Тема Ответов Просмотров Дата Ответ от
Где найти курсовую 2 74287 19 марта 2010 18:36 Андрей10
Откуда реферат? 1 10679 19 марта 2010 18:33 Андрей10
Ваша специальность 0 10074 19 марта 2010 18:23 Поганка
Кто заказывал дипломы 10 31802 19 марта 2010 18:18 Поганка
Недоработанный диплом 2 13149 16 марта 2010 10:36 Наденька
 
Санатории с лечением в Пермском крае www.putevka-perm.ru.
Категория: Курсовые
 
Пояснительная записка

Кружок «Дорогами войны» направлен на знакомство младших школьников с историей второй мировой и Великой Отечественной войн. Он непосредственно связан с дисциплиной «История Российской Федерации», с которой ученикам еще предстоит познакомится при обучении в средней и старшей школах.
Программа является авторской модифицированной, за основу взяты программы Введение в историю. 1-3; 1-4. (Саплина Е.В., Саплин А.И.) и История. (Чутко Н.Я.)

Кружок «Дорогами войны» призвана обеспечить оптимальное общее и личностное развитие учащихся. Предусматривает формирование понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и мировоззренческих идей с расчетом на преемственное продолжение работы над структурой исторических знаний в среднем звене. На образной - художественной и документальной - основе раскрываются важнейшие структурные компоненты знаний по истории Великой отечественной войны, формируются обобщенные представления и система первоначальных исторических понятий (о предмете истории, об истории России и всемирной истории в период ВОВ, о фактах, событиях явлениях отечественной истории, ее творцах и деятелях); формируются умения видеть исторические события в развитии; читать и слушать историко-художественную и популярную литературу, документалистику; обращаться к литературному и художественному наследию для пополнения исторических знаний. Предполагает выполнение творческих заданий, работу со словарями и рабочими тетрадями, картами, схемами, рисунками.
Характерной особенностью программы является ее интегративность, объединение элементов курсов всеобщей и отечественной истории (основные события Второй мировой и Великой Отечественной войн), краезнавства (мой край в годы Великой отечественной войны; герои ВОВ – уроженцы моего края), обществоведения (быть советского народа во времена ВОВ; специфика работы школ, больниц и других общественных организаций на окупированных территориях и в тылу; быт советских солдат во время ВОВ) литературы (литературные произведения военной тематики; личности поэтов и писателей, живших во время Второй мировой войны), русского языка (расширение лексического запаса младших школьников) при сохранении их самостоятельности и самоценности.
В отличии от программ взятых за основу, данная программа имеет узконаправленную специфику с акцентом на Великую отечественную войну, что ставит особые требования к структуре и изложению материала. С одной стороны материал должен излагаться в форме, понятной и доступной для младших школьников, с другой стороны, в нем должны быть отражены все основные этапы ВОВ и понятия, связанные с ней. Поэтому упор в курсе делается не только на изложении фактического материала, но и на разборе понятий, изучении новых слов (дизертирство, лагеря военнопленных, тыл и т.д.), которые еще не входят в активный лексический запас учащихся.

Краткая характеристика учебного курса

Знакомство с исторической картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к прошлому своей страны – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса «Дорогами войны». Современные школьники отличаются от детей пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Курс «Дорогами войны» направлен на систематизацию знаний у младших школьников по истории Отечества и на формирование у них личностного самосознания.
Поскольку курс преподается у младших школьников, необходимо учитывать тот факт, что для них деятельностный подход – основной способ получения знаний. Однако в рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания исторических дисциплин в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жесткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.
Данный крус ориентирован на то, чтобы не избегать вопросов-проблем по истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Ключевые понятия: начало Второй мировой войны, начало Великой Отечественной Войны, взаимосвязь между понятиями Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны, периодизация ВОВ, личность Гитлера, фашизм, личность Сталина, план Барбаросса, наступления, тыл, фронт, военные действия, партизанская война, дезертирство, добровольцы, битва за Москву, битва под Сталинградом, Курская дуга, патриотизм, герои ВОВ
Этапы реализации программы:
Вводный: рассмотрение основных понятий, общая характеристика курса
Основной: основные события Второй мировой и Великой отечественной войны, итоги войны, герои ВОВ, значение победы в Великой отечественной войне сегодня.
Заключительный: закрепление изученного материала

Основными целями курса являются:
 с максимальной полнотой осветить героические и трагические события на дорогах Великой Отечественной и Второй мировой войн, их взаимосвязь и взаимовлияние, показать жизнь народа на оккупированной территории и в советском тылу;
 раскрыть воздействие и влияние событий на фронтах Второй мировой и Великой Отечественной войн на судьбу народов Европы и Советского Союза;
 способствовать формированию национального самосознания, патриотических и гражданских качеств личности;
 воспитывать у учащихся чувство ответственности за будущее своей страны и мирового сообщества;
 способствовать формированию у учащихся открытого исторического мышления, умения развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);
 способствовать формированию умения, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Основная задача курса
Учащийся, прослушавший курс, должен иметь представление о:
–основных понятиях курса;
–этапах героических и трагических событий на дорогах Великой Отечественной и Второй мировой войн;
–о роле российского народа в разгром германских агрессоров.
Учащий, прослушавший курс, должен уметь:
–делать обоснованный анализ событий и явлений истории;
–понимать логические взаимосвязи между событиями политической, социальной, экономической жизнью советского народа.

Ожидаемые образовательные результаты можно представить в виде таблицы:

Курс «Дорогами войны»
Знания Умения Использование
Социально-психологическая линия Понятия: героизм, патриотизм, общество, Родина, Россия
Проблемы: что значит любить свою Родину, что значит быть патриотом, что такое героизм
Различать: понятия патриотизм и героизм; понятия страна и общество.
Идентифицировать: себя как часть государства и общества Формирование гражданской идентичности, пропедевтика базовых понятий обществоведения
Нравственная линия Понятия: гражданин, гражданский долг, гражданская совесть, героизм, подвиг
Проблемы: что значит быть полноценным гражданином своей страны? Что значат для нас подвиги наших предков во время Великой Отечественной войны? Кого можно назвать героем? Различать: понятия гражданин, герой, патриот
Идентифицировать: себя как гражданина ответственного за судьбу своей Родины; как наследника великих свершений предков, которыми можно и нужно гордиться Социализация нравственного поведения
Культурно-историческая
линия Понятия: Великая Отечественная война, Вторая мировая война, этапы ВОВ, тыл, фронт, оккупация, эвакуация, коммунизм, фашизм, национализм, геноцид, Гитлер, Сталин
Проблемы: причины Второй мировой и Великой отечественной войн, ход войны, окончание ВОВ, вклад советского народа в победу над фашистской Германией Различать: Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну; понятия фашизм, коммунизм, национализм, геноцид
Идентифицировать: себя как гражданина страны с богатым историческим прошлым, как часть народа, способного выиграть такую кровопролитную и затяжную войну Культурно-историческая самоидентифи- кация

Методика выявления образовательных результатов, их диагностика и оценка включают в себя тесты и открытые задания. Вторые предпочтительнее, т.к. позволяют детям высказывать собственное мнение по отношению к тому или иному вопросу, развивают навыки письменной и устной речи, способствуют творческому мышлению ребенка. Однако открытые задания занимают больше времени, поэтому они применяются для проверки знаний и навыков учащихся в контрольных точках (после изучения каждой темы) и в конце курса Короткие тесты (5 минут) используются для контроля усвоения пройденного на предыдущих занятиях материала в начале каждого занятия.

Виды тестов в обучении истории

Вид теста Пример Результаты, на которые направлен тест
1. Тест с выбором ответа Великая Отечественная война началась:
• а) в 1941 г.
• б) в 1942 г.
• в) в 1943 г. • знания существенных черт исторических фактов, их причин и последствий
• знания устоявшихся в науке версий, интерпретаций, оценок исторических фактов
• элементарные предметные умения, связанные с хронологией, картографией, анализом исторических источников
2.Альтернативные задания Согласитесь или опровергните:
Фашистские воиска оккупировали Москву
Да Нет • степень усвоения \ понимания основного и второстепенного учебного материала как фактографического, так и теоретического характера
3. Тест на восстановление соответствия Стрелками соедините авторов и их произведения, посвященные войне:
Имя Название • знание фактов и теоретических положений
• умение сопоставлять однородную информацию
• умение реконструировать исторические факты по заданным признакам
4. Задание с ограничениями на ответ Вставьте пропущенные в тексте слова, даты, понятия и т.п.
Великая Отечественная война началась …. июня .... года. Развязала войну страна...., во главе которой на тот момент стоял .... . • знание фактов и теоретических положений
• умение контекстуально анализировать предъявленную информацию
5. Тесты на определение последовательности Расставьте в хронологической последовательности следующие
события . . . . .
• знание фактов и теоретических положений
• умение определять хронологическую последовательность событий, явлений и процессов
• умение выявлять причинно-следственные связи между историческими фактами
• умение ранжировать предъявленную информацию в заданном аспекте; формулировать собственный взгляд на события прошлого, аргументировать свою точку зрения

Критерии оценки: основным критерием оценки для теста является количество правильных ответов

Виды открытых заданий в обучении истории

Вид задания Пример Результаты, которые диагностирует задание
1. Логическое задание без условия \ с условием Сравните…, определите…, дайте характеристику…, найдите на карте..., докажите…, приведите примеры… • знание фактов и теоретических положений
• умение обрабатывать предложенную информацию под заданным углом зрения или в ином формате (краткий план – развернутое изложение; письменный текст – условно-графическое изображение и т.п.)
• умение привлекать контекстные знания для решений познавательной задачи
• умение представлять результаты своей работы в определенном виде (план, развернутый ответ, схема, и т.п.)
2. Образные задания \ творческие образные задания Опишите … расскажите…, представьте, что…. \ От имени … (персонификация);
В разговоре исторических персонажей раскройте… (драматизация)… Возьмите «интервью» у исторического деятеля…; напишите письмо… (стилизация) • знание фактов и теоретических положений
• умение образно и адекватно для своего возраста воспроизводить внешнюю сторону исторических фактов с опорой на контекстные знания
• умение творчески реконструировать исторический факт, имитируя внешний вид предметов эпохи, особенности речи и суждений исторических персонажей (насколько это возможно для учеников младшей школы)
• эмпатические способности учащихся
• опыт творческой деятельности
3. Ментальное упражнение Как ты считаешь, почему нам важно помнить о подвигах наших предков, совершенных во время Великой Отечественной войны? • знание фактов и теоретических положений
• знание о системах ценностных установок и отношений в определенные исторические эпохи, у конкретных социально-культурных групп и т.д.
• эмпатические способности
• умение анализировать учебную историческую ситуацию под аксиологическим углом зрения, вычленять в ней оценочные суждения или реконструировать их самостоятельно
• умение аргументировать свой ответ, на основе анализа ценностных установок людей прошлого
• отношение к нормам и традициям прошлого, историческим персонажам
5. Проблемные задания Известно, что многие воины советской армии жертвовали своими жизнями на благо Родины. Как вы думаете, почему? Есть ли и сейчас такие люди, которые готовы пожертвовать своей жизнь ради великой цели? • знание фактов и теоретических положений
• умение определять характер недостающей информации, необходимой для решения задачи
• умение определять круг источников, в которых можно найти подсказку \ путь к решению задачи
• умение выбирать и использовать приемы и средства, необходимые для решения задачи
• умение четко сформулировать свой ответ \ версию ответа и аргументировать ее
• опыт творческой деятельности
• отношение к фактам прошлого и современности
6. Практическое задание Прочитайте предложенный текст (стих, текст песни, проза), подумайте и скажите, какое этап Великой Отечественной войны здесь описывается? Какие чувства испытывают главные герои? Что хотел сказать этим произведением автор? • знание фактов и теоретических положений
• умение применять знания и жизненный опыт для решения практических ситуаций
• опыт творческой деятельности
• умение представлять результаты своей работы

Критерий оценки – полнота и структурированность ответа.

Формы подведения итогов реализации ОП: выставка и концерт, приуроченные к Дню победы.
Выставка: каждый ребенок готовит рисунок, связанный с Великой Отечественной Войной. Учащиеся подписывают свои работы. Желательно чтобы в нескольких предложениях каждый из детей описал, что изображено на рисунке и почему он решил изобразить именно это. Выставка проходит в фойе школы в течение 10 дней. Также возможно ввести голосование на лучшую работу среди учащихся и их родителей.
Концерт: проводится с участием всех детей. Включает в себя песни, стихи на военную тематику, небольшие театральные постановки из военных произведений. На концерт приглашаются родители и родственники учащихся, ветераны ВОВ, учителя и работники школы.

Участники образовательного процесса – дети 8-9 лет (2-3 класс средней общеобразовательной школы)
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Учебная деятельность у детей этого возраста стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Еще одна характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Под влиянием обучения усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Аналитико-синтетическая деятельность слаборазвита, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
В этом возрасте так происходит закладка фундамента нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Несмотря на присущие детям одного возраста общие особенности, каждый ребенок это личность, со своими склонностями, способностями и скоростью усвоения материала. Индивидуальные особенности детей были учтены при составлении учебной программы.

Курс «Дорогами войны» рассчитан на широкое применение современных образовательных технологий. Современные школьники, привыкшие к широкому доступу к различным видам информации через различные типы СМИ,вряд ли заинтересуются сухим и монотонным изложением материала. Поэтому в курс включены демонстрация фильмов о Второй мировой войне и ВОВ, предполагается создание учителем презентаций в Power Point с использованием фотографий времен ВОВ, карт и других наглядных материалов.
На одном из занятий планирует поход в местный музей, посвященный Великой Отечественной Войне.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Наименование тем, их содержание, объем в часах теоретических занятий.
1.1. Введение - 1 час
1.1.1 Знакомство с коллективом, обсуждение правил техники безопасности
1.1.2 Предмет и задачи курса.
1.2 СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны – 3 часа
1.2.1 Отличие между понятиями Вторая мировая война и Великая Отечественная Война
1.2.2 Знакомство с понятиями коммунизм, фашизм, оккупация
1.2.3 Гитлер и Сталин – характеристика личностей.
1.2.4 Знакомство и краткая характеристика основных Европейских государств
1.2.5Международные отношения в 30-е годы ХХ века.
1.2.5 Начало Второй мировой войны.
1.2.6 Оккупация Германией стран Европы.
1.3 Начало Великой Отечественной войны - 2 часа.
1.3.1 Причины нападения фашистской Германии на Советский Союз
1.3.2 План «Барбаросса»
1.3.3 Реакция Советского Союза на нападение
1.3.4 Боевые действия летом-осенью 1941г. Причины неудач Красной Армии.
1.3.4 Битва под Москвой.
1.4 Оккупационный режим на территории Советского Союза - 1 час.
1.4.1 Знакомство с понятиями оккупация, геноцид
1.4.2 Условия жизни населения во время фашистской оккупации земель
1.4.3 Политика геноцида.
1.5 Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории - 2 часа.
1.5.1 Характеристика понятий подпольная борьба, партизанское движение
1.5.2 Причины возникновения партизанского движения
1.5.3 Боевые действия партизан.
1.5.3 Взаимоотношения партизан и населения.
1.5.4 Значение партизанской войны для победы.
1.6 События на фронтах войны. - 1 часа
1.6.1 Патриотизм советских солдат как залог победы
1.6.2 Сталинградская и Курская битва. Перелом в ходе войны.
1.6.3 Военные события за пределами Советского Союза: общая характеристика
1.7 Советский тыл в годы войны 1 час
1.7.1 Общая характеристика понятий тыл, эвакуация
1.7.2 Жизнь советских людей в тылу
1.7.3 Вклад работников тыла в победу советского народа
1.8 Быт советских людей во время Второй мировой войны – 1 час
1.8.1 Быт солдат в полевых условиях.
1.8.2 Условия жизни в блокадных городах
1.9 Мой край во время Великой Отечественной Войны – 1 час
1.9.1 Родной край во время оккупации
1.9.2 Изгнание немецко-фашистких захватчиков с территории родного края
1.9.3 Герои ВОВ – мои земляки
1.10 Завершение Великой Отечественной войны и Второй мировой войны - 3 часа
1.10.1 Изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР
1.10.2 Понятие Первого и Второго фронта
1.10.3Открытие Второго фронта. Освободительная миссия Красной Армии.
1.10.4 Взятие Берлина – роль Красной армии
1.10.5 Разгром фашистской Германии.
1.10.6 Хиросима и Нагасаки – трагедия в Японии.
1.10.7 Завершение Второй мировой войны
1.11 Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн - 2 часа
1.11.1 Международное значение победы над Германией и ее союзниками.
1.11.2 Людские и материальные потери.
1.11.3 Создание ФРГ и ГДР
1.11.4 Вклад российского народа в разгром фашистской Германии.
1.12. Герои ВОВ – их подвиг бессмертен
1.12.1 Понятие героизма.
1.12.2 Кого можно считать героем?
1.12.3 Города-герои

2. Практические занятия, их содержание и объем в часах

2.1 Герои рядом с нами – 2 часа
Занятие строится в форме дискуссии. Дети рассказывают о своих родственниках, соседях, которые принимали участие в боевых действиях или жили в тылу во время Великой Отечественной войны.
2.2. Тема войны в музыкальных произведениях– 2 часа
Учитель разучивает вместе с детьми известные песни с военной тематикой («Выходила на берег Катюша», «Синий платочек», «Смуглянка» и т.д.). На первом занятии разбираются слова песен, чтобы дети полностью понимали их смысл. На втором занятии учитель вместе с детьми исполняет эти песни под музыкальное сопровождение.
Дискутируются вопросы о значении песни для поддержания боевого духа солдат. Рассказывается история о создании этих песен (например, взаимосвязь названия песни и боевой машины «Катюша»).
2.3 Тема войны в литературных произведениях. - 2 часа
Учитель подбирает литературные произведения военной тематики, которые могут быть поняты и осмысленны младшими школьниками. Зачитывает отрывки из них, обсуждает общую идею, героев, мотивы их поступков. На следующее занятие детям предлагается выучить один из стихов на военную тематику из списка, предложенного учителем.
2.4 Отражение войны в документальных и художественных фильмах – 2 часа
Учитель подбирает отрывки из военных фильмов, показывает их детям. После просмотра идет процесс обсуждения увиденного
2.5 Никто не забыт, ничто не забыто – 2 часа
Урок-экскурсия. Учитель составляет экскурсионный маршрут по памятникам, посвященным сражениям и героям ВОВ. Во время посещения памятников и исторических мест, учащиеся получают краткую информацию о каждом из них.
2.6 Посещение исторического музея (выставка связанная с событиями ВОВ) – 2 часа

Требования к помещению, в котором будут проходить занятия, стандартные. Из оборудования необходим проектор, компьютер.
При организации уроков-экскурсий и итогового концерта необходима помощью других учителей, родителей, экскурсоводов.


Скачать полную версию работы.


Получить СМС код


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 


 
Авторизация
Статьи
Архив
Рефераты
Дипломы
Курсовые
Голосование
Каким образом Вы сдаете зачеты или экзамены в своем вузе?
1) Старательно готовлюсь весь семестр, пытаюсь не пропускать лекционные и практические занятия, читаю научную литературу.
2) Сажусь за учебу в последнюю ночь и стараюсь выучить большинство вопросов
3) Списываю на каждом экзамене или зачете
4) Плачу преподавателям за хорошие оценки

Спонсоры