающая празднику и торжеству, создающая неповторимую атмосферу веселья и радости, атмосферу возвышенного мироощущения, например, зимние святки от Рождества до Крещениям.
Они выделялись духовным подъемом, праздничностью, весельем. На святках играли в разные игры: «Жмурки», «Си¬жу - посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи». Примеча¬тельной чертой святок было колядование, хождение ряженых.
Праздник «Масленица» по части веселья не уступал святкам. Она отличалась от других зимних праздников раз махом катания: на лошадях отдельных упряжек до «поезда» из нескольких саней, катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, эле¬менты спектакля и спортивного состязания. Распространен¬ными играми были «Царь горы», «Столбики», «Шапка го¬рит». Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Плетень», «Ворота» [2].
Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Так, например, на святочных посиделках бытовал набор свя¬точных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли». Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по со¬держанию. Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также об¬ращение молодежи друг другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.
Существенная роль принадлежит семье, само функцио¬нирование которой порождает целенаправленный процесс воспитания. Семья с древнейших времен выступала культур¬ным, ценностным и информационным полем для развития подрастающего поколения. Уже на самых ранних ступенях игра сопутствовала жизни ребенка. Для ребенка в первые годы его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие браг или сестра. Играя в куклы, дети подражают жизни взрослых, сватаются, играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат и т.д. [2; 10].
Театр является специфической формой игры-представления, в которой участник пребывает в воображае¬мом мире игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, тех, кому репрезентируется игровой материал. В психологической практике общепринята точка зре¬ния, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупрежде¬нию стрессов. Использование игровых приемов в психотера¬пии стало уже традиционным, и игра превращается в одно из важнейших средств психотренинга.
Игровой тренинг включает в себя импровизацию кон¬кретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением в группе.
Например, робкому человеку предлагается сыграть роль смелого героя, а грубому, несдержанному человеку - роль уступчивого, мягкого. Или в игровой форме воспроиз¬водится травмирующая человека ситуация (руководитель не¬сдержан), где он должен действовать. Задача проигрывания предложенной ситуации - помочь ему избавиться от болез¬ненного реагирования, выработка умения сотрудничества и совместного решения проблем, приемов диалога, способно¬сти к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведе¬нию в группе; таким образом, создается новая модель поведе¬ния человека [2].
Говоря об использовании игры в группах психотренин¬га, нельзя не сказать о Э.Берне - создателе трансактного ана¬лиза, который представляет собой метод групповой психотерапии, основанной на своеобразном представлении о структуре человеческих состояний, названных «Ребенок», «Взрос¬лый», «Родитель». Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы и которому индивид несомненно следу¬ет в течение своей жизни. Изменение сценария сводится к разыгрыванию ролей.
Важное значение для функционирования игровой дея¬тельности представляет сфера досуга. Досуг народа в течение столетий был связан с системой церковных праздников, с со¬бытиями в семье - свадьбами, крестинами, похоронами. До¬суг проходил в общении с природой, которая открывает большие возможности для увлекательных дел. В настоящее время ценность досуга и игры, являющейся одним из компо¬нентов его, усиливается и актуализируется.

1.2. Игра как часть праздника и обряда

Ребенок познает мир играя. А. С. Макаренко писал: «В дет¬ском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда иг¬рать, даже когда делает серьезное дело.
У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропи¬тать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра.
Игра непроизвольно вводит детей в праздничную обстанов¬ку и потому прямо связана с воспитательной стороной праздни¬ка. Игра - это искусство, подвластное всем детям. И если мы хотим создать для них праздник по всем правилам искусства, то следует ориентироваться, прежде всего, на правила детской игры.
Приемы игры, так или иначе, используются во всех детских праздниках. Вспомним: на первосентябрьском празднике знаний первоклассник разрезает символическую ленточку перед здани¬ем школы, звонит в старый медный колокольчик, хотя в школе уже давно электрические звонки. Или праздник книги, когда ребят приветствуют «живые учебники», а на сцене юные актеры перевоплощаются в персонажей любимых сказок, сти¬хотворений, повестей [4].
«Как-то в школе решили устроить соревнование эрудитов. Сначала оно представлялось нам просто серией веселых кон¬курсов. Но потом задумали объединить их одним игровым сю¬жетом. И получился прекрасный праздник «Эрудиты - в бой».
Две команды собрались в спортзале. Но вдруг ведущий со¬общает, что это вовсе не спортзал, а некий таинственный ост¬ров. Вот появляется капитан Немо. Но сразу он себя не назвал. Ребята сами должны были узнать его по одежде, нескольким репликам. Затем узнавали Паганеля - по рассеянности, барона Мюнхаузена - по его «правдивейшим» небылицам, Архимеда - по его размышлениям вслух о теле, погруженном в воду... Оби¬татели острова - герои истории и литературы - захотели по¬ближе познакомиться с ребятами, проверить, настолько ли они преуспевают в науках, чтобы именоваться эрудитами. Взяли бразды правления на соревновании в свои руки. Сами предлагали вопросы, сами были судьями конкурсов. Капитан Немо спрашивал о морях и океанах, Паганель экзаменовал по своей любимой энтомологии, а Незнайка, понятно, готов был беседовать с ребятами обо всем на свете... Их не устраивали обычные, как на школьных уроках, ответы. Отвечать доводилось и стиха¬ми, и пантомимой, и инсценировками событии из разных эпох. В конце праздника хозяева острова вручили медали, как объя¬вил старик Хоттабыч, «победителям - большие, непобедите¬лям - небольшие»...
Когда соревнование эрудитов закончилось, я услышал от одной девочки: «Было очень интересно и плюс праздничное настроение».
Роль игры в праздничном действии особенно ярко проявля¬ете в жизни пионерского лагеря. Интересный опыт по созда¬нию подобных праздников накопил подмосковный пионерский лагерь «Маяк».
Устроители праздника говорят: «Наш коллектив считает, что праздник в условиях лагеря должен как можно чаще выходить за рамки сценической площадки, принимать массовую форму, выходить на стадион, на лесную опушку. Именно в пионерском лагере раскрывается про¬стор для коллективного творчества. Но есть в летних праздни¬ках своя специфика, которая вытекает из непосредственных за¬дач именно летней работы по воспитанию и оздоровлению ребят. Многие праздники, пронизанные выдумкой, игрой, рождаются непосредственно в лагере, в конкретных обстоятельствах, свя¬занных с определенным этапом жизни детского коллектива.
Когда купол нашей сценической площадки - голубое небо, декорации - зеленый лес, а зрительный зал - изумрудная по¬ляна, то ребята невольно заряжаются и естественным здоровь¬ем от природы, и задором от ясного солнышка, и фантазией от окружающей их красоты. Праздник под открытым небом толь¬ко выиграет и принесет больший воспитательный эффект.
Надо только суметь вписать, включить природу в сценарий. Это нетрудно сделать в хорошую погоду, а как быть в ненастье?
В Подмосковье никого не удивишь тем, что затяжные дожди могут идти подряд полторы-две недели. И как бы хорошо и доб¬ротно ни налажен быт ребят, сколь ни богата книгами лагерная библиотека, а с клубного экрана не «слезают» приключенческие фильмы, все равно постоянное сидение в помещении создает атмосферу замкнутого круга. В отрядах чаще возникают бес¬причинные ссоры, отлаженный режим начинает трещать по швам.
Зачем заправлять после тихого часа постели, если на улице все льет и льет, а в постели тепло и сухо!..
- Не понесу я ботинки в сушилку, через полчаса на обед, до столовой дойдешь — опять все вымокнет.
Участившиеся замечания взрослых многими воспринимаются как назойливые придирки. Настроение у ребят, да и у взрослых катастрофически падает... Назревает конфликт, а дождь не кончается.
И вот тогда-то становится просто необходимой резкая смена настроения ребят, освобождение их от каждодневных «нельзя», полное раскрепощение и переход всего коллектива вопреки по¬годной обстановке в новое качественное состояние. Коллектив¬ные поиски приводят нас к не совсем обычному педагогиче¬скому решению: нам нужен карнавал, установление хотя бы на день карнавального «праздника наоборот». Так неожиданно родилась идея праздника «Ералаш», смешения всех режимных моментов.
Это действительно получился «праздник наоборот». Утро традиционно началось с дождя. По это никого не смущало. За¬рядку проводили прямо в кроватях. Правда, с вожатыми мы предварительно разучили несколько упражнений, которые мож¬но выполнять не вставая... Видели бы вы восторг всех лагерных жителей! Даже трудно сказать, кто радовался больше: старшие или малыши».
Не успели ребята прийти на завтрак, как в столовой появил¬ся Карлсон. Да, да, тот самый Карлсон, который живет на крыше. А поскольку Карлсон самый лучший в мире организа¬тор завтраков, то он и стал заправлять утренней трапезой. Признаемся честно, что в тот день пришлось извести недельный запас сладостей, так как всем, кто в то утро жаловался на не¬домогание, Карлсон прописывал двойную порцию «приторного порошка» по собственному рецепту. А вы, надеюсь, помните, что. в состав этого чудодейственного лекарства входят: леденцы, засахаренные орешки и кусочки натурального шоколада. (Люди Карлсона здесь же, в столовой, на глазах присутствующих го¬товили это удивительное снадобье.)
Весь день в лагере происходили необычные вещи: по радио объявили, что начинается конкурс на самого сухого человека. Через некоторое время к назначенному месту стали стекаться завернутые в одеяла и целлофановые плащи претенденты.
Перед обедом у входа в столовую установили хозяйствен¬ные весы и каждый отряд по звеньям должен был взвеситься, затем такая же процедура ждала ребят после обеда. Звено - победитель получало приз.
День закончился выпуском устного сатирического журнала «Ералаш» на темы лагерной жизни...
...Мы стараемся как можно чаще будить творческую фан¬тазию ребят, помогаем им взглянуть на свои действия со сто¬роны. Весело, с доброжелательной улыбкой оценить трудно¬сти...
Несколько отрядов вернулись из туристских походов. Уста¬лые, полные впечатлений переступили ребята лагерный порог. А вечером в клубе состоялся отчет о походе. Отчет не совсем обычный. Каждый отряд еще во время похода думал над тем (таким было задание), как он расскажет о своем маршруте, об интересных встречах, забавных приключениях, как будет отчитываться перед товарищами. Сочинялись сценки, пантоми¬мические картинки, писались специальные диалоги. Творчест¬вом наряду с ребятами на равных занимались вожатые, педа¬гоги, врач пионерского лагеря - все, кто может творить (это наша традиция). В коллективе, нацеленном на творчество, как правило, творят все.
Одна за другой поднимаются группы на клубную сцену. И перед собравшимися проходят увлекательные походные кар¬тины...
Отряд инсценирует записи походного дневника. Летописец ведет беспристрастный рассказ о событиях.
Оказалось, что мы забыли нож, и хлеб пришлось рубить топором. И дежурный повар демонстрирует не совсем обычную разделку хлебной буханки на равные доли...
- Мы хотим вам показать нашу гордость, - продолжает ле¬тописец, - живое кресло. Оно использовалось в том случае, ког¬да кто-нибудь из участников похода натирал ноги.
Трое самых крепких мальчиков показывали несколько прие¬мов переноски туристов: с рюкзаком и без, в положении сидя, лежа и стоя...
Поход был не из легких, но трудности нам помогала скра¬шивать песня... и около импровизированного костра исполня¬лось попурри из туристских песен.
- Наш поход прошел под аккомпанемент дождя, - начали свой рассказ представители второго отряда. Открывался зана¬вес, и все присутствующие видели множество ног, торчащих из-под палатки, установленной на сцене Через каждые три-четыре фразы у рассказчика рефреном звучали слова: - И тут снова полил дождь.
На этой фразе к палатке подходил известный всему лагерю шутник и проказник, на груди которого красовалась табличка «Дождь проливной». В руках у «источника несчастий» была лейка с водой, из которой он и поливал набитую ребятами ту¬ристскую палатку.
Каждый раз появление «Дождя проливного», который все время придумывал па ходу варианты разбрызгивания содержи¬мого своей лейки, вызывало у присутствующих в зале взрывы хохота.
Творчески оформленные впечатления ребят становятся кол¬лективным сюрпризом, радостью для всего лагеря, а для самих туристов - яркой, эмоциональной точкой сложного и потому довольно значимого этапа в их коллективной лагерной жизни.
Темы для праздничных лагерных действий порой возникают из самых, казалось бы, непраздничных ситуаций. Здесь нам на помощь приходят игра и смех.
Смех - это особая точка зрения, видящая мир по-иному, по отражающая его не менее всеобъемлюще и точно, чем серьез¬ность [13].
В чем же сила и преимущество этой точки зрения для пе¬дагогики лагерного праздника? Жизнь ребенка летом менее регламентированна, чем в школе. А значит, и наше воздействие на него должно быть более мягким и косвенным. Здесь неуместно прямое требование, а необходимо, скорее всего, побуждение к самовоспитанию. И нашим большим союзником в этом стано¬вится юмор.
Под смешной карнавальной маской легче обратить взор ре¬бят на собственные недостатки, чем заставить признать их во вре¬мя серьезного, «педагогического» разговора. Осознанный и под¬нятый на щит юмора тот или иной недостаток уже не так стра¬шен. А то, что порок, недостаток попали под воздействие пуб¬личной смехотерапии, почти полная гарантия, что они не станут притягательными и не пустят корни на новом месте.
Смех помогает ребятам освободиться от штампов, учит диа¬лектически взглянуть на мир, смех обладает возрождающим началом... И мы стараемся, чтобы в лагерных праздниках всегда было место для карнавальной игры, пародий, смеха.
Традиционными стали для наших ребят кинофестивали па¬родийных фильмов на лагерные темы. Как и в коллективных творческих отчетах о походах, так и в кинофестивалях основу составляет игра-драматизация. Готовя сценки из лагерной жиз¬ни, которые сменяются на нашей клубной сцене с калейдоско¬пической быстротой, как в, кинематографе (отсюда и название - кинофестиваль), ребята в веселой, пародийной форме расска¬зывают о своей жизни, о веселых и забавных ситуациях, вы¬смеивают встречающиеся еще такие пороки, как иждивенчест¬во, хвастовство, грубость, изнеженность и трусость, - все то, что мешает коллективу в его повседневной жизни.
На одном из таких фестивалей восьмой отряд, прославив¬шийся в лагере своими ночными сказками ужасов, создал па¬родийный фильм «Крепкий сон - залог здоровья». В основу сю¬жета ребята взяли реальные ситуации, которые случались в отряде. А формой стала популярная телевизионная передача «Здоровье».
- Итак, - объявлял ведущий, - телевизионная программа «Здоровье» показывает фильм «Крепкий сон - залог здоровья».
Открывался занавес, и мы видели отрядную спальню. Ребя¬та расположились ко сну. Но, как обычно бывает перед сном, кто-то начинает рассказывать страшные истории. Эстафета «ле¬денящих душу» детективных сюжетов идет по кругу и перепле¬тается в фантасмагорический калейдоскоп... Несколько раз в спальню заходит вожатый и наводит порядок... Наконец спаль¬ня затихает. И тогда в палату приходят сны. Вот к одной из кроватей тянется чья-то рука в черной перчатке и стаскивает со «спящего» одеяло. Перепуганный рассказчик, который несколь¬ко секунд назад «забылся» во сне, вскакивает и «будит» ос¬тальных... Спальня оживает, кто-то бежит к выключателю, за-жигается свет. Взбудораженные ребята сбиваются в кучу... Опять приходит вожатый и с трудом успокаивает ребят. Карти¬на повторяется несколько раз. А вперемежку с эпизодами ноч¬ных ужасов по микрофону передаются советы врача, как надо готовить себя ко сну:
«Проветрите помещение, погуляйте перед сном на свежем воздухе... Не возбуждайте себя перед сном всевозможными де¬тективными историями, постарайтесь выбрать удобную для сна позу, расслабьтесь...»
Спокойный врачебный текст вперемежку с типичной лагер¬ной ситуацией вызывал прекрасный комический эффект. Играя самих себя на сцене и показывая свои недостатки, ребята как в кривом зеркале видели их стороны и прощались с ними на¬всегда.
Праздник в лагере всегда связан и с самой будничной, бы¬товой стороной жизни. Ни в один школьный праздник нельзя внести тот бытовой элемент, который в семье соединяется и с общенародным праздником, - это праздничное пиршество, тор¬жественный обед или ужин.
А в лагере (если, конечно, жизнь его строится по принципу организации хорошей большой семьи, где и завхоз, и повара, и врачи - это тоже педагоги) праздничный ужин, обед или чай в день общелагерного или отрядного праздника - дело вполне естественное.
Какой же праздник для ребенка без конфет, сладких пиро¬гов, мороженого? Дети ведь и в лагере остаются детьми. И жить они здесь должны одновременно в коллективе и как дома.
Или другая сторона праздника, которая связана с режи¬мом. Праздник назначен сразу после полдника, но ведь нужно еще встать, убрать постели, надеть костюмы или праздничную одежду, что-то подучить, отрепетировать еще раз. Столько у всех волнений, что никак не лежится в кровати в тихий час... Или затянулось праздничное веселье, и тут время обеда подо¬шло. Что делать? Прекратить торжество или дать ребятам до¬играть? Педагоги знают две самые большие слабости своих воспитанников: во-первых, ребенок не может долго ждать, пока удовлетворят его потребности в чем-то. Если потребность есть, то он приложит все усилия, чтобы ее реализовать. И во-вто¬рых, игра - это самое свободное, самое желанное и самое цен¬ное из того, чем он обладает полностью.
Можно потом доделать модель в кружке, но нельзя потом доиграть. То особое состояние, очарование, которое создает именно данная игра и в данный момент, потом уже не возник¬нут. Потом может возникнуть другое игровое состояние или другая игра. В этом отражена феноменальная способность игры наилучшим образом и сейчас же удовлетворять те или иные потребности и желания ребенка [8].
Размышляя, как же нам быть - остаться верными режиму пли уступить детям, вспомните, как трудно бывает создать все¬общее праздничное игровое настроение и как легко одним словом или интонацией его разрушить. В праздничный день дол¬жен действовать не повседневный, а особый игровой свод пра¬вил и законов. Игра не есть неограниченная свобода ребенка. Напротив, в любой игре (театрализованной, подвижной, спор¬тивной, ролевой) есть жесткие правила. Только в одном слу¬чае они открытые, а в другом - скрытые: мы не договариваемся о том, что играть нужно так-то и так-то, но подразумеваем, что в этой роли так поступать и действовать правильно, а так не¬правильно. И чем лучше ребенок сумеет эти правила соблюсти, тем больше получит от этого наслаждения. Но только путать правила обычной жизни и правила игры нельзя, потому что иг¬ра - это отражение реальной жизни, но отражение не прямое, а условное и чуть-чуть художественное.
Зная это, педагог не станет прерывать игру и праздник, а заранее обдумает, каковы же будут правила этой игры и как в этих правилах отразятся обязательные для всего лагеря и ре¬жимные моменты. А коль уж вышли за рамки режима, не дети в том виноваты, а мы сами, и, значит, пенять надо только на самих себя и не омрачать ребячью радость упреками и окри¬ками».
Думается, в опыте пионерского лагеря «Маяк», о котором рассказали устроители праздников, есть много интересного и поучитель¬ного.
Однако будем помнить, что, обладая игровым аспектом, праздник не должен превращаться в игру ни с точки зрения художественного творчества, пи с точки зрения его восприятия. Праздник отнюдь не сводим к игре, он есть результат труда всего детского коллектива и преподавателей. И отношение к празднику не может быть чисто игровым.
Стоит отметить, что в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан¬ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, а потому они успешно применяются как часть праздника и обряда. Народные игры сохраняют свою художествен¬ную прелесть, эстетическое значение и состав¬ляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор [5; 12].
Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро орга¬низовать игроков, настроить их на объектив¬ный выбор водящего, безоговорочное и точ¬ное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
* * *
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
* * *
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи - тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное на¬строение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. На¬пример, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти во¬ротца. Последнего ворота задерживают: иг¬роки опускают руки и тихо спрашивают [4]:
Конь вороной остался под горой.
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. На¬пример, перед началом все садятся и хором произносят:
Первенчики, бубенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок,
Молчок!
Тому, кто не выдержит и засмеется, назна¬чают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит [4]:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
В игре «Ключи» содержание игровых дей¬ствий аналогично: водящий подходит к игро¬ку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают гла¬за, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит. Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и проч¬но запоминаются и с удовольствием про¬говариваются детьми в их повседневных иг¬рах. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

1.3. Игра как средство развития, воспитания и развлечение

Многие современные негативные явления в детской среде свидетельствуют несомненно о кризисе системы воспитания. Особенно беспокоят в детях усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте, часто жестокий и опасный характер игр самоут¬верждения у подростков, обеднение общения детей и подростков в результате утраты ими игровых форм взаимодействия и т. д. Исчезно¬вение из детского обихода многих жанров игрового фольклора приводит к тому, что образуются лакуны в эстетическом воспитании, которые заполняются далеко не лучшим образом.
Одна из основных причин этих и других негативных явлений сокращение игрового времени и игрового репертуара. В первую очередь детского быта уходят сложные командные игры с правилами, которые являются незаменимой школой общения и воспитания нравствен¬ности.
Факторов, вызвавших сужение игровой деятельности, много. Среди них урбанизация образа жизни и связанное с этим падение престижа народной традиционной культуры, все более широкое распространение телевидения профессионального искусства, а также различных официально поддерживаемых видов спорта, стандартизация воспитания детей в одновозрастных коллективах, изменение общественного отношения к играм детей - взгляд на них как на занятие бесполезное в противовес полезным занятиям иностранным языком, музыкой и т. д. [10].
Не меньшее беспокойство вызывает и то, что из детских игр практи¬чески полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей и приемов и проч. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают ее фактом народной культуры, Лишение современных детских игр этих важных признаков свидетельствует об отсутствии культурной преемственности и разрыве традиции.
Наметить пути выхода из создавшегося кризиса могло бы творческое осмысление особенностей бытования народных игр в прошлом. Для этого, безусловно, прежде всего необходимо знание традиций народной игры, в которых заключен опыт физического, нравственного, эстетического воспитания, отшлифованный многими поколениями. В нем сохрани¬лись методы и приемы воспитания, наилучшим образом соответствую¬щие каждому периоду жизни ребенка. Важной чертой многих народ¬ных игр является синкретичность, сочетание движения с песней или ритмизованным текстом, что является условием гармоничного развития. Традиционные народные игры представляют собой непрерывную цепь усложняющихся действий. Их следует рассматривать в комплексе, начиная с забав самых маленьких детей, по сути игр взрослых с ребен¬ком.
Возможности народных игр как средства воспитания были давно осознаны не только народной, но и профессиональной педагогикой. Во второй половине XIX в. и особенно в конце XIX - начале XX в. в связи с распространением школьного образования, а также идей немецкого педа¬гога Фрёбеля о важности игр для воспитания ребенка игры все чаще стали вводиться в практику воспитания. Этой же цели служили публикации многих педагогических и детских журналов. Так, например, журнал «Учи¬тель» в 1862 г. обратился с просьбой к читателям: собирать игры, особен¬но с припевками и присылать их в журнал для целей воспитания. В ответ начали поступать корреспонденции из разных мест, содержавшие записи колыбельных, потешек и игр. Наиболее значительной является публика¬ция игр, собранных в Петрозаводске учителем К. Петровым. Многие детские журналы – «Дело и отдых», «Юная Россия», «Родник», «Маяк», «Светлячок» и др. - печатали регулярно или от случая к случаю описания разнообразных игр. Кроме народных, приводимых иногда в обработке, помещались и авторские игры. Не имея возможности дать сколько-нибудь полный обзор этого рода деятельности, приведу несколько примеров использования игр в воспитании, которые представляются наиболее удач¬ными [10].


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Какой процент проводимых в Вашем высшем учебном заведении лекций Вы посещаете?
1. Стараюсь ходить на все лекции, пропускаю исключительно по болезни.
2. Хожу на большинство лекций
3. Посещаю меньше половины
4. Совсем не хожу на лекции или хожу на пару занятий за семестр.

Спонсоры