Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Категория: Курсовые
 
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Мировая юстиция: история и современность……………………...5
1.1. История развития института мировых судей в России…………5
1.2. Институт мировых судей в современной России………………..8
Глава 2 Особенности функционирования мировой юстиции…………….19
2.1. Основные задачи мировой юстиции…………………………….19
2.2. Изменения в уголовном законодательстве и их влияние
на производство у мирового судьи…………………...................22
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………….31

Введение

Среди различных форм защиты права ведущую роль играет су¬дебная форма, как универсальная, исторически сложившаяся, де¬тально регламентированная нормами процессуального права. Она обеспечивает надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон. Защита нарушенных прав человека судом наиболее эффек¬тивна и цивилизованна.
В данной работе излагается краткая история развития института миро¬вых судей в России, дается понятие мирового судьи. Также мы попытаемся ответить на такие вопросы, как: зачем в России нужны мировые судьи, что из себя представляет аппарат мирового судьи, каков порядок назначения мирового судьи на дол¬жность и как прекращаются его полномочия и т.д.?
Институт мировых судей (мировая юстиция) введен в порядке реализации концепции судебной реформы в России, одобренной еще 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР. С введением мировой юстиции возникала возможность максимально прибли¬зить суд к населению, облегчить обращение граждан к правосудию.
Объект исследования – мировые судьи.
Предмет исследования – особенности функционирования института мирового судейства.
Цель исследования – изучить особенности функционирования института мирового судейства.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть история развития и современное состояние института мировых судей в России;
- проанализировать основные задачи мировой юстиции;
- рассмотреть изменения в судебном законодательстве и их влияние на институт мирового судейства.
Методы исследования:
1) теоретические методы – функционально-документальный,
2) практические методы - контент-анализ судебных документов.
Среди методов научного познания нами также использованы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция.

Глава 1 Мировая юстиция: история и современность

1.1. История развития института мировых судей в России

Первая попытка введения мировых судей в России была пред¬принята в 1864 г. с объявленной судебной реформой. Однако дей¬ствовать им пришлось, недолго. Уже в 1889 г. мировые судьи были в основном упразднены. Оставлены они были в Москве, Санкт-Пе¬тербурге и в отдельных крупных городах, где также были ликвиди¬рованы несколько позже Декретом № 1 «О суде», принятом Сове¬том Народных Комиссаров, который «приостановил» деятельность мировых судей на весь период существования советской власти.
Но история о простом, скором и доступном для народа суде восходит к библейским временам. Моисей был мощной и влиятельной фигурой в истории че¬ловечества. М. Левиттис писал, что Моисей заложил основы для наделения определенных лиц полномочиями осуществлять пра¬восудие и решать вопросы права в связи с их способностями и моральными качествами.
Таким способным и морально устойчивым в библейские вре¬мена был судья. Судья — это тот, кто в силу особого назначения либо морального авторитета (в те времена) разрешал споры меж¬ду людьми и выносил решения, которые исполнялись.
Судья обеспечивал единообразие применения законов в раз¬дробленных тогда библейских племенах и в этом смысле, конеч¬но, был «спасателем»1.
Иначе говоря, людям всегда были присущи споры и конф¬ликты, и они нуждались в суде скором, правом и справедливом как по малым, так и большим делам, дабы скорее обрести спо¬койную жизнь и стабильность в обществе. И
_____________________
1 Баренбойм П. Первая Конституция мира. Библейские корни независимос¬ти суда: Учебное пособие. - М., 1997. –274с.

все-таки мировую юстицию как форму правосудия, несмотря на давно высказан¬ные истины по ней, воплотить в жизнь долго не удавалось.
Институт мировых судей проявил себя в XIII в. в Англии, и как - сформировавшаяся мировая юстиция он известен там с XIV в. По мере распространения влияния Англии и завоевания новых колоний Великобританией мировые судьи появились в США, Канаде, Австрии, Новой Зеландии, Индии.
В настоящее время мировые судьи действуют в Италии, Бель¬гии, Швейцарии, Греции и ряде других государств1.
Рассмотрение уголовных дел в мировых судах зарубежных стран осуществляется в порядке упрощенного (суммарного) су¬допроизводства.
Деятельность мировых судей оценивается высоко.
Низшие суды, возможно, не обладают внешним драматизмом, но это не означает, что они не важны. Каждодневная рутинная работа низших судов - даже транспортных и исковых - оказы¬вает огромное влияние на жизнь простых людей. В перспективе эти суды окажут огромное влияние и на жизнь всего общества.
При проведении судебной реформы 1864 г. определилось стрем¬ление создать выборный, всесословный, независимый и самостоя¬тельный суд, главным предназначением которого было примире¬ние сторон, охрана и утверждение общего порядка и спокойствия.
Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировой округ включал в себя уезд и входившие в него города.
Мировой суд состоял из двух звеньев: мирового судьи (участ¬кового или почетного) и съезда мировых судей.
______________________
1 Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. – М.,2000.-346с.

Местная мировая юстиция создавалась для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел и должна была показывать демократизацию суда и действительно приближать правосудие к населению, а также разгружать общие суды от оби¬лия «мелких» дел. Этот институт должен был способствовать фор¬мированию истинного правосознания и человеческого достоин¬ства в российском народе1.
С помощью мировой юстиции надеялись обеспечить быстрое, без излишних формальностей рассмотрение дел, чем воплотить, наконец, в жизнь мечту народа о суде «скором, правом, милостивом и равном...» Эти цели судебной реформы были выражены в Указе, утвердившем Судебные уставы, 20 ноября 1864 г.: Устав уголовного судопроизводства. Устав гражданского судопроизвод¬ства, Учреждение судебных установлений и Устав о наказаниях уголовных и исправительных, налагаемых мировыми судьями.
После принятия названных Уставов вскоре началось реаль¬ное введение в действие мировых судей. В 1866-1867 г. зарабо¬тали мировые судьи в Санкт-Петербурге, Москве, в округе Харь¬ковской судебной палаты и в 10 центральных российских гу¬берниях. Поэтапное введение мировой юстиции продолжалось до 90-х г. XIX века. И повсюду, где бы не учреждался мировой суд, с самого начала своей деятельности он успешно справлялся с поставленными перед ним задачами.
А.Ф. Кони о деятельности мировой юстиции конца XIX в. пи¬сал: «Общее направление мировых судей сделало их камеры не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школою порядочности и уважения к человеческому достоинству»2.
_______________________
1 Фридман Л. Введение в американское право. - М., 1993.-344с.
2 Черников В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России: Учебник. – М.:Проспект,2001.-488с.

В то время как мировой суд был выборным, состав общих судов назначался императором по представлению министра юстиции.
Однако, невзирая на бесспорный успех, мировой суд сразу после введения стал подвергаться множеству корректив и изменений. Около десятка законов, относящихся к вопросам судоустройства и судопроизводства мировой юстиции, было принято за период с 1870 по 1889 г. Но все эти законы, даже вместе взятые, не смогли поколебать основных устоев мирового правосудия, заложенных су¬дебными Уставами. Гуманный, доступный и демократический ми¬ровой суд продолжал оставаться серьезной преградой против про¬извола и усмотрения административной власти. Поэтому он и стал одной из первых «жертв» политической реакции 80-х г. XIX сто¬летия. Законом о земских начальниках 1889 г. в 37 внутренних и 6 западных российских губерниях мировой суд был упразднен и заменен судебно-административными органами. Там, где в 1889 г. не были упразднены мировые судьи, они продолжали действовать, как упоминалось выше, вплоть до их отмены советской властью при издании Декрета № 1 «О суде».

1.2. Институт мировых судей в современной России

Появление мировых судей в современной России рассматри¬вается как восстановление демократических традиций россий¬ской реформы 1864 г. Возрождение мировых судей призвано решить преимущественно две принципиально важные проблемы: приблизить суды к местному населению и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию и разгрузить районные суды от чрезмерно большой нагрузки, которая постоянно возрастает1.
__________________________
1 Судопроизводство у мирового судьи / Под общей ред. В.М. Лебедева, Пред¬седателя Верховного Суда Российской Федерации. - Ростов-н/Д, 2001. – 312с.
Современное российское общество более развито и европеизи¬ровано в смысле восприятия передовых законов и видов судопро¬изводства, демократичнее, имеет совершенно другую государствен¬ность, поэтому поймет, что могут дать ему мировые судьи.
Институт мировых судей заработал в большинстве субъектов Российской Федерации с 2000-2002 гг., хотя ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» действует с 17 декабря 1998 года.
Сегодня мировая юстиция создается в России в новых усло¬виях и затребована совершенно другим социумом.
Те отдельные индивидуумы, которые от мирового судьи наме¬рены пойти за разрешением спора в «нормальный» суд, возвра¬тятся оттуда, получив энциклопедическое разъяснение, что ми¬ровой суд - это низшее звено судебной системы, рассматриваю¬щее мелкие гражданские и уголовные дела в качестве первой инстанции;
Надо сказать, юридическая энциклопедия отмечает, что та¬кие мелкие гражданские и уголовные дела мировой судья рас¬сматривает в упрощенной процедуре.
Сейчас мировые судьи пользуются старым и процедурно слож¬ным процессуальным законодательством. Но можно надеяться, что в скором будущем законодатели поймут всю необходимость введения упрощенной процедуры, хотя бы по ряду категорий дел и быть может по типу приказного производства1.
В настоящее время мировые судьи ведут помесячный подсчет рассмотренных дел и нагрузка их велика. В судебном участке № 3 Кировского района г. Ростова-на-Дону, например, мировой судья за первые пять месяцев 2001 г. рассмотрел 609 гражданс¬ких и 42 уголовных дела. Заведено 58 дел, которые судья перевел в остаток на июнь месяц.
____________________
1 Смоленский М.Б. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебн. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону,2002.-376с.
В пятидневную рабочую неделю прихо¬дится рассматривать 45 дел, в месяц - около 200. Это много. Вопрос надлежит решать за счет ускорения введения полного со¬става мировых судей, предусмотренных, в частности, законом для Ростовской области и среди них для Ростова непосредственно1.
Интересные данные в части рассмотрения уголовных дел ми¬ровыми судьями в Курской области позволили сделать неожи¬данные, но обозначающие положительные перспективы в уголов¬ном судопроизводстве и уголовно-правовой политике.
Курская область, хотя далеко не лидер в этой сфере, но достигну¬тое в области регионального судебного строительства дает основания сказать: институт мировых судей здесь объективная реальность - 59 мировых судей приступили к отправлению правосудия.
В 2000 г. мировые судьи Курской области приняли к произ¬водству 639 уголовных дел, из них окончено производством 592 (5,4% от общего количества уголовных дел, рассмотренных фе¬деральными судами). При этом с вынесением приговора «миро¬выми» завершено только 291 уголовное дело, в то время как по различным основаниям прекращено 308.
В истекшем году мировыми судьями осуждено 297, оправда¬но 9 человек. 303 дела частного обвинения, 181 из них иниции¬ровано гражданами. За это же время в производстве мировых судей находилось 110 уголовных дел о хулиганстве (ч. 1 ст. 213 УК РФ). Производством завершено 102 из них, однако число осужденных невелико, всего 43 человека2.
Соотношение приведенных цифр в очередной раз свидетель¬ствует о существовании в нашем уголовном судопроизводстве такого застарелого негативного явления, как «переобвинение», когда некоторые
_____________________
1 Устюжанинов В., Сапожников С. Компетенция мирового судьи по рассмотрению дел, возникающих из семейно-правовых отношений // Российская юстиция. – 2003. - №5 . – С.41-42.
2 Колоколов Н. Мировая юстиция — первые шаги // Российская юстиция. -2001. - № 11. - С.8.

правоохранительные структуры, желая приук¬расить свою отчетность, явно неверно квалифицируют содеянное тем или иным гражданином». Институт мировых судей своей деятельностью и близостью к населению, как лакмусовая бумага, проявит еще много «находок».
Продвижение судебной реформы (частью которой является введение мировых судей), совершенствование осуществления пра¬восудия служат главной цели — оперативному разрешению кон¬фликтных ситуаций и привнесению в общество социальной ста¬бильности.
Как вытекает из ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», принятого в декабре 1998 г., мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Согласно ст. 6 этого Закона, мировые судьи назначаются (изби¬раются) на должность законодательным (представительным) орга¬ном государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка.
Срок полномочий мирового судьи определен ст. 7 упомяну¬того закона и ограничен периодом «не более чем на пять лет». Более конкретно срок полномочий устанавливается законом со¬ответствующего субъекта Российской Федерации. По истечении срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на дан¬ную должность. Повторный и последующий срок также уста¬навливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее, чем на пять лет1.
______________________
1 Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ.

Кандидатуры на должности мировых судей рассматриваются представительными органами местного самоуправления соответ¬ствующих муниципальных образований на основании представ¬ления начальника Управления Судебного департамента при Вер¬ховном Суде Российской Федерации в конкретной области (крае), вне¬сенного председателем соответствующего районного суда.
Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом и нормативными правовыми актами му¬ниципального образования, в месячный срок рассматривает представленные кандидатуры с учетом их соответствия требованиям областного закона «О мировых судьях».
При тщательном изучении положений Конституции РФ, Закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и областных законов о мировых судьях обращает на себя внимание «размы¬вание» очень важного конституционного принципа независи¬мости судей. Без независимости судей правосудие оказывает¬ся или может оказаться ущербным.
Так, ст. 120 Конституции РФ устанавливает: «Судьи независи¬мы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону». Это норма закона высшей юридической силы.
Однако в ч. 2 ст. 28 Закона «О судебной системе Российской Федерации» говорится: «Полномочие и порядок деятельности ми¬рового судьи устанавливается федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации». Ст. 1 Закона «О мировых су¬дьях в Российской Федерации» закрепляет подчинение мировых судей не только Федеральному закону, но и закону субъекта Фе¬дерации, а в п. 3 ст. 4 этого же Закона закреплено положение, практически позволяющее увольнять судей без соблюдения про¬цедуры их отставки: «Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов федера¬ции». С расформированного участка, например, мировой судья уволен, а на других участках вакантных должностей мировых судей не будет. Так можно уволить «независимого» или непокор¬ного мирового судью. Если же вдуматься в вышеуказанный закон субъекта федерации, в котором особенно ярко просматривается «подвешенность» судьи в сроках пребывания на должности, то складывается тягостная картина «независимой» работы судей1.
Имея в виду устранение фактического подчинения судов регио¬нальной и местной власти. Конституция РФ устанавливает: «Фи¬нансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осу¬ществления правосудия в соответствии с федеральным законом» (ст. 124). При этом имеется в виду, что только централизованное финансирование различных потребностей судов (денежные выпла¬ты судьям и работникам аппарата судов, строительство и ремонт зданий судов, приобретение оргтехники и т.п.) может дать «воз¬можность полного и независимого осуществления правосудия».
Мировым судьей может быть только гражданин Российской Федерации в возрасте от 25 лет. Он должен иметь высшее юри¬дическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Мировым судьей может быть лицо, не совер¬шившее порочащих его поступков, сдавшее квалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной кол¬легии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
Лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, от сдачи квалификационного экзамена и представ¬ления рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации освобождаются. Так гласит ст. 5 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», что несколько сокращает процедуру оформления мирового судьи на должность.
__________________________
1 Шакирьянов Р. Стабильность решения мировых судей зависит от выполнения требований закона // Российская юстиция. – 2003. - №5. – С.39-40.
Как и федеральные судьи, мировые судьи не вправе быть депу¬татами представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую дея¬тельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподаватель¬ской, литературной или иной творческой деятельностью.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть уста¬новлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи (ч. 2,3 ст. 5 Закона «О мировых судьях в Россий¬ской Федерации»)1.
Хотя одним из требований, предъявляемых к мировому судье, является высшее юридическое образование, а также стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, некоторые юристы-прак¬тики и ученые полагают, что в отличие от федеральных судей ми¬ровым судьей может быть гражданин, имеющий хотя и высшее, но не обязательно юридическое образование. Такой подход объяс¬няется, конечно, и менее сложным характером рассматриваемых мировыми судьями дел, и крайней нехваткой профессиональных судей.
Сегодня в России работает примерно 15 тыс. судей, которые в год рассматривают более 1 млн уголовных и 2 млн гражданских дел. После введения института мировых судей значительная их часть (по разным оценкам — от 10 до 25% уголовных и от 15 до 40% гражданских дел) переходит в подсудность последних. В свя¬зи с этим России необходимо около 16 тыс. мировых судей (из расчета 1 судья на 10 тыс. населения). Ввиду нехватки профессио¬нальных кадров субъектам Российской Федерации можно реко¬мендовать избрание (назначение) мировых судей не только из лиц, имеющих юридическое образование или опыт работы в судебных ведомствах, но и из
______________________
1 Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ.
числа пользующихся авторитетом и уважени¬ем среди населения историков, педагогов, библиотекарей, психоло¬гов, социологов и т.п. Перед вступлением в должность кандидатам необходимо пройти краткосрочный курс обучения, сдать квалифи¬кационные экзамены и получить рекомендацию квалификацион¬ной коллегии судей субъектов Российской Федерации 1.
Мировые судьи действуют как судьи и осуществляют свои функции только в пределах территорий, закрепленных за каж¬дым из них судебных участков. Участки образуются на основа¬нии решения органа законодательной власти субъекта Россий¬ской Федерации, согласованного с председателем областного (или равного ему) суда.
Число судебных участков может быть равно количеству рай¬онных судов. Территория одного района может быть также раз¬делена на несколько судебных участков. Количество участков, их границы внутри одного района определяются решением орга¬на законодательной власти. Судебный участок может совпадать с участком, обслуживае¬мым отделением местной (муниципальной) милиции.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда2.
В зале судебных заседаний мировых судей должны быть размещены символы государственной власти: Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба РФ. Может также устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации, на терри¬тории которого расположен участок мирового судьи.
_________________________
1 Комментарий к Федеральному Конституционному закону «О судебной систе¬ме Российской Федерации» / Отв. ред. В.И. Радченко. - М.: Норма, 2001. 128с.
2 Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России. – М.:Юристъ,2001.-349с.
Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в ман¬тии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Введение отличительного знака мирового судьи - это новелла. В каждом субъекте федерации для мировых судей утверж¬дается в законодательном порядке свой отличительный знак.
Право на ношение отличительного знака прекращается по истечении срока полномочий мирового судьи либо при досроч¬ном прекращении его полномочий1.
С введением мировой юстиции (мировых судей) законодатель не передал на их разрешение гражданские споры, требующие вы¬сокого профессионализма, быстрой ориентации в материалах дела и в праве. К компетенции мировых судей отнесены дела об адми¬нистративных правонарушениях, уголовные дела о преступлени¬ях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супру¬гами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспарива¬ний отцовства, установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении; дела с количественным пределом цены исков, не превышающих пятисот минимальных размеров оплаты труда; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключени¬ем дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками и строениями2.
_________________________
1 Работа судов Российской Федерации в 2002 году // Российская юстиция. – 2003. - №8. – С.69-78.
2 Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ.
Иски о взыскании крупных денежных сумм, порой исчисля¬емых в десятках тысяч минимальных размеров оплаты труда, как имеющие существенное значение для граждан, остались в ведении районных федеральных судов, поскольку при всей про¬стоте применяемых форм судопроизводства они требуют значи¬тельного объема знаний, владения различными отраслями права, знания особенностей процедуры рассмотрения определенных категорий дел (например, банкротство).
Учреждение мировых судов - это не дань моде. Это прежде всего многовековая тенденция поиска цивилизацией наиболее оп¬тимальных форм судопроизводства1. Поэтому неслучайно ученые озабочены тем, чтобы законодательно закрепить язык судопро¬изводства мировой юстиции.
В законе ничего не сказано о языке судопроизводства и делопроизводства. Между тем для местных судов, каким является мировой, вопрос о языке весьма важен.
О том, как решаются проблемы мировых судей сегодня в сво¬ем Постановлении по вопросу «О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации», высказался V Все¬российский съезд судей: «Работа по введению в субъектах Рос¬сийской Федерации института мировых судей проходит при активном участии председателей верховных судов республик и равных им судов, Советов судей субъектов Российской Федера¬ции, работников системы Судебного департамента. Благодаря этим усилиям более чем в 50% субъектов Российской Федерации созданы необходимые условия для введения института мировых судей. Свыше 1000 мировых судей в субъектах Российской Фе¬дерации назначены и приступили к осуществлению правосудия2.
_________________________
1 Кононенков В. Мировой суд как зеркало судебно-правовой реформы // Рос¬сийская юстиция. - 1998. - № 11. - С. 5-6.
2 Шакирьянов Р. Стабильность решения мировых судей зависит от выполнения требований закона // Российская юстиция. – 2003. - №5. – С.39-40.
Вместе с тем процесс введения мировой юстиции в большинстве субъектов Российской Федерации сдерживает отсутствие надлежа¬щего механизма кадрового, финансового и материально-техническо¬го обеспечения деятельности мировых судей. Неурегулированность вопросов организационного обеспечения деятельности мировых су¬дей в перспективе может привести к серьезным затруднениям в функционировании этого института. Поэтому дальнейший процесс введения института мировых судей требует четкого законодательно¬го, финансового и организационного обеспечения их деятельности».

Глава 2 Особенности функционирования мировой юстиции

2.1. Основные задачи мировой юстиции

В последние годы законодатель расширил возможности судебной защиты. Наметилась также тенденция к увеличению числа дел, по¬ступающих в суды общей юрисдикции. Прежде всего, увеличение судебных дел отмечено в судах первой инстанции. К судам первой инстанции (первому звену) относятся и мировые судьи. В судах пер¬вой инстанции рассматривается подавляющее большинство дел.
Мировые судьи действуют как носители судебной власти толь¬ко в рамках процессуального законодательства и осуществляют судопроизводство, руководствуясь Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и в части рассмот¬рения административных материалов — Административным кодексом. В них обозначены задачи, которые надлежит решать мировым судьям для достижения целей правосудия (Приложение 1). Причем необходимо отметить, что цели, сформулированные в процессу¬альном законодательстве, действуют на протяжении всего про¬цесса разбирательства судебного дела1.
Так, в ст. 2 ГПК указаны задачи, цели и средства их достиже¬ния при рассмотрении гражданских дел. Целевые установки в гражданском судопроизводстве действуют на всех его стадиях — от возбуждения гражданского дела в суде до исполнения судеб¬ного решения2.
Мировые судьи возбуждают и разрешают судебные дела и, значит, ст. 2 ГПК имеет к ним непосредственное отношение.

______________________
1 Изварина А.Н. Мировые судьи России начала XXI века: Учебн. пособие. – Ростов-на-Дону,2002.-288с.
2 Гражданский процессуальный кодекс РФ 25.02.2004 №4-П. – М.: Юрайт, 2005.

Новая редакция ст. 2 ГПК излагает задачи и цели, стоящие перед гражданским судопроизводством следующим образом (рас¬смотрение судебных дел мировыми судьями по видам судопро¬изводства изложено в главах IV и V): «Задачами гражданского судопроизводства являются правиль¬ное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охра¬няемых законом интересов физических и юридических лиц, а так¬же прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и орга¬нов местного самоуправления, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, тру¬довых, административно-правовых или иных правоотношений».
Указанные в законе задачи конкретизируются применитель¬но к каждому делу и реализуются во всех стадиях процесса, но главным образом в решении суда общей юрисдикции. Именно в решении получают защиту нарушенные и оспариваемые права и свободы граждан и организаций. При полном удовлетворении иска в решении суда получают защиту права истца, нарушенные или оспариваемые ответчиком. При отказе в иске - права ответчика от неосновательных требований истца. В случае частично¬го удовлетворения иска решением суда в одной части защища¬ются права истца, в другой - права ответчика1.
Как видно из приведенной выше ст. 2 перед гражданским судопроизводством поставлены две задачи:
1) правильное рассмотрение и разрешение дел;
2) своевременное рассмотрение и разрешение дел. Введение новой редакции ст. 2 ГПК вызвано кардинальными изменениями, происшедшими в нашей стране.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда приходилось заплатить преподавателям для получения какого-либо зачета или экзамена во время обучения в высшем учебном заведении?
1) Нет, в нашем вузе это никогда не практиковалось.
2) Да, приходилось, но очень редко, в самых исключительных случаях.
3) Да, очень часто, в нашем вузе без этого невозможно было продолжать обучение

Спонсоры