Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Категория: Курсовые
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и
соотношение императивных и диспозитивных норм в
гражданско-правовом регулировании…………………………………….5
2. Международные договоры и общественные принципы и нормы
международного права как источники гражданского права…………….9
3. Понятие и система гражданского законодательства РФ……………….11
4. Обычаи делового оборота как источники гражданского права………..13
5. Действие гражданского законодательства во времени,
в пространстве, по кругу лиц…………………………………………….17
6. Применение гражданского законодательства. Толкование
гражданско-правовых норм………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….27
Введение
Гражданское правоотношение является одной из разновидностей правовых отношений. Оно представляет собой урегулированное с помощью норм гражданского права и возникающее на основе норм гражданского права отношение.
Актуальность темы «Источники гражданского права» на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. В настоящее время со всей очевидностью растет влияние между¬народного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав че¬ловека, к числу которых относятся и гражданские права.
Объект исследования – гражданское право.
Предмет исследования – источники гражданского права.
Цель исследования – изучить особенности источников гражданского права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды источников гражданского права;
- рассмотреть понятия «международные договоры» и «общественные принципы и нормы международного права» как источники гражданского права;
- проанализировать понятие и система гражданского законодательства РФ;
- рассмотреть обычаи делового оборота как источники гражданского права;
- изучить действие гражданского законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц;
- рассмотреть применение гражданского законодательства и толкование гражданско-правовых норм.
Разработанность темы в юридической литературе достаточно велика. Данная проблематика широко представлена в работах таких авторов, как: В.В. Безбах [1], М.М. Богуславский [2], Е.А. Суханов [7], М.Н. Марченко [12] и т.д., а также в законодательных актах – Гражданском кодексе РФ, Конституции РФ, Указах Президента РФ и др.
1. Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и соотношение императивных и диспозитивных норм в гражданско-правовом регулировании
Понятие источника гражданского права формируется на основе обще¬го понятия источника права. Строго придерживаясь основных положений юридического позитивизма, сводящего все право в конечном счете к актам или, образно говоря, к «приказам» государства, специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный харак¬тер». При этом поясняется, что «установление или признание государст¬вом того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования со¬ответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера» [7].
Все источники гражданского права, будучи взаимосвязаны между со¬бой и взаимозависимы друг от друга, образуют в рамках общей системы источников российского права свою собственную, частную систему или подсистему.
Последняя, равно как и вся система источников российского права, имеет строго упорядоченный, иерархический характер. На вершине этой иерархической системы, как и всей системы российского права, находится Конституция РФ.
Будучи Основным Законом постсоветской России, Конституция РФ содержит в себе, наряду с основополагающими принципами и нормами различных отраслей права, также соответствующие принципы и нормы гражданского права. В их числе, например, основополагающие положе¬ния, касающиеся права частной собственности и права наследования, ох¬раняемые и гарантируемые законом согласно ст. 35 Конституции РФ [13]; пра¬во владения, пользования и распоряжения землей и другими ресурсами, гарантируемое ст. 36, при условии, что осуществление этого права не на¬носит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интере¬сов иных лиц, и др.
Важную роль в системе источников гражданского права играют обыч¬ные, или текущие законы, как их нередко называют. Центральное место сре¬ди них занимает Гражданский кодекс РФ, состоящий из трех составных частей.
Согласно Конституции РФ «гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации» (п. 1 ст. 3) [13]. Оно состоит из Граждан¬ского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных за¬конов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и защищающих «неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага» при условии, что «иное не вытекает из существа этих нематериальных благ» (п. 2 ст. 2).
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должна полностью соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Это означает, что Кодекс по своей юридической силе превосходит все иные гражданско-правовые акты, включая законы.
Наряду с Конституцией РФ и обычными законами важное место среди источников гражданского права занимают подзаконные акты. В их числе: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, издаваемые другими федеральными органами исполни¬тельной власти. Разумеется, речь при этом идет только о тех подзаконных актах, которые содержат в себе нормы гражданского права.
В системе подзаконных актов наибольшей юридической силой облада¬ют указы Президента РФ. В практическом отношении это означает, что, во-первых, никакой подзаконный акт не должен противоречить указам Президента и, во-вторых, в случае возникновения каких-либо противоре¬чий (коллизий) между тем или иным подзаконным актом, с одной сторо¬ны, и указом Президента РФ - с другой, данный подзаконный акт утрачи¬вает в той части, в которой содержится это противоречие, свою юридиче¬скую силу. Соответственно он должен быть отменен или изменен [1].
В свою очередь, указы Президента РФ как подзаконные по своему характеру акты не должны противоречить законам. Это положение особо закрепляется в Гражданском кодексе РФ. Констатируя тот факт, что отношения, составляющие предмет гражданского права, помимо других нормативно-правовых актов могут регулироваться также указами Прези¬дента РФ, ГК РФ (п. 3 ст. 3) устанавливает вместе с тем, что указы Прези¬дента РФ «не должны противоречить настоящему Кодексу и иным зако¬нам».
Важное значение в системе источников гражданского права имеют постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права. По своей юридической силе они уступают как законам, так и указам Прези¬дента РФ. Данное положение закрепляется законодательно. Причем как в конституционном порядке - в Конституции РФ, где п. 3 ст. 115 устанав¬ливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным за¬конам и указам Президента РФ «могут быть отменены Президентом РФ», - так и с помощью текущего законодательства. В частности, п. 5 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в случае противоречия постановления Пра¬вительства РФ «настоящему Кодексу или иному закону применяется на¬стоящий Кодекс или соответствующий закон». Данное положение в пол¬ной мере относится также и к указам Президента РФ.
Уступая по своей юридической силе названным правовым актам, постановления Правительства обладают в то же время более высокой юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным юридическим актам. Будучи принятыми согласно ГК РФ «на основании и во исполне¬ние настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента», полностью соответствуя этим актам, постановления Правительства, содержащие нор¬мы гражданского права, обладают более высокой юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам, создают юридическую базу для принятия этих гражданско-правовых актов [16].
Наряду с названными нормативно-правовыми актами в качестве источников гражданского права выступают также содержащие нормы данной отрасли права нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных ор¬ганов исполнительной власти, т. е. ведомственные нормативно-правовые акты. Согласно ГК РФ такого рода акты могут издаваться лишь «в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3).
В числе источников гражданского права следует назвать, кроме того, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) и Гражданским кодексом РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации.
Выделяя данные принципы, нормы и договоры в качестве источни¬ков гражданского права, законодатель устанавливает, что: а) все они яв¬ляются составной частью правовой системы Российской Федерации; б) международные договоры РФ применяются непосредственно к отно¬шениям, составляющим предмет гражданского права, кроме случаев, ко¬гда «из международного договора следует, что для его применения требу¬ется издание внутригосударственного акта» и в) если международным до¬говором России установлены иные правила, «чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора» [19].
Определенную роль в системе источников гражданского права играют обычаи делового оборота. Существование обычаев делового оборота в гражданском праве предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота следует понимать не преду¬смотренное ни законодательством, ни договором, самостоятельно сложив¬шееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения [6].
Обычаи делового оборота при определенных обстоятельствах могут быть применены судами при разрешении споров, возникающих между сторонами, занимающимися предпринимательской деятельностью. При¬чем применение обычая не зависит от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе или не зафиксирован.
В соответствии со п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаи делово¬го оборота, противоречащие обязательным для участников соответствую¬щего отношения положениям законодательства или договору, не приме¬няются [6].
Важное практическое значение для гражданского, равно как и для дру¬гих отраслей, российского права имеют руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Ар¬битражного Суда РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ.
Данные, юридические по своему характеру, акты официально не признаются источниками права, хотя в ряде случаев и содержат нормы права. В научной юридической литературе по поводу их природы и содержания уже многие годы ведется спор.
2. Международные договоры и общественные принципы и нормы международного права как источники гражданского права
ГК впервые выделил вопрос о соотношении международного и внутреннего правового регулирования применительно к гражданскому праву. Россия является активным участником международного экономического сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей.
Среди международных актов особое место занимают многосторонние уговоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских договорных отношений. Следует прежде всего указать на Конвеннцию ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венную конвенцию). Указанная Конвенция состоит из 101 статьи. Она охватывает порядок заключения соответствующих договоров, права и обязанности контрагентов, средства правовой защиты, применяемые при нарушении сторонами своих обязанностей, определяет момент перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров и др. [2].
Россия участвует и в иных аналогичных многосторонних соглашениях, включая, в частности, такие имеющие непосредственное отношение к дого¬ворам, как Женевская конвенция о договоре международной дорожной пе¬ревозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Парижская конвенция по охране промышленной собственности), Женевские вексельные конвенции. 28 мая 1988 г. в Оттаве была подписана конвенция УНИДРУА по ме¬ждународной аренде оборудования и многие другие [15].
Конституция РФ (п. 4 ст. 15) объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. В Конституции РФ закреплен безусловный приоритет правил международных договоров по отношению к правилам, включенным в национальные законы: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поставив соответствующие нормы впереди национальных законов, Конституция РФ предопределила их приоритет по отношению и ко всем другим, помимо законов, правовым нормам. Закон «О международных договорах РФ» в раз¬витие приведенных правил Конституции РФ указал на то, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие внутригосударственные акты (ст.7).
В качестве примера «общепризнанных принципов и норм международного права» можно указать на недискриминацию, которая, в свою очередь, опирается непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного принципа состоит в том, что «не должна допускаться дискриминация как в области торгово-экономических отношений между различными странами, так и в отношении правового положения иностранных юридических лиц и граждан».
Применительно к отдельным типам договоров, применяемым во внешнеторговом (международном) гражданском обороте, изданы междуна¬родными органами (ассоциациями) различного рода рекомендательные ак¬ты. Речь идет, в частности, о Международных правилах по унифицирован¬ному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), утверждаемых пе¬риодически в перерабатываемом виде Международной палатой, о Между¬народных условиях договора о строительстве, разработанных Международ¬ной федерацией инженеров-консультантов, о подготовленных Междуна¬родной торговой палатой Унифицированных правилах по договорным га¬рантиям, а также Унифицированных правилах для гарантий по первому требованию и др. Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) разработаны Принципы международных коммерческих договоров. Ко всем такого рода рекомендательным актам положение ст. 7 не относится. Вместе с тем они довольно широко используются во внешней торговой договорной практике и при наличии необходимых предпосылок могут играть роль обычаев делового оборота [11; 14].
3. Понятие и система гражданского законодательства РФ
Под системой гражданского законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы гражданского права.
В зависимости от юридической силы все акты, входящие в систему гражданского законодательства, подразделяются на: а) акты, обладающие высшей юридической силой, — законы; б) акты, имеющие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; и в) подзаконные акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти, - акты федеральных министерств и ведомств [14].
Акты, относящиеся к системе гражданского законодательства, классифицируются также на основе других критериев, в частности в зависимости от объема и характера содержащихся в них гражданско-правовых норм. На основе данного критерия выделяются акты, имеющие сугубо гражданско-правовой характер, к каковым относится, например, Гражданский Кодекс РФ, и комплексные нормативно-правовые акты, содержащие в себе наряду с нормами гражданского права также нормы других отраслей Нрава. Примером подобного рода актов может служить Жилищный кодекс РФ, в котором содержатся как нормы гражданского права, так и нормы административного права [18].
Согласно действующему законодательству гражданско-правовые акты распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации.
Однако в ряде случаев не только допускается, но и предусматривается ограничение территории распространения действия того или иного акта.
Например, действие гражданско-правовых актов может быть ограничено территорией районов Крайнего Севера или других регионов.
Аналогично обстоит дело и с распространением действия гражданс¬ко-правовых актов на круг лиц. По общему правилу действие граждан¬ского законодательства распространяется на всех без исключения лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе на лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и иностранных граж¬дан.
Однако в некоторых случаях законодатель предусматривает ограниче¬ние данного правила и распространяет действие того или иного гражданско-правового акта лишь на определенный круг лиц. Такое огра¬ничение может прямо предусматриваться в законе или же вытекать из его общего смысла. Например, если тот или иной гражданско-правовой акт ограничивает свое действие районами Крайнего Севера или любой другой территорией, то вполне очевидно, что он распространяет свое действие лишь в отношении тех лиц, которые постоянно проживают или временно находятся на этой территории [14].
Для гражданско-правовых актов, равно как и для других норма¬тивно-правовых актов, огромное значение имеет время их действия и, в частности, время вступления их в силу. Чрезмерный динамизм обще¬ственных отношений, их нестабильность в России, особенно в послед¬ние десятилетия, самым непосредственным образом отражающиеся на нестабильности гражданско-правовых законов и других нормативно-правовых актов, делают данную проблему еще более значимой и акту¬альной.
Не случайно законодатель, принимая те или иные нормативно-пра¬вовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, отнюдь не ограничивается общими правилами их принятия и вступления в силу. Особое внимание он акцентирует на том, что: а) акты гражданского зако¬нодательства не имеют обратной силы и применяются лишь к отношени¬ям, возникшим после введения их в действие; б) действие закона распро¬страняется на отношения, возникшие до введения его в действие, «только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом»; в) по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, «он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие»; г) по договорным обязательствам действуют правила, преду¬смотренные законом, существовавшим в момент заключения договора; и д) если после заключения договора был принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то «условия договора сохраняют силу, кроме случа¬ев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на от¬ношения, возникшие из ранее заключенных договоров» [14; 17].
Иными словами, законодатель обращает внимание на то, чтобы при вступлении в силу закона он не имел обратного действия и не ухудшал при этом положения сторон, участвующих в гражданско-правовых отно¬шениях.
4. Обычаи делового оборота как источники гражданского права
Обычай - правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда [5].
Индивидуализирующий признак правового обычая составляет то, что, он приобретает обязательную силу с санкции государства. Однако предметом такой санкции служит не обычай как конкретное правило поведения, а лишь возможность его использования для решения в строго определенном порядке строго определенных вопросов [3].
С этим связано весьма важное с практической точки зрения последст¬вие. Нельзя исключить того, что со времени издания закона, отсылавшего к обычаю, и до момента заключения договора или рассмотрения дела в суде изменится сам обычай благодаря, например, внедрению в практику электронно-вычислительных машин, иной электронной техники и др. Учитывая. что санкционированию подвергается не конкретный обычай, а возможность исполнения сложившихся правил, надлежит признать, что новым обычаем следует руководствоваться и в силу ранее изданного закона, если иное не предусмотрено в новом.
Правовое значение обычая, как было показано, полностью зависит от судьбы закона. Обычай обязателен только до тех пор, пока не будет отме¬нен санкционирующий использование такого источника закон. При этом именно закон. А значит, например, правовой акт, который содержит иное, чем обычай, правило поведения, приобретает юридическую силу лишь при условии отмены закона, отсылающего к обычаю. Однако обратной зависи¬мости нет; в рамки действующего закона, санкционирующего обычай, мо¬жет укладываться любое правило, отвечающее всем признакам правового обычая.
В цивилистической литературе, прежде всего учебной, до последнего времени либо вообще не называли обычаи разновидностью регуляторов поведения участников гражданского оборота [3; 4], либо традиционно ограни¬чивались двумя сферами действия обычая, охваченными соответственно ст. 77 Земельного кодекса РСФСР 1922 г., которая определяла, что при раз¬деле имущества крестьянского двора могут применяться «местные обы¬чаи», и несколькими статьями Кодекса торгового мореплавания 1929г., которые говорили именно об обычаях, принятых в морской торговле.
Действующий Гражданский кодекс теперь более широко использует понятие «обычное» в самых различных нормах, посвященных договорному регулированию. ГК прежде всего сохранил редакцию общей нормы о воз¬можных критериях, которым должно соответствовать надлежащее испол¬нение обязательств и в составе которых выделены «обычно предъявляемые требования» (ст. 309). Тот же по существу критерий используется для вос¬полнения в договорах отсутствующего условия о цене (оплата производится по цене, «которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги» (п. 3 ст. 424 ГК). Ссылки на «обычное» включены для восполнения пробелов применительно к договору купли-продажи в условия о качестве: должен быть передан покупателю то¬вар, «пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно исполь¬зуется» (п. 2 ст. 469), в условия о комплектности товара: она определяется «обычно предъявляемыми требованиями» (п. 2 ст. 478 ГК), о таре и упаковке: они должны обеспечивать сохранность товаров такого же рода при «обычных условиях хранения и транспортировки» (п. 2 ст. 481 ГК), о по¬рядке проверки качества товара: она должна производиться «в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условия¬ми проверки товара...» (п. 2 ст. 474 ГК).
«Обычное» не является синонимом «обычая» хотя бы потому, что в отличие от последнего «обычное» более размыто, недостаточно структуризовано и устойчиво, вследствие чего фактически создается заново при при¬менении отсылающей к «обычному» норме. И все же с точки зрения своего функционального назначения эти правовые категории оказываются близ¬кими. Эта близость косвенно подтверждается и тем, что соответствующие нормы, которые содержат и отсылки к «обычаям», и отсылки к «обычно¬му», могут быть как диспозитивными, так и императивными.
В качестве иллюстрации имеет смысл сопоставить две нормы - п. 5 ст. 468 ГК («В случае, когда продавцом не приняты необходимые меры по согласованию цены в разумный срок, покупатель оплачивает товары по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельст¬вах обычно взималась за аналогичные товары») и п. 3 ст. 919 («Вещь, сда¬ваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавли¬ваемыми в торговле в момент и в месте их принятия на хранение»). В пер¬вом случае стороны совершенно свободны в согласовании цен, и соответст¬венно договорное условие о цене нельзя оспорить ссылкой на его противо¬речие тому, что есть основания расценить как «обычно устанавливаемая Цена». Во втором случае стороны связаны «обычным», а потому оспаривание, о котором идет речь, возможно [8].
Наряду с правовым обычаем широко используется на практике существующая наравне с обычаем другая конструкция - деловые обыкновения. По этому поводу И.Б. Новицкий отмечал, что «деловое обыкновение представляет собой не норму права, а особое средство восполнить содержание воли сторон в конкретном правоотношении, если в какой-либо части эта воля не выражена прямо». В отличие от этого «обычай... есть правовая норма и, следовательно, обязателен. Деловое же обыкновение - лишь рас¬пространенная, но ни для кого не обязательная практика. Ознакомление с этой практикой позволяет судить о том, как разрешается большинством участников деловых отношений тот или иной вопрос, возникающий при известных обстоятельствах, как «принято» его разрешать» [3].
При такой точке зрения остается все же открытым вопрос о правовом значении обыкновенной целесообразности и практической значимости их установления.
Одна из особенностей делового обыкновения по сравнению с обычаем выражается, очевидно, в правовом значении воли сторон. Обычай сущест¬вует независимо от нее, и соответственно своей согласованной волей сто¬роны, как правило, могут лишь парализовать действие обычая. В отличие от этого деловые обыкновения применительно к конкретным отношениям приобретают жизнь главным образом при условии, если это отвечает прямо выраженной воле сторон.
Деловые обыкновения включают в себя как общие правила, так и те, которые стали обычными в практике контрагентов, при этом последние обладают приоритетом. Вместе с тем в указанном случае деловые обыкно¬вения могут играть роль правового средства, с помощью которого пробел в договоре восполняется путем его толкования. Имеется в виду, что в силу ст. 431 ГК одним из источников, используемых при толковании договоров, служит «практика, установившаяся во взаимоотношениях сторон».
5. Действие гражданского законодательства во времени,
в пространстве, по кругу лиц
Действие норм о договорах во времени
ГК 22 и ГК 64 не содержали специальных правил о действии во време¬ни гражданских норм, включая те из норм, которые непосредственно рас¬считаны на договоры. Указанный пробел в определенной мере был воспол¬нен актами, посвященными вступлению в силу соответствующего Кодекса. Имеются в виду постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР, принятого на 4-й сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г.» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. «О порядке введения в действие Гражданского и Граж¬данского процессуального кодексов РСФСР».
Уже первый из этих актов предусмотрел, что нормы соответствующе¬го Кодекса не обладают обратной силой, а потому на правоотношения, сложившиеся ко времени вступления его в действие, они не распространя¬ются. Остальные правила, которые установили порядок вступления в дейст¬вие Кодекса, составляли определенное исключение из указанного принци¬па
ГК включил нормы, посвященные действию гражданско-правового ак¬та во времени, притом как общие, так и специальные. Правила, о которых идет речь, составляют содержание двух статей Кодекса. Из них первая - ст. 4 («Действие гражданского законодательства во времени») распростра¬няется на все гражданские отношения, а вторая — ст. 422 («Договор и за¬кон») регулирует только вопрос о последствиях принятия новых граждан¬ских актов для договоров [9].
Обе статьи устанавливают соответствующие правила лишь примени¬тельно к одному из возможных правовых источников - закону. И хотя ст. 4 ГК говорит вначале об «актах гражданского законодательства», в силу п. 2 ст. 3 ГК указанный термин равнозначен другому: «федеральный закон». Это подтверждается и второй нормой, включенной в ст. 4. Она прямо указывает на то, что имеется в виду именно «закон».
Статья 4 ГК помимо запрещения обратной силы закона содержит еще три положения.
Одно из них устанавливает, что закон все же может распространяться на отношения, которые возникли до его введения в действие, в случае, если на этот счет есть прямое указание в законе (п. 1 ст. 4 ГК).
Другое исключение (оно включено в п. 2 ст. 4 ГК) воспроизводит нор¬му, содержавшуюся во всех ранее принятых Вводных законах к Граждан¬скому кодексу: к отношениям, существовавшим до вступления в силу ново¬го гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанно¬стям, возникшим после введения его в действие.
Третье исключение носит характер отсылочной нормы (оно содержит¬ся также в п. 2 указанной статьи): к отношениям сторон по договорам, заключенным до введения в действие акта гражданского законодательства, следует руководствоваться ст. 422 ГК [3].
Действие норм о договорах в пространстве
Законодательство о договорах как часть гражданского законодательст¬ва в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК преду¬смотрел: в соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В связи с приведенными основополагающими для всего гражданского права положениями возникают два вопроса: является ли исчерпывающим в ст. 3 перечень составляющих гражданское законодательство нормативных актов и могут ли принимать гражданско-правовые нормы субъекты Феде¬рации и муниципальные образования? Обычно на первый следует положи¬тельный, а на второй отрицательный ответ.
Так, в частности, отмечается: «Статья 71 Конституции РФ установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Феде¬рации, В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Рос¬сийской Федерации не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права» [12].
Особое значение имеет вопрос о компетенции субъектов Федерации применительно к отношениям, охваченным ст. 72 Конституции РФ.
Статья 72 Конституции РФ отнесла к совместному ведению Россий¬ской Федерации и субъектов РФ, среди прочего, вопросы владения, пользо¬вания и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ст. 72), а также жилищное, земельное, водное, лесное за¬конодательство, законодательство о недрах (п. «к» ст. 72). А это означает, как следует из п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что субъектам Федерации пре¬доставлено право по всем перечисленным вопросам принимать в соответст¬вии с федеральными законами собственные законы и иные нормативные акты.
Следует отметить, что применение соответствующих статей Конституции РФ (71 и 72) связано с определенными трудностями, в частности по той причине, что содержащийся в них перечень вопросов, составляющих соответственно исключительную и совместную компетен¬цию, не совпадает с делением права на отрасли. Это было очень четко про¬иллюстрировано Конституционным Судом РФ в деле о проверке конститу¬ционности одной из статей Закона «О рекламе». В этой связи была под¬черкнута необходимость учета комплексного характера нормативного регу¬лирования отдельных отношений, перечисленных в указанных статьях Кон¬ституции РФ [3].
Действие норм о договорах по лицам
Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание, какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в принципе адресованы любому участнику гражданского оборота. Однако приведенное правило знает и исключения. В конечном счете смысл таких исключений сводится к тому, что некоторые договорные модели рас¬считаны лишь на строго определенный круг участников. Кроме того, сово¬купность норм, регулирующих определенный тип (вид) договоров, может устанавливать неодинаковый правовой режим в зависимости от того, кто выступает в роли стороны (сторон) [10].
В течение длительного времени дифференциация правового регулиро¬вания договоров по признаку субъектного состава выражалась в разграни¬чении отношений с участием и без участия граждан, а поскольку выступать в обороте наряду с гражданами могли практически лишь «социалистиче¬ские организации», практически речь шла о разграничении договоров, рас¬считанных на участие в них только таких организаций, и договоров с уча¬стием граждан.
Более широкую дифференциацию правового регулирования договоров «по лицам» содержит действующий ГК. Указанная дифференциация прове¬дена прежде всего в общей части обязательственного права. Имеются в ви¬ду, в частности, статьи первой части ГК, посвященные одностороннему отказу от исполнения договора и его изменению (ст. 310), возможности досрочного исполнения обязательств (ст. 315), основаниям возникновения солидарных обязательств (п. 2 ст. 322), залогу вещей в ломбарде (п. 1 ст, 358), удержанию (п. 1 ст. 359), основаниям ответственности (п. 3 ст. 401), пуб¬личному договору (ст. 426), договору присоединения (п. 3 ст. 428) [6].
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и
соотношение императивных и диспозитивных норм в
гражданско-правовом регулировании…………………………………….5
2. Международные договоры и общественные принципы и нормы
международного права как источники гражданского права…………….9
3. Понятие и система гражданского законодательства РФ……………….11
4. Обычаи делового оборота как источники гражданского права………..13
5. Действие гражданского законодательства во времени,
в пространстве, по кругу лиц…………………………………………….17
6. Применение гражданского законодательства. Толкование
гражданско-правовых норм………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….27
Введение
Гражданское правоотношение является одной из разновидностей правовых отношений. Оно представляет собой урегулированное с помощью норм гражданского права и возникающее на основе норм гражданского права отношение.
Актуальность темы «Источники гражданского права» на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. В настоящее время со всей очевидностью растет влияние между¬народного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав че¬ловека, к числу которых относятся и гражданские права.
Объект исследования – гражданское право.
Предмет исследования – источники гражданского права.
Цель исследования – изучить особенности источников гражданского права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды источников гражданского права;
- рассмотреть понятия «международные договоры» и «общественные принципы и нормы международного права» как источники гражданского права;
- проанализировать понятие и система гражданского законодательства РФ;
- рассмотреть обычаи делового оборота как источники гражданского права;
- изучить действие гражданского законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц;
- рассмотреть применение гражданского законодательства и толкование гражданско-правовых норм.
Разработанность темы в юридической литературе достаточно велика. Данная проблематика широко представлена в работах таких авторов, как: В.В. Безбах [1], М.М. Богуславский [2], Е.А. Суханов [7], М.Н. Марченко [12] и т.д., а также в законодательных актах – Гражданском кодексе РФ, Конституции РФ, Указах Президента РФ и др.
1. Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и соотношение императивных и диспозитивных норм в гражданско-правовом регулировании
Понятие источника гражданского права формируется на основе обще¬го понятия источника права. Строго придерживаясь основных положений юридического позитивизма, сводящего все право в конечном счете к актам или, образно говоря, к «приказам» государства, специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный харак¬тер». При этом поясняется, что «установление или признание государст¬вом того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования со¬ответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера» [7].
Все источники гражданского права, будучи взаимосвязаны между со¬бой и взаимозависимы друг от друга, образуют в рамках общей системы источников российского права свою собственную, частную систему или подсистему.
Последняя, равно как и вся система источников российского права, имеет строго упорядоченный, иерархический характер. На вершине этой иерархической системы, как и всей системы российского права, находится Конституция РФ.
Будучи Основным Законом постсоветской России, Конституция РФ содержит в себе, наряду с основополагающими принципами и нормами различных отраслей права, также соответствующие принципы и нормы гражданского права. В их числе, например, основополагающие положе¬ния, касающиеся права частной собственности и права наследования, ох¬раняемые и гарантируемые законом согласно ст. 35 Конституции РФ [13]; пра¬во владения, пользования и распоряжения землей и другими ресурсами, гарантируемое ст. 36, при условии, что осуществление этого права не на¬носит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интере¬сов иных лиц, и др.
Важную роль в системе источников гражданского права играют обыч¬ные, или текущие законы, как их нередко называют. Центральное место сре¬ди них занимает Гражданский кодекс РФ, состоящий из трех составных частей.
Согласно Конституции РФ «гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации» (п. 1 ст. 3) [13]. Оно состоит из Граждан¬ского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных за¬конов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и защищающих «неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага» при условии, что «иное не вытекает из существа этих нематериальных благ» (п. 2 ст. 2).
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должна полностью соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Это означает, что Кодекс по своей юридической силе превосходит все иные гражданско-правовые акты, включая законы.
Наряду с Конституцией РФ и обычными законами важное место среди источников гражданского права занимают подзаконные акты. В их числе: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, издаваемые другими федеральными органами исполни¬тельной власти. Разумеется, речь при этом идет только о тех подзаконных актах, которые содержат в себе нормы гражданского права.
В системе подзаконных актов наибольшей юридической силой облада¬ют указы Президента РФ. В практическом отношении это означает, что, во-первых, никакой подзаконный акт не должен противоречить указам Президента и, во-вторых, в случае возникновения каких-либо противоре¬чий (коллизий) между тем или иным подзаконным актом, с одной сторо¬ны, и указом Президента РФ - с другой, данный подзаконный акт утрачи¬вает в той части, в которой содержится это противоречие, свою юридиче¬скую силу. Соответственно он должен быть отменен или изменен [1].
В свою очередь, указы Президента РФ как подзаконные по своему характеру акты не должны противоречить законам. Это положение особо закрепляется в Гражданском кодексе РФ. Констатируя тот факт, что отношения, составляющие предмет гражданского права, помимо других нормативно-правовых актов могут регулироваться также указами Прези¬дента РФ, ГК РФ (п. 3 ст. 3) устанавливает вместе с тем, что указы Прези¬дента РФ «не должны противоречить настоящему Кодексу и иным зако¬нам».
Важное значение в системе источников гражданского права имеют постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права. По своей юридической силе они уступают как законам, так и указам Прези¬дента РФ. Данное положение закрепляется законодательно. Причем как в конституционном порядке - в Конституции РФ, где п. 3 ст. 115 устанав¬ливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным за¬конам и указам Президента РФ «могут быть отменены Президентом РФ», - так и с помощью текущего законодательства. В частности, п. 5 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в случае противоречия постановления Пра¬вительства РФ «настоящему Кодексу или иному закону применяется на¬стоящий Кодекс или соответствующий закон». Данное положение в пол¬ной мере относится также и к указам Президента РФ.
Уступая по своей юридической силе названным правовым актам, постановления Правительства обладают в то же время более высокой юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным юридическим актам. Будучи принятыми согласно ГК РФ «на основании и во исполне¬ние настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента», полностью соответствуя этим актам, постановления Правительства, содержащие нор¬мы гражданского права, обладают более высокой юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам, создают юридическую базу для принятия этих гражданско-правовых актов [16].
Наряду с названными нормативно-правовыми актами в качестве источников гражданского права выступают также содержащие нормы данной отрасли права нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных ор¬ганов исполнительной власти, т. е. ведомственные нормативно-правовые акты. Согласно ГК РФ такого рода акты могут издаваться лишь «в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3).
В числе источников гражданского права следует назвать, кроме того, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) и Гражданским кодексом РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации.
Выделяя данные принципы, нормы и договоры в качестве источни¬ков гражданского права, законодатель устанавливает, что: а) все они яв¬ляются составной частью правовой системы Российской Федерации; б) международные договоры РФ применяются непосредственно к отно¬шениям, составляющим предмет гражданского права, кроме случаев, ко¬гда «из международного договора следует, что для его применения требу¬ется издание внутригосударственного акта» и в) если международным до¬говором России установлены иные правила, «чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора» [19].
Определенную роль в системе источников гражданского права играют обычаи делового оборота. Существование обычаев делового оборота в гражданском праве предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота следует понимать не преду¬смотренное ни законодательством, ни договором, самостоятельно сложив¬шееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения [6].
Обычаи делового оборота при определенных обстоятельствах могут быть применены судами при разрешении споров, возникающих между сторонами, занимающимися предпринимательской деятельностью. При¬чем применение обычая не зависит от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе или не зафиксирован.
В соответствии со п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаи делово¬го оборота, противоречащие обязательным для участников соответствую¬щего отношения положениям законодательства или договору, не приме¬няются [6].
Важное практическое значение для гражданского, равно как и для дру¬гих отраслей, российского права имеют руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Ар¬битражного Суда РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ.
Данные, юридические по своему характеру, акты официально не признаются источниками права, хотя в ряде случаев и содержат нормы права. В научной юридической литературе по поводу их природы и содержания уже многие годы ведется спор.
2. Международные договоры и общественные принципы и нормы международного права как источники гражданского права
ГК впервые выделил вопрос о соотношении международного и внутреннего правового регулирования применительно к гражданскому праву. Россия является активным участником международного экономического сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей.
Среди международных актов особое место занимают многосторонние уговоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских договорных отношений. Следует прежде всего указать на Конвеннцию ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венную конвенцию). Указанная Конвенция состоит из 101 статьи. Она охватывает порядок заключения соответствующих договоров, права и обязанности контрагентов, средства правовой защиты, применяемые при нарушении сторонами своих обязанностей, определяет момент перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров и др. [2].
Россия участвует и в иных аналогичных многосторонних соглашениях, включая, в частности, такие имеющие непосредственное отношение к дого¬ворам, как Женевская конвенция о договоре международной дорожной пе¬ревозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Парижская конвенция по охране промышленной собственности), Женевские вексельные конвенции. 28 мая 1988 г. в Оттаве была подписана конвенция УНИДРУА по ме¬ждународной аренде оборудования и многие другие [15].
Конституция РФ (п. 4 ст. 15) объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. В Конституции РФ закреплен безусловный приоритет правил международных договоров по отношению к правилам, включенным в национальные законы: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поставив соответствующие нормы впереди национальных законов, Конституция РФ предопределила их приоритет по отношению и ко всем другим, помимо законов, правовым нормам. Закон «О международных договорах РФ» в раз¬витие приведенных правил Конституции РФ указал на то, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие внутригосударственные акты (ст.7).
В качестве примера «общепризнанных принципов и норм международного права» можно указать на недискриминацию, которая, в свою очередь, опирается непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного принципа состоит в том, что «не должна допускаться дискриминация как в области торгово-экономических отношений между различными странами, так и в отношении правового положения иностранных юридических лиц и граждан».
Применительно к отдельным типам договоров, применяемым во внешнеторговом (международном) гражданском обороте, изданы междуна¬родными органами (ассоциациями) различного рода рекомендательные ак¬ты. Речь идет, в частности, о Международных правилах по унифицирован¬ному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), утверждаемых пе¬риодически в перерабатываемом виде Международной палатой, о Между¬народных условиях договора о строительстве, разработанных Международ¬ной федерацией инженеров-консультантов, о подготовленных Междуна¬родной торговой палатой Унифицированных правилах по договорным га¬рантиям, а также Унифицированных правилах для гарантий по первому требованию и др. Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) разработаны Принципы международных коммерческих договоров. Ко всем такого рода рекомендательным актам положение ст. 7 не относится. Вместе с тем они довольно широко используются во внешней торговой договорной практике и при наличии необходимых предпосылок могут играть роль обычаев делового оборота [11; 14].
3. Понятие и система гражданского законодательства РФ
Под системой гражданского законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы гражданского права.
В зависимости от юридической силы все акты, входящие в систему гражданского законодательства, подразделяются на: а) акты, обладающие высшей юридической силой, — законы; б) акты, имеющие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; и в) подзаконные акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти, - акты федеральных министерств и ведомств [14].
Акты, относящиеся к системе гражданского законодательства, классифицируются также на основе других критериев, в частности в зависимости от объема и характера содержащихся в них гражданско-правовых норм. На основе данного критерия выделяются акты, имеющие сугубо гражданско-правовой характер, к каковым относится, например, Гражданский Кодекс РФ, и комплексные нормативно-правовые акты, содержащие в себе наряду с нормами гражданского права также нормы других отраслей Нрава. Примером подобного рода актов может служить Жилищный кодекс РФ, в котором содержатся как нормы гражданского права, так и нормы административного права [18].
Согласно действующему законодательству гражданско-правовые акты распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации.
Однако в ряде случаев не только допускается, но и предусматривается ограничение территории распространения действия того или иного акта.
Например, действие гражданско-правовых актов может быть ограничено территорией районов Крайнего Севера или других регионов.
Аналогично обстоит дело и с распространением действия гражданс¬ко-правовых актов на круг лиц. По общему правилу действие граждан¬ского законодательства распространяется на всех без исключения лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе на лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и иностранных граж¬дан.
Однако в некоторых случаях законодатель предусматривает ограниче¬ние данного правила и распространяет действие того или иного гражданско-правового акта лишь на определенный круг лиц. Такое огра¬ничение может прямо предусматриваться в законе или же вытекать из его общего смысла. Например, если тот или иной гражданско-правовой акт ограничивает свое действие районами Крайнего Севера или любой другой территорией, то вполне очевидно, что он распространяет свое действие лишь в отношении тех лиц, которые постоянно проживают или временно находятся на этой территории [14].
Для гражданско-правовых актов, равно как и для других норма¬тивно-правовых актов, огромное значение имеет время их действия и, в частности, время вступления их в силу. Чрезмерный динамизм обще¬ственных отношений, их нестабильность в России, особенно в послед¬ние десятилетия, самым непосредственным образом отражающиеся на нестабильности гражданско-правовых законов и других нормативно-правовых актов, делают данную проблему еще более значимой и акту¬альной.
Не случайно законодатель, принимая те или иные нормативно-пра¬вовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, отнюдь не ограничивается общими правилами их принятия и вступления в силу. Особое внимание он акцентирует на том, что: а) акты гражданского зако¬нодательства не имеют обратной силы и применяются лишь к отношени¬ям, возникшим после введения их в действие; б) действие закона распро¬страняется на отношения, возникшие до введения его в действие, «только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом»; в) по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, «он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие»; г) по договорным обязательствам действуют правила, преду¬смотренные законом, существовавшим в момент заключения договора; и д) если после заключения договора был принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то «условия договора сохраняют силу, кроме случа¬ев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на от¬ношения, возникшие из ранее заключенных договоров» [14; 17].
Иными словами, законодатель обращает внимание на то, чтобы при вступлении в силу закона он не имел обратного действия и не ухудшал при этом положения сторон, участвующих в гражданско-правовых отно¬шениях.
4. Обычаи делового оборота как источники гражданского права
Обычай - правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда [5].
Индивидуализирующий признак правового обычая составляет то, что, он приобретает обязательную силу с санкции государства. Однако предметом такой санкции служит не обычай как конкретное правило поведения, а лишь возможность его использования для решения в строго определенном порядке строго определенных вопросов [3].
С этим связано весьма важное с практической точки зрения последст¬вие. Нельзя исключить того, что со времени издания закона, отсылавшего к обычаю, и до момента заключения договора или рассмотрения дела в суде изменится сам обычай благодаря, например, внедрению в практику электронно-вычислительных машин, иной электронной техники и др. Учитывая. что санкционированию подвергается не конкретный обычай, а возможность исполнения сложившихся правил, надлежит признать, что новым обычаем следует руководствоваться и в силу ранее изданного закона, если иное не предусмотрено в новом.
Правовое значение обычая, как было показано, полностью зависит от судьбы закона. Обычай обязателен только до тех пор, пока не будет отме¬нен санкционирующий использование такого источника закон. При этом именно закон. А значит, например, правовой акт, который содержит иное, чем обычай, правило поведения, приобретает юридическую силу лишь при условии отмены закона, отсылающего к обычаю. Однако обратной зависи¬мости нет; в рамки действующего закона, санкционирующего обычай, мо¬жет укладываться любое правило, отвечающее всем признакам правового обычая.
В цивилистической литературе, прежде всего учебной, до последнего времени либо вообще не называли обычаи разновидностью регуляторов поведения участников гражданского оборота [3; 4], либо традиционно ограни¬чивались двумя сферами действия обычая, охваченными соответственно ст. 77 Земельного кодекса РСФСР 1922 г., которая определяла, что при раз¬деле имущества крестьянского двора могут применяться «местные обы¬чаи», и несколькими статьями Кодекса торгового мореплавания 1929г., которые говорили именно об обычаях, принятых в морской торговле.
Действующий Гражданский кодекс теперь более широко использует понятие «обычное» в самых различных нормах, посвященных договорному регулированию. ГК прежде всего сохранил редакцию общей нормы о воз¬можных критериях, которым должно соответствовать надлежащее испол¬нение обязательств и в составе которых выделены «обычно предъявляемые требования» (ст. 309). Тот же по существу критерий используется для вос¬полнения в договорах отсутствующего условия о цене (оплата производится по цене, «которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги» (п. 3 ст. 424 ГК). Ссылки на «обычное» включены для восполнения пробелов применительно к договору купли-продажи в условия о качестве: должен быть передан покупателю то¬вар, «пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно исполь¬зуется» (п. 2 ст. 469), в условия о комплектности товара: она определяется «обычно предъявляемыми требованиями» (п. 2 ст. 478 ГК), о таре и упаковке: они должны обеспечивать сохранность товаров такого же рода при «обычных условиях хранения и транспортировки» (п. 2 ст. 481 ГК), о по¬рядке проверки качества товара: она должна производиться «в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условия¬ми проверки товара...» (п. 2 ст. 474 ГК).
«Обычное» не является синонимом «обычая» хотя бы потому, что в отличие от последнего «обычное» более размыто, недостаточно структуризовано и устойчиво, вследствие чего фактически создается заново при при¬менении отсылающей к «обычному» норме. И все же с точки зрения своего функционального назначения эти правовые категории оказываются близ¬кими. Эта близость косвенно подтверждается и тем, что соответствующие нормы, которые содержат и отсылки к «обычаям», и отсылки к «обычно¬му», могут быть как диспозитивными, так и императивными.
В качестве иллюстрации имеет смысл сопоставить две нормы - п. 5 ст. 468 ГК («В случае, когда продавцом не приняты необходимые меры по согласованию цены в разумный срок, покупатель оплачивает товары по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельст¬вах обычно взималась за аналогичные товары») и п. 3 ст. 919 («Вещь, сда¬ваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавли¬ваемыми в торговле в момент и в месте их принятия на хранение»). В пер¬вом случае стороны совершенно свободны в согласовании цен, и соответст¬венно договорное условие о цене нельзя оспорить ссылкой на его противо¬речие тому, что есть основания расценить как «обычно устанавливаемая Цена». Во втором случае стороны связаны «обычным», а потому оспаривание, о котором идет речь, возможно [8].
Наряду с правовым обычаем широко используется на практике существующая наравне с обычаем другая конструкция - деловые обыкновения. По этому поводу И.Б. Новицкий отмечал, что «деловое обыкновение представляет собой не норму права, а особое средство восполнить содержание воли сторон в конкретном правоотношении, если в какой-либо части эта воля не выражена прямо». В отличие от этого «обычай... есть правовая норма и, следовательно, обязателен. Деловое же обыкновение - лишь рас¬пространенная, но ни для кого не обязательная практика. Ознакомление с этой практикой позволяет судить о том, как разрешается большинством участников деловых отношений тот или иной вопрос, возникающий при известных обстоятельствах, как «принято» его разрешать» [3].
При такой точке зрения остается все же открытым вопрос о правовом значении обыкновенной целесообразности и практической значимости их установления.
Одна из особенностей делового обыкновения по сравнению с обычаем выражается, очевидно, в правовом значении воли сторон. Обычай сущест¬вует независимо от нее, и соответственно своей согласованной волей сто¬роны, как правило, могут лишь парализовать действие обычая. В отличие от этого деловые обыкновения применительно к конкретным отношениям приобретают жизнь главным образом при условии, если это отвечает прямо выраженной воле сторон.
Деловые обыкновения включают в себя как общие правила, так и те, которые стали обычными в практике контрагентов, при этом последние обладают приоритетом. Вместе с тем в указанном случае деловые обыкно¬вения могут играть роль правового средства, с помощью которого пробел в договоре восполняется путем его толкования. Имеется в виду, что в силу ст. 431 ГК одним из источников, используемых при толковании договоров, служит «практика, установившаяся во взаимоотношениях сторон».
5. Действие гражданского законодательства во времени,
в пространстве, по кругу лиц
Действие норм о договорах во времени
ГК 22 и ГК 64 не содержали специальных правил о действии во време¬ни гражданских норм, включая те из норм, которые непосредственно рас¬считаны на договоры. Указанный пробел в определенной мере был воспол¬нен актами, посвященными вступлению в силу соответствующего Кодекса. Имеются в виду постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР, принятого на 4-й сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г.» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. «О порядке введения в действие Гражданского и Граж¬данского процессуального кодексов РСФСР».
Уже первый из этих актов предусмотрел, что нормы соответствующе¬го Кодекса не обладают обратной силой, а потому на правоотношения, сложившиеся ко времени вступления его в действие, они не распространя¬ются. Остальные правила, которые установили порядок вступления в дейст¬вие Кодекса, составляли определенное исключение из указанного принци¬па
ГК включил нормы, посвященные действию гражданско-правового ак¬та во времени, притом как общие, так и специальные. Правила, о которых идет речь, составляют содержание двух статей Кодекса. Из них первая - ст. 4 («Действие гражданского законодательства во времени») распростра¬няется на все гражданские отношения, а вторая — ст. 422 («Договор и за¬кон») регулирует только вопрос о последствиях принятия новых граждан¬ских актов для договоров [9].
Обе статьи устанавливают соответствующие правила лишь примени¬тельно к одному из возможных правовых источников - закону. И хотя ст. 4 ГК говорит вначале об «актах гражданского законодательства», в силу п. 2 ст. 3 ГК указанный термин равнозначен другому: «федеральный закон». Это подтверждается и второй нормой, включенной в ст. 4. Она прямо указывает на то, что имеется в виду именно «закон».
Статья 4 ГК помимо запрещения обратной силы закона содержит еще три положения.
Одно из них устанавливает, что закон все же может распространяться на отношения, которые возникли до его введения в действие, в случае, если на этот счет есть прямое указание в законе (п. 1 ст. 4 ГК).
Другое исключение (оно включено в п. 2 ст. 4 ГК) воспроизводит нор¬му, содержавшуюся во всех ранее принятых Вводных законах к Граждан¬скому кодексу: к отношениям, существовавшим до вступления в силу ново¬го гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанно¬стям, возникшим после введения его в действие.
Третье исключение носит характер отсылочной нормы (оно содержит¬ся также в п. 2 указанной статьи): к отношениям сторон по договорам, заключенным до введения в действие акта гражданского законодательства, следует руководствоваться ст. 422 ГК [3].
Действие норм о договорах в пространстве
Законодательство о договорах как часть гражданского законодательст¬ва в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК преду¬смотрел: в соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В связи с приведенными основополагающими для всего гражданского права положениями возникают два вопроса: является ли исчерпывающим в ст. 3 перечень составляющих гражданское законодательство нормативных актов и могут ли принимать гражданско-правовые нормы субъекты Феде¬рации и муниципальные образования? Обычно на первый следует положи¬тельный, а на второй отрицательный ответ.
Так, в частности, отмечается: «Статья 71 Конституции РФ установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Феде¬рации, В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Рос¬сийской Федерации не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права» [12].
Особое значение имеет вопрос о компетенции субъектов Федерации применительно к отношениям, охваченным ст. 72 Конституции РФ.
Статья 72 Конституции РФ отнесла к совместному ведению Россий¬ской Федерации и субъектов РФ, среди прочего, вопросы владения, пользо¬вания и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ст. 72), а также жилищное, земельное, водное, лесное за¬конодательство, законодательство о недрах (п. «к» ст. 72). А это означает, как следует из п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что субъектам Федерации пре¬доставлено право по всем перечисленным вопросам принимать в соответст¬вии с федеральными законами собственные законы и иные нормативные акты.
Следует отметить, что применение соответствующих статей Конституции РФ (71 и 72) связано с определенными трудностями, в частности по той причине, что содержащийся в них перечень вопросов, составляющих соответственно исключительную и совместную компетен¬цию, не совпадает с делением права на отрасли. Это было очень четко про¬иллюстрировано Конституционным Судом РФ в деле о проверке конститу¬ционности одной из статей Закона «О рекламе». В этой связи была под¬черкнута необходимость учета комплексного характера нормативного регу¬лирования отдельных отношений, перечисленных в указанных статьях Кон¬ституции РФ [3].
Действие норм о договорах по лицам
Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание, какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в принципе адресованы любому участнику гражданского оборота. Однако приведенное правило знает и исключения. В конечном счете смысл таких исключений сводится к тому, что некоторые договорные модели рас¬считаны лишь на строго определенный круг участников. Кроме того, сово¬купность норм, регулирующих определенный тип (вид) договоров, может устанавливать неодинаковый правовой режим в зависимости от того, кто выступает в роли стороны (сторон) [10].
В течение длительного времени дифференциация правового регулиро¬вания договоров по признаку субъектного состава выражалась в разграни¬чении отношений с участием и без участия граждан, а поскольку выступать в обороте наряду с гражданами могли практически лишь «социалистиче¬ские организации», практически речь шла о разграничении договоров, рас¬считанных на участие в них только таких организаций, и договоров с уча¬стием граждан.
Более широкую дифференциацию правового регулирования договоров «по лицам» содержит действующий ГК. Указанная дифференциация прове¬дена прежде всего в общей части обязательственного права. Имеются в ви¬ду, в частности, статьи первой части ГК, посвященные одностороннему отказу от исполнения договора и его изменению (ст. 310), возможности досрочного исполнения обязательств (ст. 315), основаниям возникновения солидарных обязательств (п. 2 ст. 322), залогу вещей в ломбарде (п. 1 ст, 358), удержанию (п. 1 ст. 359), основаниям ответственности (п. 3 ст. 401), пуб¬личному договору (ст. 426), договору присоединения (п. 3 ст. 428) [6].
|