Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Категория: Дипломы
 
Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
Глава 1. Влияние деловых качеств руководителя на эффективность
работы предприятия…………………………………………………7
1.1. Деловые качества руководителя: сущность и значение…………7
1.2 Особенности применения деловых качеств руководителя в
управлении предприятием……………………………………….28
Глава 2. Оценка деловых качеств руководителя ООО «СИЗ»…………….40
2.1. Характеристика деятельности предприятия……………………40
2.2. Оценка деловых качеств руководителей ООО «СИЗ» и ее
влияние на эффективность работы предприятия………………48
2.3. Пути совершенствования деловых качеств руководителей
предприятия………………………………………………………75
Заключение…………………………………………………………………..89
Список литературы…………………………………………………………..91
Приложения………………………………………………………………….98

Введение

Развитие рыночных отношений формирует социальный заказ на качественно новый тип руководителя, что предполагает создание научно обоснованной модели деятельности, которая необходима как цель при формировании, и как критерий при оценке современного руководителя.
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей, представляющие собой такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.
Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.
Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы имеет очень важное значение. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых.
Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации. Умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи общей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.
Объект исследования – деловые качества руководителя.
Предмет исследования - влияние деловых качеств руководителя на эффективность работы предприятия.
База исследования – ООО «Сибирский инструментальный завод» (ООО «СИЗ»).
Цель исследования – на основе изучения теории и практики разработать рекомендации по совершенствованию деловых качеств руководящего состава ООО «СИЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть влияние деловых качеств руководителя на эффективность работы предприятия
2) дать оценку деловых качеств руководителя ООО «СИЗ».
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, а также эмпирические методы исследований – контент-анализ документов ООО «СИЗ», тестирование и анкетирование.
Дипломная работа состоит из двух глав.
В первой главе мы рассматривается теоретический материал: деловые качества руководителя, их сущность и значение; отечественный и зарубежный опыт, а также особенности применения деловых качеств руководителя в управлении предприятием.
Во второй главе, на основе исследуемого предприятия - ООО «СИЗ», производится оценка деловых качеств руководителей высшего и среднего звена завода, а также даются рекомендации по совершенствованию деловых качеств руководящего состава предприятия.

Глава 1. Влияние деловых качеств руководителя на эффективность
работы предприятия
1.1. Деловые качества руководителя: сущность и значение

Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы; управление персоналом. В данной работе мы подробнее остановимся на управлении персоналом. Принципиальная схема структуры управления дана на рис. 1.1 (9, С.18-19).

Рис. 1.1 Принципиальная схема структуры управления
Организационное окружение предъявляет к руководителю ряд требований, которые могут быть положены в основу вышеизложенной модели (9, С.18-19; 22, С.33-37; 23, С.112):
1. Знания и умения.
Современный менеджер должен знать: закономерности и принципы функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, теорию организации и методы моделирования организационных структур формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в системе управления, суть системного подхода к проектированию рыночных структур, методы комплексного анализа. Ему должны быть присущи высокие общечеловеческие качества и соответствующие психологические способности, в том числе способность идти на разумный и взвешенный риск. Он должен уметь осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес- план, осуществлять маркетинговые исследования.
2. Личные качества.
- жажду знаний, профессионализм, новаторство, творческий подход к работе.
- упорство, уверенность в себе и преданность к делу
- нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи.
- психологические способности влиять на людей.
- коммуникабельность и чувство успеха.
- эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость.
- открытость, гибкость и легкую приспособляемость к происходящим изменениям.
- ситуативное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
- внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
- энергичность и жизнестойкость;
- склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
- ответственность за деятельность и принятые решения;
- потребность работать в коллективе и с коллективом.
3. Этические нормы менеджера применительно к экономике следующие:
- наивысшая производительность и прибыль не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;
- конкуренция должна осуществляться по честным правилам, то есть, соблюдая правила рыночной игры;
- созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не углубляться в расслоение общества;
- техника должна служить человеку, а не человек технике;
- разумная форма участия работающих в целях корпорации не только увеличивает желание работать лучше, но и развивает чувство ответственности;
- экономика, в отличие от религии ориентирована не на моральные нормы, а на распределение материальных благ. Она должна подчиняться действующим моральным нормам.
Руководитель в своей деятельности с коллегами и партнерами должен руководствоваться общепринятыми правилами и нормами. Следовать методам честной конкуренции, не использовать «грязные деньги» в своей деятельности, «играть в открытую », если партнер делает так же стараться выполнять данное партнеру обещание при любых условиях, использовать только честные методы при попытке повлиять на подчиненного, быть требовательным, но не оскорблять достоинство, быть внимательным и предупредительным.


4. Личные ресурсы.
Менеджер должен иметь и уметь эффективно распоряжаться своими ресурсами, информацией, временем, имеющимися в его распоряжении людьми, финансами, материалами, то есть достигать высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им организацией.
5. Навыки и способности эффективно управлять.
На эффективность управления могут влиять: способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели, упор на постоянный личный рост; навыки и упорство в решении проблем; изобретательность и склонность к инновациям; владение современными методами управления; высокая способность воздействовать на окружающих; Формировать и развивать эффективные рабочие группы; умение обучать и развивать подчиненных.
Основным способом поведения руководителя в процессе управленческой деятельности является непрерывное воздействие на управляемый объект, коллектив или отдельную личность. Эффективность этого воздействия во многом определяется уровнем профессиональной компетентности руководителя и его личностными особенностями. К разряду таких особенностей относится, прежде всего, потребностно-мотивационная система личности (26, С.88).
Эта система личности включает в себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие (социальные). Группа биологических мотиваций является общей для человека и животных; маргинальные мотивации базируются на физиологических процессах и механизмах и одновременно несут на себе отпечаток социальных воздействий. Группа высших социальных мотиваций связана с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или принятых извне определенных целей.
В сфере управления эффективность деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием высших социальных мотиваций: достижение цели (успеха), саморазвитие (самореализация) и свобода.
Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной потребности (31, С.105). Успешное достижение поставленных перед собой целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая воспринимается окружающими как уверенность в себе. Переживание успеха, в т.ч. и профессионального, обладает свойством эмоционального подкрепления, стимулирует человека к повторению данного переживания и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.
Мотивация саморазвития обеспечивает самостоятельные и относительно независимые поведение и деятельность, которые не всегда полностью осознаются личностью, формируя то, что в психологии называется жизненным путем (31, С.106). Мотивация самореализации может рассматриваться как определенный вариант мотивации саморазвития, возникающий на основе существующих у личности определенных способностей и направленный на их воплощения и развитие. Для руководителя основополагающими будут коммуникативные, предпринимательские и организаторские способности, определяющие развитие этой мотивации. Формирование деятельности, в основе которой лежит мотивация самореализации, сопровождается явными положительными переживаниями и отношением к тому, что делает человек.
Мотивация свободы - потребность в принятии осознанных и самостоятельных решений, а также в формировании независимого от социального давления поведения (31, С.108). Это мотивация наиболее значима при принятии решений в ситуациях, исход которых неизвестен, но чрезвычайно важен для человека. Поведение, формирующееся на базе мотивации свободы, в значительной степени лишено чувственного эмоционального компонента. Определяющий фактор свободного поведения - это разум, не замутненный предрассудками и аффектами, лежащий в основе произвольности выбора и вариативности решений. Своеобразие иерархии целей и задач свободного человека наиболее полно проявляется в кризисных ситуациях, когда необходимо принимать ответственные и безотлагательные решения, которые часто не совпадают с ожиданиями других людей.
Мотивация свободы может определять профессиональную деятельность управленца, т.к. у этой категории лиц существует определенный прогноз на профессиональное развитие и имеются перспективные планы и задачи, преобладающие над текущими процессами профадаптации. Ради достижения дальних целей и перспектив развития структура мотивационно-потребностной системы человека может перестраиваться с помощью своеобразных внутренних мотивационных регуляторов — свободы и воли — и за счет торможения активности на основе текущих потребностей и задач. Таким образом, категория свободы связана с категорией воли, которая тормозит импульсивные инстинктивные и животные по существу формы поведения.
Под волей понимается способность встраивания особого интеллектуального плана между воздействием самой ситуации на человека и его ответным поведением, что обеспечивает субъекту возможность осознания необходимости того или иного действия, а также торможения импульсивных поведенческих актов, детерминированных непосредственными желаниями (1, С.25-26; 29, С.13-15; 44, С.90-93). Воля, волевые действия и качества человека наряду с эмоциями и эмоциональными переживаниями составляют эмоционально-волевую сферу личности. К основным волевым качествам, обеспечивающим эффективность управленческой деятельности, можно отнести: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность и настойчивость, энергичность и инициативность. Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть за счет мобилизации сил на правильное определение путей, средств, способов и приемов своей деятельности.
Самообладание характерно для людей, которые произвольно управляют своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Личности, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны. Самостоятельность рассматривается, как способность человека не поддаваться влиянию различных сил, могущих отвлечь его от достижения поставленной цели (41, С.50). Решительность - волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях жизни и деятельности, характеризующихся наличием определенных противоречий (58, С.22-23). Настойчивость является качеством личности, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей (9, С.33).
Внутренний мир, смысловая сфера личности связывают ее с реальностью и регулируют жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром. В эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда она осуществляет не столько внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько преодолевает внешнюю регуляцию на основе осознанного выбора. Осознанный личностный выбор, в свою очередь, осуществляется на основе свободы и ответственности, о которых уже шла речь выше.
Управленец, достигший заметных успехов в своей деятельности, отличается четкой ориентацией в жизни, решительностью, способностью переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в происходящее с ним. А это обеспечивает внутренняя свобода человека. Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку, лишь осознавая возможность активного изменения ситуации и его цену, человек может предпринять попытку такого изменения. Особой чертой ответственности являются возможность и способность личности признавать свои ошибки и брать на себя вину в случае неудач и неуспеха. Свобода и ответственность противоречат функционированию системы психологической защиты, о чем пойдет речь ниже.
Современному обществу необходимы нравственно надежные руководители, способные на самосовершенствование, в т.ч. духовное. Нравственный руководитель осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом (56, С.18-19). Именно на этом базируется принцип правовой защищенности управленческой деятельности, т.к. управленческие решения должны соответствовать не только действующим правовым актам, но и нормам морали. Поэтому одним из основных требований к личности управленца должно стать требование его нравственной устойчивости.
Настоящему руководителю присущи некие «черты личности». К числу существенных личностных черт, определяющих высокую эффективность управляющей деятельности, относят следующие свойства:
1. Стрессоустойчивость, проявляющуюся в адекватном реагировании руководителя на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию, требующую усиления активности и перестройки поведения в целях адаптации к изменившимся условиям, или для изменения ситуации в согласии с целями и задачами управления.
2. Способность доминировать, которая рассматривается как умение руководителя влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления.
3. Стремление к победе как особое качество, которое базируется на мотивации достижения цели (достижения успеха).
4. Уверенность в себе - дополнительное качество, основанное на высокой адекватной самооценке.
5. Стремление к победе и уверенность в себе - две взаимосвязанные характеристики, т.к. успешное достижение человеком поставленных перед собой целей, или достижение субъективно значимых целей, приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая и воспринимается окружающими как уверенность в себе.
6. Креативность - способность к творческому решению задач, которая рассматривается не только как характеристика интеллекта руководителя, но и как желание и способность поощрять творчество своих подчиненных.
7. Эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности руководителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях.
8. Предприимчивость, надежность и независимость, определяющие возможность менеджера формировать свои представления по профессионально важным проблемам и способность достигать успеха вместе со своими подчиненными (2, С.45-47; 13, С.83; 21, С.107-109).
Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства характеристик руководителя, о чем свидетельствует отечественная и зарубежная литература (10, С.30-31; 20, С.48-50; 59, С.66-67; 61, С.202). Вместе с тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально важных качеств личности (19, С.43), обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления.
Ограничения саморазвития. К таким недостаткам следует отнести неумение управлять собой; размытые личные ценности; смутные личные цели, слабое навыки управлять людьми и ресурсами; неумение обучать и устанавливать требования на саморазвитие; низкая способность формировать коллектив. Попытки совместить требования внешнего окружения с желаемым набором черт руководителя делается непрерывно многими исследователями. В качестве существования такого набора можно привести следующие принципы эффективного корпоративного управления (5, С.70):
- ориентация на энергичное и быстрое действие;
- поддержка постоянного контакта с потребителем;
- предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость;
- рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;
- осуществление связи с жизнью, усиление акцента на одну имеющую ключевое значение ценность данного бизнеса;
- ограничение своей деятельности лишь тем, что знаешь и умеешь лучше всего;
- внедрение простых форм управления и поддержание немногочисленного управленческого штата;
- обеспечение одновременного сочетания в управлении: свободы в одном и жесткости в другом;
- ориентирование в своих интересах на сугубо человеческую потребность;
- потребность быть хозяином своей судьбы;
- стремление сохранять чувство гордости, которое творит чудеса;
- установление стандартов образцовости и требование их достижения.
Например, за рубежом широко используется методика английского исследователя Дж.Б.Куинна (47, С.60-63), который предложил выявлять степень проявления двадцати качеств личности руководителя:
- тактичность,
- коммуникабельность,
- заинтересованность в людях,
- цельность характера,
- позитивное отношение к действительности,
- мужество,
- решительность,
- порядочность,
- чувство юмора,
- умение слушать,
- твердость, дружелюбие,
- энтузиазм.
Таким образом, собирательный образ эффективного руководителя можно создать, используя в той или иной мере следующий набор свойств:
1. Интеллектуальные способности: ум и логика; рассудительность; проницательность; концептуальность; образованность; знание дела; речевая развитость; любопытство и познавательность; интуитивность.
2. Черты характера личности: инициативность; гибкость; бдительность; созидательность и творчество; честность; смелость и уверенность в себе; независимость; амбициозность; настойчивость и упорство; энергичность; работоспособность; обязательность; участливость.
3. Приобретенные умения: заручаться поддержкой; завоевывать популярность и престиж; организовывать; убеждать; менять себя; быть надежным; шутить и понимать юмор; разбираться в людях.
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Применение современных методов объективной оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.
Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.
Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии.
По общему признанию специалистов в области управления (53, С.57-59; 57, С.18-22) любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:
 знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
 знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.
 умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;
 наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности;
 способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;
 умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
 способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
 умение целесообразно планировать работу аппарата управления;
 распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
 координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
 умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
 умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
 конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел;
 учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
 стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений;
 устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных.
В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:
- честность, справедливость;
- умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными;
- выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах;
- целеустремленность;
- принципиальность;
- решительность в принятии управленческих решений;
- настойчивость и энергичность в их реализации;
- умение отстоять свое мнение;
- самокритичность в оценках своих действий и поступков;
- умение выслушивать советы подчиненных;
- правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы;
- умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено;
- умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия;
- умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчиненных.
Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:
- установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
- выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть - решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
- обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
- вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
- обсудить оценку с работником;
- принять решение и задокументировать оценку (36, С.30-32; 45, С.108-110).


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Какой процент знаний, преподаваемых в Вашем высшем учебном заведении, Вам потребуется в будущем?
1. Практически 100% знаний
2. Возможно, все знания не потребуются, но потребуются навыки, приобретенные в вузе.
3. Все, что преподают в вузе, мне не понадобится.

Спонсоры