Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Категория: Курсовые
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности организации досуга в детских
оздоровительных лагерях………………………………………...5
1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика……………5
1.2. Современные образовательные технологии в работе
летних оздоровительных лагерей……………………………..9
Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном
лагере «Орленок»………………………………………………..20
2.1. Проведение познавательных викторин………………………20
2.2. Организация спортивных эстафет……………………………24
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………….29
Приложения……………………………………………………………….30
Введение
За много десятилетий в нашей стране и за рубежом накопился самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха де¬тей. Обратим внимание только на две тенденции, на два почти противо¬положных подхода. В одном случае взрослые считают своим долгом со¬здать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки и целые городки, бассейны и солярии, автодромы и ипподромы, компъютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские виг¬вамы. В-общем, маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. У него есть комната, в которой он живет, он знает время обеда и ужина и уже сам строит распорядок своего дня при минималь¬ном вмешательстве взрослых. В таком центре уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И раз¬решается почти все, что не вредит детскому здоровью.
И есть другой подход. Он предполагает не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. При этом внешним фоном та¬кого лагеря могут быть самые скромные палатки, походная кухня и им¬провизированная сцена на лесной полянке. Роль взрослого при таком подходе иная: он не просто советует - он вдохновляет, он не только предлагает - он помогает в рождении и осуществлении замыслов.
В современных условиях развития общества важна каждая из форм организации детского досуга. Педагогу, воспитателю необходимо знать все новейшие разработки в этой области. В этой связи рассматриваемая тема приобретает особую актуальность.
Объект исследования – проблемы СКД в загородных лагерях.
Предмет исследования – специфика организации СКД в загородном лагере «Орленок».
Цель исследования – изучить специфику организации СКД в загородном лагере «Орленок».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «досуг».
2. Изучить современные образовательные технологии в работе летних оздоровительных лагерей.
3. Рассмотреть особенности проведения познавательных викторин в загородном лагере «Орленок».
4. Изучить особенности организации спортивных эстафет в загородном лагере «Орленок».
Глава 1 Особенности организации досуга в детских
оздоровительных лагерях
1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг [4].
Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием [8].
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [11].
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения [1].
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам [1].
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг детерминирован внутренне и внешне;
- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
- досуг способствует объективной самооценке детей;
- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
- досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;
- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);
- детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;
- детский досуг широк в своем понимании [1; 2].
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
1.2. Современные образовательные технологии в работе летних оздоровительных лагерей
Возможность выявления логической последовательности теорий, методов, сфер деятельности внешкольных образований позволяет развиваться современным тенденциям в учреждениях социокультурной сферы. Свободное время подрастающего поколения выступает как фактор культивирования внутреннего мира и способностей ребенка в рамках «образовательных техно¬логий». Следует отметить, что подобная позиция характерна для большинства летних оздоровительных центров.
Важным обстоятельством, обеспечивающим воспитатель¬ный успех деятельности лагеря, выступают следующие формы работы:
- активизация коммуникативных процессов в рамках рек¬реационных программ;
- освоение культурно-исторических традиций средствами аудио-визуальных и светотехнических технологий;
- вариативные приемы театрализации тематических смен [3; 9].
Подобные технологии не только образовывают, но и оказы¬вают влияние на формирование мировоззренческих позиций каждого подростка.
Система летнего отдыха представляет довольно разветвлен¬ную структуру деятельности, нацеленную на полноценное раз¬витие подрастающего поколения с учетом следующих этапов воспитательного процесса:
- технология общения;
- работа в группе (микрогруппе, макрогруппе);
- технология ролевой игры;
- разрешение конфликта;
- создание психологического климата [9; 12].
При этом главной единицей образовательного процесса выступает актуализация гуманитарных и лидерских возможнос¬тей подростка, направленных на его социальное, интеллектуаль¬ное, физическое психологическое, досуговое, творческое благо¬получие.
Современные образовательные технологии получили широ¬кое распространение на современном этапе в программах ком¬пьютерных лагерей «Международный детский компьютерный лагерь-школа» - Переславль-Залесский, детский интеллектуаль¬ный лагерь «ЮНИВЕР» в Словакии, «Международный детский центр образования, культуры, науки, отдыха и спорта «ЮНИОР» и др.
Одним из направлений эффективного применения информа¬ционных технологий в образовании является интегрированное творческое образование детей во время летнего отдыха. Ключе¬вым понятием подобных программ выступает «кафедра» (базо¬вый элемент образовательной инфраструктуры) - место, где в увлекательном проектном стиле группа детей совместно с руко¬водителем осуществляют какую-либо продуктивную творчес¬кую смену; проектное образование в лагере, включая совмест¬ную деятельность детей и взрослых, предлагает детям выпол¬нить за короткую смену (две-три недели) один-два проекта по тематике кафедры. Например, работа в интернете предпола¬гает - общение с виртуальным миром, дизайн в Интернете, компьютерная графика и анимация, пресс-центр, архитектура и дизайн. В ходе работы над проектами ребята меняются ролями - так, если проект является созданием собственной странички в Интернете, то один ребенок может взять на себя функцию дизай¬нера, другой - фотографа, третий - редактора текста и т.д. Таким образом, выбирая поле для индивидуального развития, подрос¬ток получает возможность проявить себя в описании футболь¬ного матча (с текстом, схемами, рисунком), изготовить куклы из растений по компьютерным эскизам, спроектировать логотип и эмблему лагеря, создать психологический «портрет» модели «День рождения», сделать проект «экологическая башня» из мусора (пластиковых бутылок, другого материала).
Общая цель программы информационных технологий в лагере - это разностороннее образование ребенка при благопри¬ятных условиях для его физического и психического развития. Пребывание ребенка здесь выступает как естественное продол¬жение учебного года, но только в других условиях с несколько иными задачами. Интеграцию подобных проектов можно опре¬делить как «пятая четверть» или третий семестр, в течение кото¬рого происходит творческая научная практика подростка.
Раскрывая принципы проектирования программ интер¬нет-образования, следует выделить несколько уровней:
- философское осмысление необходимости программ;
- содержательное (сюжетно-содержательное) насыщение;
- организационно-бытовое (не вступающее в противоречие с другими) [10].
Развитие программ экономического характера, в соответ¬ствии с современными образовательными технологиями, направлено на повышение уровня экономической культуры детей и подростков, популяризацию экономических знаний, а также на развитие у детей и подростков чувства предприимчи¬вости и активизации организаторских навыков. Немаловажное значение имеет разработка новых деловых экономических игр с использованием компьютерной графики. В основу подобных лагерей положен сжатый бизнес-курс для подростков, который позволяет учиться производить реальную продукцию и услуги, заниматься политикой, тратить заработанные деньги, сталки¬ваться с безработицей и инфляцией.
Тематические смены «Экономическая республика», «Модель мира» включают подростка в стремительный поток информации, вызванный современной жизнью. Процессы, про¬исходящие во внешнем мире, проигрываются на экономических форумах, которые позволяют подрастающему поколению лучше адаптироваться в обществе, развивают способность быть независимым, помогают в приобретении пожизненных умений, способствуют изучению фактов и формируют умение их связы¬вать.
Отмечая общий ход структурирования различных темати¬ческих смен (модулей). И. Фридман выделяет несколько основ¬ных уровней, имеющих определенный педагогический смысл:
- образовательный (актуализация знаний из различных об¬ластей деятельности и использование их как в конкретных ситуациях, так и для построения личных перспектив);
- психологический (изменение привычных условий жизни и расширение внутренних способностей к сопережи¬ванию, перевоплощению, пониманию другого, а также эмоциональная насыщенность каждого дня);
- философский (попытка средствами игры приблизить детей к категориальным величинам: «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Вымысел», «Реальность», «Ответ¬ственность»);
- прикладной (обучение навыкам общения в конкретной ситуации, деятельное обучение выбору и приобретение конкретных знаний, умений, навыков) [10].
Механизм взаимодействия этих уровней находит практи¬ческое применение в педагогических технологиях, которые позволяют каждому ребенку реализовывать свою активность, при помощи манипуляции взрослых.
Тем самым, создавая иллюзию самостоятельности, можно говорить о прохождении подростка через систему ценностей создаваемых определенными ситуациями (деловые игры: «Дет¬ская биржа», «Экономический кризис», «Выборы президента» и др.). Подобное изменение формы оздоровительных лагерей определяет их контингент - это интеллектуалы, спортсмены устремленные личности, лидеры общественных организаций будущие космонавты, экологи. На этой основе формируются основные принципы работы с детьми и подростками:
- свобода выбора ребенка (игровые площадки, бассейны, видеотеки, различные кружки, компьютерные центры);
- реализация замыслов ребенка (педагог способствует рож¬дению и осуществлению замыслов);
- новый уровень развития системы каникулярного отдыха детей и подростков (широкий выбор летних центров);
- поиск новых модулей и содержание деятельности вре¬менных детских коллективов [8].
В своих исследованиях по Всероссийскому Детскому Цент¬ру «Орленок» Б. Гусев, раскрывая принцип непрерывности образования, отмечает следующее «...обязательное предостав¬ление подросткам условий для обучения в соответствии с воз¬растными и реальными учебными возможностями обеспечивает преемственность в изучении предметов базисного учебного плана» [10]. Однако, строгая организация летних каникул при помощи образовательных блоков не позволяет подростку полностью отдохнуть от учебного процесса.
В концепции современных образовательных технологий и подходов к проблеме воспитания и оздоровления детей и под¬ростков на основе гуманизации системы образования и воспита¬ния выступает совокупность и единство целей, задач и принци¬пов с акцентом на историко-патриотические программы: «Модель миротворчества ООН-1998» образовательно-спортив¬ной игры. Содержательный, познавательный, нравственный потенциал отражал 200-летие героического похода русской армии (под командованием А.В. Суворова) через Альпы. Уро¬вень самодеятельности и самостоятельности участников в потоке средств согласования действий с партнерами, самоогра¬ничения во имя достижения целей и успехов, определял выбор героя для подражания в контексте норм и правил предлагаемых игр.
С учетом использованных форм работы (медицинская под¬готовка, противопожарные меры) предусматривалась про¬грамма последействия, включающая перспективы дальнейшего развития лидерского и творческого потенциала каждого участ¬ника рассматриваемых действий. Актуальным в плане игр яви¬лось приобретение навыков ликвидации стихийных бедствий, получение информации о миротворческой деятельности ООН.
Таким образом, происходило обсуждение темы «Историчес¬кая победа над фашизмом и роль ООН в укреплении всеобщего мира» в рамках круглого стола с участниками ВОВ, посещение Музея миротворческих операций российских военных наблюда¬телей ООН. Участие в предлагаемом проекте стало важным в силу сложившихся экономических и политических проблем, так как в обществе, где еще не сформировалось сознание подраста¬ющего поколения, внедряются к великому сожалению америка¬низированные каноны (пропаганда насилия, преступности на экранах телевидения, видео) [5].
Акцентируя внимание на уникальности воспитания и обуче¬ния перспектив досуговых программ летнего отдыха детей и подростков следует учесть тот факт, что именно они представ¬ляют более широкие, чем школьные программы, возможности в овладении опытом реального переустройства мира к лучшему. Тем самым определяется концептуальная идея разрабатывае¬мых проектов: нравственное и гражданско-патриотическое вос¬питание молодежи в духе культуры мира, в рамках программы «На службе мира и Отечества».
Проблема патриотического воспитания в рамках образова¬тельных технологий обеспечивает наличие прогнозируемых направлений в реализуемой программе:
- психофизиологическое (поддержка ребенка в стимулиро¬вании инициативы, оказание физической и моральной по¬мощи, внесение «заряда» оптимизма);
- психологическое (создание поливариативной модели дея¬тельности, предоставление возможности выбора и стиму¬лирование творчеством);
- социальное (обеспечение ориентации на практическую деятельность, позволяющую приобрести конкретный жизненный опыт, посредством социализации и нрав¬ственного роста как поэтапного самоопределения);
- профессиональное (создание условий для проявления творческих способностей с ориентацией на продуктив¬ность, компетентность, самовыражение и самореали¬зацию при наличии плана, конкретных заданий и про¬ектов, а также обеспечении материально-технической базы);
- философское и культурологическое (активизация ориен¬тиров на общечеловеческие ценности, ресурсосберега¬ющие технологии, инновационные проекты и высокое ка¬чество работы) [6; 7].
Потребность осмысления инновационных подходов к лет¬нему отдыху детей и подростков необходимо рассматривать с позиционных направлений, выделенных нами отдельно, специ¬фика которых заключается в создании средового комплекса дет¬ского лагеря максимально приближающего ребенка к содержа¬нию его воспитания и развития в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, тем самым создавая условия для интенсивных процессов деятельности и общения, в широко раз¬ветвленных коллективных образованиях.
Ведущим средством реализации комплексной модели дет¬ского лагеря становится сюжетно-ролевая игра, содержание которой базируется на опыте прошлых лет, осуществляется в настоящем и направлено в будущее подростков. Подобное направление можно проследить в работе историко-патриотического лагеря «Казачок», основу которою составляет стремление к возрождению культурно-исторических традиций казачества. Погружение подростка в духовную среду культуры и искусства казачества, восприятие истоков истории и патриотизма помо¬гает решить следующие задачи:
- знакомство детей и подростков с историей казачества раз¬личных регионов России и с ее древними истоками;
- возрождение традиционных народных промыслов и ре¬месел, выявление особо одаренных в этом направлении детей;
- популяризация самобытного народного творчества, из¬учение традиционных народных игр, плясок, песен;
- выявление талантливых исполнителей старинных ка¬зачьих песен и танцев;
- обучение юношей военно-спортивным умениям и на¬выкам [5].
Теоретическая основа рассмотренных программ строится на культурно-исторической теории развития (Л.С. Выготский), концепции гуманистического воспитания и образования (К.Д. Ушинский, О.Н. Козлова, А.Б. Орлова), теории о культу-росообразности воспитания и образования (С.И. Гесен), воспи¬тании диалога культур (М. Бубер и В. Библер), модели нацио¬нального воспитания и образования казачьей молодежи (А.И. Кузнецов, Е.А. Терехина) [3]. Являясь альтернати¬вой сложившейся системе нормативно-функционального воспи¬тания - с одной стороны, и как система дополнительного образо¬вания - с другой, выделяются основные смысловые категории - «Культура», «История», «Духовность», «Патриотизм», направ¬ленные на формирование воспитательной среды детского лагеря.
Определение сущности системы воспитательной и оздоро¬вительной деятельности детского оздоровительного комплекса, включает в конечном итоге методологические понятия: педаго¬гическая цель, педагогические задачи, педагогическое содержа¬ние, принципы, формы работы, методы, педагогическая дея¬тельность, педагогическое взаимодействие, средства педагогической коммуникации. Подобный подход позволяет сформулировать основные принципы деятельности историко-патриотических лагерей:
- признание личности ребенка с ее достоинством и потен¬циалом в качестве самоцели;
- подготовка детей к необходимости ориентации в системе проблемных жизненных ситуаций и выбору их ценностей для их разрешения;
- упрочение норм уважительного отношения к другим людям, к их труду и его результатам; исключение прояв¬лений признаков презрения, оскорбительного отношения независимо от того, какое место данный труд занимает в иерархии общественного производства;
- открытость и готовность подростков к непрерывному об¬огащению гуманитарного опыта с целью освоения обще¬человеческих и этнокультурных ценностей в их кон¬кретном образе жизни [10].
Следует отметить, что рассмотренные принципы отражают ценность каникул, которая заключается в стремлении привлечь внимание общества к проблемам школьных каникул, тем самым выйти на новый уровень развития системы каникулярного досуга детей и подростков.
Результатом данных программ является привлечение вни¬мания общества, государства к проблеме детского движения, а также создание системы кадров, методик, способствующих раз¬витию игровой практики ребенка. Предполагаемые игровые модели формируют навыки совместной деятельности детей и взрослых в процессе общения.
Преимущество сотрудничества детей и взрослых заключа¬ется в строгих рамках начала и завершения летних смен как бла¬гоприятный фактор, стимулирующий активную жизнедеятель¬ность подростков, дающий им возможность увидеть результаты своего труда и работы всего коллектива.
Исследование практической деятельности летних центров позволило нам определить группу условий, обеспечивающих реализацию современных образовательных технологий на основе возможностей общения:
1) условия, обеспечивающие эффективность общения в рамках конкретной ситуации (на примере профильной смены «Золотые медалисты Саратова на золотых песках Болгарии» - предусматривает пространство и время для свободного вре¬мени, поощряются деловые и свободные контакты подростков и взрослых, реализуются устремления детей - Московский клуб «Единство»);
2) условия, обеспечивающие успешность творческого общения (фестивали детских творческих коллективов из разных городов России в рамках программы «Москва Олимпийская на земле древней Эллады») [10].
В рамках творческого общения снимается жесткая регла¬ментация жизни лагеря, организуется многовариантная система проведения мероприятий, обеспечивающих подростку возмож¬ность в удовлетворении его интересов (брейн-ринг «Знаешь ли ты Грецию?», «Спартанский поход», «Поиски сокровищ капи¬тана Флинта» - пиратские потехи, «День Посейдона», игра в крепости «Форты Паламиды»).
Особо следует отметить, что эмоциональный настрой твор¬ческих смен тренирует способности подростка, отвечает его жизненным устремлениям, формам самовыражения, объединяет творчески развитых детей и подростков для обмена опытом и творческими достижениями, приобщает детей к различным видам искусства, воспитывает в них чувство прекрасного.
Таким образом, современные образовательные технологии способствуют выявлению основных позиций, рассматриваю¬щих работу летнего лагеря на высоком уровне. Каждый из структурообразующих элементов всей системы дополнитель¬ного образования в состоянии претендовать на самостоятель¬ную роль, что позволяет решить ряд задач:
- самостоятельное взросление ребенка за стенами школы (самоопределение, саморазвитие, самообразование);
- создание реальных условий, гораздо более широких и разносторонних в сравнении с традиционно ориентирован¬ными;
- каникулы как альтернативное пространство образования;
- проектирование сферы отдыха детей и подростков не противоречащие устоявшимся нормам;
- взаимодействие четырех блоков, как «отдыха в поле ин¬дивидуального саморазвития»;
- ориентирование на каникулы, как на сферу практического опыта;
- реализация основных форм лагерной жизни посредством концептуальных замыслов и принципов каникулярного пространства [8].
Прогресс современных тенденций оздоровительного отдыха детей и подростков не мыслим без тесного взаимодей¬ствия теории и практики. При этом диалектически не отмирают устаревшие технологии, а преобразуются в новые путем напол¬нения их иным содержанием. Причем объектом внимания явля¬ются образование и воспитание подрастающего поколения в рамках летнего оздоровительного отдыха.
Ученые-практики отрабатывают технологию исследований, отдавая предпочтение изучению педагогического опыта запад¬ных стран и прогрессирующим образованиям в области досуга детей и подростков. Особое значение придается терминологи¬ческим разночтениям, расхождениям в понимании психолого-педагогических дисциплин, конструированию практических моделей, сопоставлению различий. При всей специфичности различных современных тенденций в них отражены актуальные и глобальные подходы к управлению, содержанию, формам и методам обозначенной проблемы.
Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном лагере «Орленок»
* * *
В загородном лагере «Орленок», расположенном в Юргинском районе Кемеровской области, проводят различные занимательные занятия с детьми. Проводя исследование с помощью метода анализа документов и наблюдения, мы проанализировали два полярных вида деятельности:
1. Проведение познавательных викторин.
2. Организация спортивных эстафет.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности организации досуга в детских
оздоровительных лагерях………………………………………...5
1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика……………5
1.2. Современные образовательные технологии в работе
летних оздоровительных лагерей……………………………..9
Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном
лагере «Орленок»………………………………………………..20
2.1. Проведение познавательных викторин………………………20
2.2. Организация спортивных эстафет……………………………24
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………….29
Приложения……………………………………………………………….30
Введение
За много десятилетий в нашей стране и за рубежом накопился самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха де¬тей. Обратим внимание только на две тенденции, на два почти противо¬положных подхода. В одном случае взрослые считают своим долгом со¬здать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки и целые городки, бассейны и солярии, автодромы и ипподромы, компъютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские виг¬вамы. В-общем, маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. У него есть комната, в которой он живет, он знает время обеда и ужина и уже сам строит распорядок своего дня при минималь¬ном вмешательстве взрослых. В таком центре уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И раз¬решается почти все, что не вредит детскому здоровью.
И есть другой подход. Он предполагает не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. При этом внешним фоном та¬кого лагеря могут быть самые скромные палатки, походная кухня и им¬провизированная сцена на лесной полянке. Роль взрослого при таком подходе иная: он не просто советует - он вдохновляет, он не только предлагает - он помогает в рождении и осуществлении замыслов.
В современных условиях развития общества важна каждая из форм организации детского досуга. Педагогу, воспитателю необходимо знать все новейшие разработки в этой области. В этой связи рассматриваемая тема приобретает особую актуальность.
Объект исследования – проблемы СКД в загородных лагерях.
Предмет исследования – специфика организации СКД в загородном лагере «Орленок».
Цель исследования – изучить специфику организации СКД в загородном лагере «Орленок».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «досуг».
2. Изучить современные образовательные технологии в работе летних оздоровительных лагерей.
3. Рассмотреть особенности проведения познавательных викторин в загородном лагере «Орленок».
4. Изучить особенности организации спортивных эстафет в загородном лагере «Орленок».
Глава 1 Особенности организации досуга в детских
оздоровительных лагерях
1.1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг [4].
Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием [8].
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [11].
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения [1].
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам [1].
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг детерминирован внутренне и внешне;
- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
- досуг способствует объективной самооценке детей;
- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
- досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;
- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);
- детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;
- детский досуг широк в своем понимании [1; 2].
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
1.2. Современные образовательные технологии в работе летних оздоровительных лагерей
Возможность выявления логической последовательности теорий, методов, сфер деятельности внешкольных образований позволяет развиваться современным тенденциям в учреждениях социокультурной сферы. Свободное время подрастающего поколения выступает как фактор культивирования внутреннего мира и способностей ребенка в рамках «образовательных техно¬логий». Следует отметить, что подобная позиция характерна для большинства летних оздоровительных центров.
Важным обстоятельством, обеспечивающим воспитатель¬ный успех деятельности лагеря, выступают следующие формы работы:
- активизация коммуникативных процессов в рамках рек¬реационных программ;
- освоение культурно-исторических традиций средствами аудио-визуальных и светотехнических технологий;
- вариативные приемы театрализации тематических смен [3; 9].
Подобные технологии не только образовывают, но и оказы¬вают влияние на формирование мировоззренческих позиций каждого подростка.
Система летнего отдыха представляет довольно разветвлен¬ную структуру деятельности, нацеленную на полноценное раз¬витие подрастающего поколения с учетом следующих этапов воспитательного процесса:
- технология общения;
- работа в группе (микрогруппе, макрогруппе);
- технология ролевой игры;
- разрешение конфликта;
- создание психологического климата [9; 12].
При этом главной единицей образовательного процесса выступает актуализация гуманитарных и лидерских возможнос¬тей подростка, направленных на его социальное, интеллектуаль¬ное, физическое психологическое, досуговое, творческое благо¬получие.
Современные образовательные технологии получили широ¬кое распространение на современном этапе в программах ком¬пьютерных лагерей «Международный детский компьютерный лагерь-школа» - Переславль-Залесский, детский интеллектуаль¬ный лагерь «ЮНИВЕР» в Словакии, «Международный детский центр образования, культуры, науки, отдыха и спорта «ЮНИОР» и др.
Одним из направлений эффективного применения информа¬ционных технологий в образовании является интегрированное творческое образование детей во время летнего отдыха. Ключе¬вым понятием подобных программ выступает «кафедра» (базо¬вый элемент образовательной инфраструктуры) - место, где в увлекательном проектном стиле группа детей совместно с руко¬водителем осуществляют какую-либо продуктивную творчес¬кую смену; проектное образование в лагере, включая совмест¬ную деятельность детей и взрослых, предлагает детям выпол¬нить за короткую смену (две-три недели) один-два проекта по тематике кафедры. Например, работа в интернете предпола¬гает - общение с виртуальным миром, дизайн в Интернете, компьютерная графика и анимация, пресс-центр, архитектура и дизайн. В ходе работы над проектами ребята меняются ролями - так, если проект является созданием собственной странички в Интернете, то один ребенок может взять на себя функцию дизай¬нера, другой - фотографа, третий - редактора текста и т.д. Таким образом, выбирая поле для индивидуального развития, подрос¬ток получает возможность проявить себя в описании футболь¬ного матча (с текстом, схемами, рисунком), изготовить куклы из растений по компьютерным эскизам, спроектировать логотип и эмблему лагеря, создать психологический «портрет» модели «День рождения», сделать проект «экологическая башня» из мусора (пластиковых бутылок, другого материала).
Общая цель программы информационных технологий в лагере - это разностороннее образование ребенка при благопри¬ятных условиях для его физического и психического развития. Пребывание ребенка здесь выступает как естественное продол¬жение учебного года, но только в других условиях с несколько иными задачами. Интеграцию подобных проектов можно опре¬делить как «пятая четверть» или третий семестр, в течение кото¬рого происходит творческая научная практика подростка.
Раскрывая принципы проектирования программ интер¬нет-образования, следует выделить несколько уровней:
- философское осмысление необходимости программ;
- содержательное (сюжетно-содержательное) насыщение;
- организационно-бытовое (не вступающее в противоречие с другими) [10].
Развитие программ экономического характера, в соответ¬ствии с современными образовательными технологиями, направлено на повышение уровня экономической культуры детей и подростков, популяризацию экономических знаний, а также на развитие у детей и подростков чувства предприимчи¬вости и активизации организаторских навыков. Немаловажное значение имеет разработка новых деловых экономических игр с использованием компьютерной графики. В основу подобных лагерей положен сжатый бизнес-курс для подростков, который позволяет учиться производить реальную продукцию и услуги, заниматься политикой, тратить заработанные деньги, сталки¬ваться с безработицей и инфляцией.
Тематические смены «Экономическая республика», «Модель мира» включают подростка в стремительный поток информации, вызванный современной жизнью. Процессы, про¬исходящие во внешнем мире, проигрываются на экономических форумах, которые позволяют подрастающему поколению лучше адаптироваться в обществе, развивают способность быть независимым, помогают в приобретении пожизненных умений, способствуют изучению фактов и формируют умение их связы¬вать.
Отмечая общий ход структурирования различных темати¬ческих смен (модулей). И. Фридман выделяет несколько основ¬ных уровней, имеющих определенный педагогический смысл:
- образовательный (актуализация знаний из различных об¬ластей деятельности и использование их как в конкретных ситуациях, так и для построения личных перспектив);
- психологический (изменение привычных условий жизни и расширение внутренних способностей к сопережи¬ванию, перевоплощению, пониманию другого, а также эмоциональная насыщенность каждого дня);
- философский (попытка средствами игры приблизить детей к категориальным величинам: «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Вымысел», «Реальность», «Ответ¬ственность»);
- прикладной (обучение навыкам общения в конкретной ситуации, деятельное обучение выбору и приобретение конкретных знаний, умений, навыков) [10].
Механизм взаимодействия этих уровней находит практи¬ческое применение в педагогических технологиях, которые позволяют каждому ребенку реализовывать свою активность, при помощи манипуляции взрослых.
Тем самым, создавая иллюзию самостоятельности, можно говорить о прохождении подростка через систему ценностей создаваемых определенными ситуациями (деловые игры: «Дет¬ская биржа», «Экономический кризис», «Выборы президента» и др.). Подобное изменение формы оздоровительных лагерей определяет их контингент - это интеллектуалы, спортсмены устремленные личности, лидеры общественных организаций будущие космонавты, экологи. На этой основе формируются основные принципы работы с детьми и подростками:
- свобода выбора ребенка (игровые площадки, бассейны, видеотеки, различные кружки, компьютерные центры);
- реализация замыслов ребенка (педагог способствует рож¬дению и осуществлению замыслов);
- новый уровень развития системы каникулярного отдыха детей и подростков (широкий выбор летних центров);
- поиск новых модулей и содержание деятельности вре¬менных детских коллективов [8].
В своих исследованиях по Всероссийскому Детскому Цент¬ру «Орленок» Б. Гусев, раскрывая принцип непрерывности образования, отмечает следующее «...обязательное предостав¬ление подросткам условий для обучения в соответствии с воз¬растными и реальными учебными возможностями обеспечивает преемственность в изучении предметов базисного учебного плана» [10]. Однако, строгая организация летних каникул при помощи образовательных блоков не позволяет подростку полностью отдохнуть от учебного процесса.
В концепции современных образовательных технологий и подходов к проблеме воспитания и оздоровления детей и под¬ростков на основе гуманизации системы образования и воспита¬ния выступает совокупность и единство целей, задач и принци¬пов с акцентом на историко-патриотические программы: «Модель миротворчества ООН-1998» образовательно-спортив¬ной игры. Содержательный, познавательный, нравственный потенциал отражал 200-летие героического похода русской армии (под командованием А.В. Суворова) через Альпы. Уро¬вень самодеятельности и самостоятельности участников в потоке средств согласования действий с партнерами, самоогра¬ничения во имя достижения целей и успехов, определял выбор героя для подражания в контексте норм и правил предлагаемых игр.
С учетом использованных форм работы (медицинская под¬готовка, противопожарные меры) предусматривалась про¬грамма последействия, включающая перспективы дальнейшего развития лидерского и творческого потенциала каждого участ¬ника рассматриваемых действий. Актуальным в плане игр яви¬лось приобретение навыков ликвидации стихийных бедствий, получение информации о миротворческой деятельности ООН.
Таким образом, происходило обсуждение темы «Историчес¬кая победа над фашизмом и роль ООН в укреплении всеобщего мира» в рамках круглого стола с участниками ВОВ, посещение Музея миротворческих операций российских военных наблюда¬телей ООН. Участие в предлагаемом проекте стало важным в силу сложившихся экономических и политических проблем, так как в обществе, где еще не сформировалось сознание подраста¬ющего поколения, внедряются к великому сожалению америка¬низированные каноны (пропаганда насилия, преступности на экранах телевидения, видео) [5].
Акцентируя внимание на уникальности воспитания и обуче¬ния перспектив досуговых программ летнего отдыха детей и подростков следует учесть тот факт, что именно они представ¬ляют более широкие, чем школьные программы, возможности в овладении опытом реального переустройства мира к лучшему. Тем самым определяется концептуальная идея разрабатывае¬мых проектов: нравственное и гражданско-патриотическое вос¬питание молодежи в духе культуры мира, в рамках программы «На службе мира и Отечества».
Проблема патриотического воспитания в рамках образова¬тельных технологий обеспечивает наличие прогнозируемых направлений в реализуемой программе:
- психофизиологическое (поддержка ребенка в стимулиро¬вании инициативы, оказание физической и моральной по¬мощи, внесение «заряда» оптимизма);
- психологическое (создание поливариативной модели дея¬тельности, предоставление возможности выбора и стиму¬лирование творчеством);
- социальное (обеспечение ориентации на практическую деятельность, позволяющую приобрести конкретный жизненный опыт, посредством социализации и нрав¬ственного роста как поэтапного самоопределения);
- профессиональное (создание условий для проявления творческих способностей с ориентацией на продуктив¬ность, компетентность, самовыражение и самореали¬зацию при наличии плана, конкретных заданий и про¬ектов, а также обеспечении материально-технической базы);
- философское и культурологическое (активизация ориен¬тиров на общечеловеческие ценности, ресурсосберега¬ющие технологии, инновационные проекты и высокое ка¬чество работы) [6; 7].
Потребность осмысления инновационных подходов к лет¬нему отдыху детей и подростков необходимо рассматривать с позиционных направлений, выделенных нами отдельно, специ¬фика которых заключается в создании средового комплекса дет¬ского лагеря максимально приближающего ребенка к содержа¬нию его воспитания и развития в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, тем самым создавая условия для интенсивных процессов деятельности и общения, в широко раз¬ветвленных коллективных образованиях.
Ведущим средством реализации комплексной модели дет¬ского лагеря становится сюжетно-ролевая игра, содержание которой базируется на опыте прошлых лет, осуществляется в настоящем и направлено в будущее подростков. Подобное направление можно проследить в работе историко-патриотического лагеря «Казачок», основу которою составляет стремление к возрождению культурно-исторических традиций казачества. Погружение подростка в духовную среду культуры и искусства казачества, восприятие истоков истории и патриотизма помо¬гает решить следующие задачи:
- знакомство детей и подростков с историей казачества раз¬личных регионов России и с ее древними истоками;
- возрождение традиционных народных промыслов и ре¬месел, выявление особо одаренных в этом направлении детей;
- популяризация самобытного народного творчества, из¬учение традиционных народных игр, плясок, песен;
- выявление талантливых исполнителей старинных ка¬зачьих песен и танцев;
- обучение юношей военно-спортивным умениям и на¬выкам [5].
Теоретическая основа рассмотренных программ строится на культурно-исторической теории развития (Л.С. Выготский), концепции гуманистического воспитания и образования (К.Д. Ушинский, О.Н. Козлова, А.Б. Орлова), теории о культу-росообразности воспитания и образования (С.И. Гесен), воспи¬тании диалога культур (М. Бубер и В. Библер), модели нацио¬нального воспитания и образования казачьей молодежи (А.И. Кузнецов, Е.А. Терехина) [3]. Являясь альтернати¬вой сложившейся системе нормативно-функционального воспи¬тания - с одной стороны, и как система дополнительного образо¬вания - с другой, выделяются основные смысловые категории - «Культура», «История», «Духовность», «Патриотизм», направ¬ленные на формирование воспитательной среды детского лагеря.
Определение сущности системы воспитательной и оздоро¬вительной деятельности детского оздоровительного комплекса, включает в конечном итоге методологические понятия: педаго¬гическая цель, педагогические задачи, педагогическое содержа¬ние, принципы, формы работы, методы, педагогическая дея¬тельность, педагогическое взаимодействие, средства педагогической коммуникации. Подобный подход позволяет сформулировать основные принципы деятельности историко-патриотических лагерей:
- признание личности ребенка с ее достоинством и потен¬циалом в качестве самоцели;
- подготовка детей к необходимости ориентации в системе проблемных жизненных ситуаций и выбору их ценностей для их разрешения;
- упрочение норм уважительного отношения к другим людям, к их труду и его результатам; исключение прояв¬лений признаков презрения, оскорбительного отношения независимо от того, какое место данный труд занимает в иерархии общественного производства;
- открытость и готовность подростков к непрерывному об¬огащению гуманитарного опыта с целью освоения обще¬человеческих и этнокультурных ценностей в их кон¬кретном образе жизни [10].
Следует отметить, что рассмотренные принципы отражают ценность каникул, которая заключается в стремлении привлечь внимание общества к проблемам школьных каникул, тем самым выйти на новый уровень развития системы каникулярного досуга детей и подростков.
Результатом данных программ является привлечение вни¬мания общества, государства к проблеме детского движения, а также создание системы кадров, методик, способствующих раз¬витию игровой практики ребенка. Предполагаемые игровые модели формируют навыки совместной деятельности детей и взрослых в процессе общения.
Преимущество сотрудничества детей и взрослых заключа¬ется в строгих рамках начала и завершения летних смен как бла¬гоприятный фактор, стимулирующий активную жизнедеятель¬ность подростков, дающий им возможность увидеть результаты своего труда и работы всего коллектива.
Исследование практической деятельности летних центров позволило нам определить группу условий, обеспечивающих реализацию современных образовательных технологий на основе возможностей общения:
1) условия, обеспечивающие эффективность общения в рамках конкретной ситуации (на примере профильной смены «Золотые медалисты Саратова на золотых песках Болгарии» - предусматривает пространство и время для свободного вре¬мени, поощряются деловые и свободные контакты подростков и взрослых, реализуются устремления детей - Московский клуб «Единство»);
2) условия, обеспечивающие успешность творческого общения (фестивали детских творческих коллективов из разных городов России в рамках программы «Москва Олимпийская на земле древней Эллады») [10].
В рамках творческого общения снимается жесткая регла¬ментация жизни лагеря, организуется многовариантная система проведения мероприятий, обеспечивающих подростку возмож¬ность в удовлетворении его интересов (брейн-ринг «Знаешь ли ты Грецию?», «Спартанский поход», «Поиски сокровищ капи¬тана Флинта» - пиратские потехи, «День Посейдона», игра в крепости «Форты Паламиды»).
Особо следует отметить, что эмоциональный настрой твор¬ческих смен тренирует способности подростка, отвечает его жизненным устремлениям, формам самовыражения, объединяет творчески развитых детей и подростков для обмена опытом и творческими достижениями, приобщает детей к различным видам искусства, воспитывает в них чувство прекрасного.
Таким образом, современные образовательные технологии способствуют выявлению основных позиций, рассматриваю¬щих работу летнего лагеря на высоком уровне. Каждый из структурообразующих элементов всей системы дополнитель¬ного образования в состоянии претендовать на самостоятель¬ную роль, что позволяет решить ряд задач:
- самостоятельное взросление ребенка за стенами школы (самоопределение, саморазвитие, самообразование);
- создание реальных условий, гораздо более широких и разносторонних в сравнении с традиционно ориентирован¬ными;
- каникулы как альтернативное пространство образования;
- проектирование сферы отдыха детей и подростков не противоречащие устоявшимся нормам;
- взаимодействие четырех блоков, как «отдыха в поле ин¬дивидуального саморазвития»;
- ориентирование на каникулы, как на сферу практического опыта;
- реализация основных форм лагерной жизни посредством концептуальных замыслов и принципов каникулярного пространства [8].
Прогресс современных тенденций оздоровительного отдыха детей и подростков не мыслим без тесного взаимодей¬ствия теории и практики. При этом диалектически не отмирают устаревшие технологии, а преобразуются в новые путем напол¬нения их иным содержанием. Причем объектом внимания явля¬ются образование и воспитание подрастающего поколения в рамках летнего оздоровительного отдыха.
Ученые-практики отрабатывают технологию исследований, отдавая предпочтение изучению педагогического опыта запад¬ных стран и прогрессирующим образованиям в области досуга детей и подростков. Особое значение придается терминологи¬ческим разночтениям, расхождениям в понимании психолого-педагогических дисциплин, конструированию практических моделей, сопоставлению различий. При всей специфичности различных современных тенденций в них отражены актуальные и глобальные подходы к управлению, содержанию, формам и методам обозначенной проблемы.
Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном лагере «Орленок»
* * *
В загородном лагере «Орленок», расположенном в Юргинском районе Кемеровской области, проводят различные занимательные занятия с детьми. Проводя исследование с помощью метода анализа документов и наблюдения, мы проанализировали два полярных вида деятельности:
1. Проведение познавательных викторин.
2. Организация спортивных эстафет.
|