Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Категория: Курсовые
Содержание
Введение 3
1. Сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации 4
2. Развитие избирательного права в России 12
3. Основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ 17
4. Гарантии избирательных прав граждан РФ 28
Заключение 32
Список литературы 34
Введение
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и предпринимательской деятельности путем назначения. Однако и на-значения по на высший пост в органах исполнительной власти и судебной вла-сти осуществляется выборными органами. Таким образом, выборы дают выс-шую изначальную легитимность всей структуре органов государственной вла-сти. В Российском государстве на Федеральном уровне прямым способом изби-рается одна палата Федерального собрания - государственная Дума и глава го-сударства – Президент РФ. Именно в них воплощается высшая властеобразую-щая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей испол-нительной и судебной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму пря-мого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через вы-боры граждане оказывают воздействие на формирование органов государст-венной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении го-сударственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законо-послушания граждан, избежать острых социальных срывов, а может и право-вых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократиче-ские выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.
Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формаль-ные выборы, которые являли собой сплошной фарс.
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводятся на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлин-ный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа на основе которых мо-жет быть создана демократическая власть. Политические партии как раз спо-собствуют формированию такого большинства.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного едино-душия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мни-мый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который ино-гда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обще-стве, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на вы-борах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с избирательным правом и избирательной системой в Российской Федерации.
Задачи работы:
- Определить сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации
- Рассмотреть развитие избирательного права в России
- Охарактеризовать основные этапы и принципы современного избира-тельного процесса в РФ
- Определить гарантии избирательных прав граждан РФ.
1. Сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации
Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория – это институт конституционного права, представляющий собой сис-тему правовых норм, сформулированных и содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права), регулирующих общест-венные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливающих их права и обязанности в сфере осуществления народовла-стия -–выборов в органы государственной власти и выборные органы государ-ственного самоуправления.
Современное избирательное право должно соответствовать определенным международно-правовым стандартам, выработанным, в основном, после второй мировой войны, когда интенсивно начался процесс переосмысления политиче-ских и гражданских прав и свобод человека. Эти права стали предметом при-стального внимания международных организаций и вскоре приобрели характер не только внутреннего дела отдельных государств, но и межгосударственное значение.
Важнейшие из них получили закрепление в международных правовых ак-тах. Например, всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас-самблеей ООН в 1948 году, гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного или же посредством других форм, обеспечивающих свободу голосования».
С ней перекликается международный пакт о гражданских и политических правах, понятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, провозгласивший для каждого гражданина право «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных предста-вителей; голосовать и быть избранным на выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспе-чивающих свободное волеизъявление избирателей».
Содержание избирательного права – это облаченные в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, поли-тических партий, избирательных комиссий, других органов, наделенных пол-номочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотно-шений на различных этапах избирательной компании.
На основе опыта развития представительской демократии и международ-ных документов, в нормативных правовых актах закрепили ряд принципов из-бирательного права, составляющих его содержание.
К ним относятся:
- всеобщее, равное и прямое избирательное право;
- периодичность выборов;
- свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании;
- гласность и открытость выборов;
- независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение изби-рательных компаний, от органов государственной власти;
- предоставление равных возможностей кандидатам для предвыборной агитации;
- состязательность претендентов;
- возможность обжалования действий и решений участников, а так же ре-зультатов выборов в суд.
Содержанием избирательного права являются также положения, регламен-тирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избиратель-ских действий и принятие компетентными органами решений:
- по регистрации или учету избирателей;
- составлению списков избирателей;
- образованию избирательных округов;
- выдвижению и регистрации кандидатов;
- предвыборной агитации;
- проведению голосования и подведению его итогов.
Наконец, содержание избирательного права составляют положения, преду-сматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановления субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов.
Общественные отношения, в связи с выборами, возникают, изменяются и прекращаются при наступлении юридических фактов, то есть, определенных обстоятельств, ситуаций, событий, условий и временных периодов, с которыми законодательство связывает эти отношения.
Признание тех или иных обстоятельств или условий юридическими фак-тами осуществляется органами государства или иными правомочными органа-ми в зависимости от условий выборов, а так же этапов выборов и избиратель-ных процедур.
Избирательное право принято так же рассматривать как гарантированное государством право граждан участвовать в выборах. Различают активное и пас-сивное избирательное право.
Активное избирательное право – прямое или косвенное право граждан об-ладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов Государственной Думы, главу государства), органов местного самоуправления, или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется пу-тем участия гражданина в голосовании на выборах или во время компании по отзыву избранного лица.
Пассивное избирательное право - это право граждан быть избранным в ор-ганы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права, оно реализуется, прежде всего, са-мим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по бо-лее сложной процедуре, и может заканчиваться избранием кандидата. Для этого требуется провести в определенной законом последовательности целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса, начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве канди-дата, до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов.
Реализация гражданином пассивного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной компании.
Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно только при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной компании, в том числе необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в за-коне числа избирателей.
Свои субъективные права граждане приобретают при достижении опреде-ленного возраста. При этом законодательными актами могут устанавливаться различные основания для приобретения активного и пассивного избирательно-го права.
Однако при достижении совершеннолетия, автоматически вовсе не следу-ет, что у гражданина одновременно появляется и пассивное избирательное пра-во. Для его приобретения устанавливаются дополнительные возрастные цензы в зависимости от характеров выборов.
Смысл возрастного ценза в том, чтобы предоставить возможность управ-лять страной гражданам, обладающим житейским навыком, широким кругозо-ром и достаточными знаниями об окружающей действительности, способным на основе своего собственного накопленного опыта принимать адекватные складывающейся обстановке решения.
Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти наро-да посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправ-ления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.
Главное в выборах то, что они являются формой осуществления граждана-ми принадлежащей им власти. Наиболее существенным признаком выборов яв-ляется прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.
Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в правлении государством, прежде всего активное и пассивное избира-тельское право, предоставляется гражданам конкретного государства, то есть лицам, обладающим гражданством. Избирательное право – право не просто че-ловека, а гражданина.
Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Актом, устанавливающим порядок формирования органов государствен-ной власти страны, является Федеральный закон «Об основных гарантиях из-бирательных прав граждан РФ», принятый в 1994 году. Этим актом определены основные гарантии избирательных прав граждан при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, других феде-ральных органов государственной власти, которые предусмотрены Конститу-цией России и избираются непосредственно гражданами в соответствии с Фе-деральными законами.
Гарантии, установленные данным актом действуют и при выборах в орга-ны государственной власти и субъектов РФ, а так же в органы местного само-управления. Субъекты Российской Федерации могут так же устанавливать и дополнительные гарантии избирательных прав граждан. Закон четко определя-ет широкий спектр гарантий избирательных прав на всех стадиях избиратель-ных компаний.
Порядок избрания Президента РФ регулируется Федеральным Законом РФ «О выборах Президента РФ», принятым в 1995 году. Ранее избрание первого президента Росси проводилось на основе Конституции РСФСР «О выборах пре-зидента РСФСР», принятого в 1991 году.
В новом законе о выборах подробно и точно урегулированы вопросы, свя-занные с организацией выборов Президента РФ, статусом избирательных объе-динений, которым принадлежит важная роль в процессе выдвижения кандида-тов на ложность Президента, с выдвижением кандидатов н должность Прези-дента РФ, со статусом кандидатов, с предвыборной агитацией, финансировани-ем выборов, голосованием и определением результатов выборов, вступлением в должность Президента, с ответственностью за нарушение избирательных прав граждан.
Выборы Президента РФ проводятся по единому Федеральному избира-тельному округу, который включает в себя всю территорию России.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на основании Федерального Закона «О выборах депута-тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятого в 1995 году.
Этот акт подробно урегулировал вопросы, связанные с избирательными органами и избирательными участками, списками избирательными комиссия-ми, избирательными объединениями, выдвижением и регистрацией кандидатов в депутаты, статусом кандидатов в депутаты, предвыборной агитацией, финан-сированием выборов, голосованием и определением результатов голосования, замещением вакантных мандатов депутатов, ответственных за нарушение изби-рательных прав граждан, методикой пропорционального распределения депу-татских мандатов.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, 225 депутатов избирают-ся на основе можуритарной системы по одномандатным (один округ – один де-путат) избирательным округам на основе единой нормы представительства из-бирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением образуе-мых субъектами РФ избирательных округов, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Единая норма устанавливается путем деления общего числа избирателей в России на 225 одномандатных избира-тельных округов. Еще 225 избирателей избираются на основе системы пропор-ционального представительства по общефедеральному округу.
Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямо-го избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать давление на гражданина РФ с целью принудить его к участию или не участию в выборах, а так же на его свободное волеизъявление.
Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательских прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны содействие гражданину РФ в реализации избирательских прав, установленных настоящим Федеральным Законом.
Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении воз-раста, установленного Конституцией РФ, настоящим Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и иными Федераль-ными Законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти, субъектов РФ - быть из-бранными в органы государственной власти и в выборные органы местного са-моуправления.
Гражданин РФ может избирать и быть избранным, независимо от пола, ра-сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежно-сти к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5 сентября 1997 года Государственной Думой Российской Федерации был принят закон «Об основных гарантиях избирательских прав и право на участие в референдуме граждан РФ». Этот Федеративный Закон определяет основные гарантии реализации гражданами РФ конститутационного права на участие в референдуме РФ, референдуме субъектов РФ, местного референдума, а так же право избирать и быть избранным в Федеративные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, иные Федераль-ные государственные органы и государственные органы субъектов РФ, преду-смотренные Конституцией РФ, Конституциями, уставами субъектов РФ, изби-раемые непосредственно гражданами, а так же в органы местного самоуправле-ния.
Настоящий Федеративный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Иными нормативными актами РФ и субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательских прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным Законом.
Демократические свободные и периодические выборы в органы государст-венной власти, органы местного самоуправления, а так же референдум являют-ся высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Го-сударством гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах и ре-ферендуме, защита демократических принципов и норм избирательного прав и права на участие в референдуме.
2. Развитие избирательного права в России
В Российской империи выборные демократические институты возникли в начале ХХ века в связи с относительно бурным развитием в тот период новых капиталистических общественных отношений, дальнейшим структурированием общества и ростом объективной потребности в расширении участия российских подданных в управлении государством. В этих условиях царем было учреждено парламентское учреждение с ограниченным представительством и урезанными законодательными полномочиями – Государственная Дума.
6 августа 1905 года были опубликованы «Манифест об учреждении Госу-дарственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». За-тем, с учетом особенностей общественно-политического развития было приня-то новое «Положение о выборах в Государственную Думу» 3 июня 1907 года с разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел. Указанные акты послужили основой для выборов Государственной Думы че-тырех созывов (в 1906 году, дважды в 1907 году а так же в 1912 году).
Сословная обособленность, многостепенность выборов, устранение от вы-боров громадного числа трудового населения страны в связи с существованием различных цензов (оседлости, имущественного и других) – таковы основные черты этих актов.
Избрание членов Государственной Думы по губерням и областям произво-дилось губернскими избирательными собраниями, состоящими из выборщиков, избираемых на съездах, землевладельцев, городских избирателей или крестьян. В выборах получили права участвовать лица, обладающие определенным иму-щественным цензом, а именно:
- собственники недвижимого имущества; лица, уплачивающие промысло-вый налог (торговцы, фабриканты); получающие пенсию или жалование по службе; снимающие отдельную квартиру; крестьяне – домохозяева; рабочие и служащие тех фабрик и заводов, где было не менее 50-ти рабочих.
В выборах не участвовали женщины, лица моложе 25-ти лет, лица, обу-чающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, бродячие ино-родцы, малоимущие лица и другие категории населения.
Для рабочих была установлена система трех степенных выборов.
Первый этап – выборы уполномоченных (по одному от предприятия, а ес-ли на предприятии работало свыше 1000 человек, то по одному на каждую пол-ную тысячу).
На втором этапе уполномоченные избирали на съезде выборщиков, кото-рые на третьем этапе в составе губернского избирательного собрания выбирали членов Государственной Думы.
Крестьяне-домохозяева участвовали в четырех степенных выборах: снача-ла они избирали членов волостного схода, затем на волостном сходе избира-лись двое уполномоченных, которые в свою очередь на съезде избирали вы-борщиков, выборщики входили в состав губернского избирательного собрания, которое и избирало членов Государственной Думы.
Организацию и контроль за проведением выборов осуществляет местная администрация, непосредственно привлекая органы полиции. Общая организа-ция и контроль за проведением выборов были возложены на структурно вхо-дящий в Министерство внутренних дел отдел Особого делопроизводства де-партамента полиции.
Первая Конституция РСФСР 1918 года заложила основы избирательной системы для начального этапа советского периода истории России. Она прежде всего запретила классовый подход к формированию органов власти и управле-ния, декларировала выборность всех органов снизу доверху. Высшими органа-ми власти и общего управления стали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком.
Правом избирать и быть избранными пользовались российские граждане, достигшие ко дню выборов 18 – летнего возраста, независимо от пола, вероис-поведания, национальности и оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда. Избирательными правами были наделены также военнослужащие Совет-ской Армии и Флота, а также, проживающие на территории России иностранцы из рабочих или крестьян.
Этих прав лишались лица, прибегающие к наемному труду, лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы предприятий, поступле-ния с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посред-ники, монахи и духовные служители церкви и религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Не обладали избирательными правами душевнобольные и состоящие под опекой умалишенные лица, а также осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом.
Конституция СССР 1936 года существенно изменила как систему органов государственной власти, так и избирательную систему. Советы депутатов тру-дящихся составили единую систему представительных органов государствен-ной власти.
Внешним органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Со-вет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч человек населения. Совет национальностей избирал-ся гражданами союзных и автономных республик, автономных областей и на-циональных округов по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депута-тов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от автономного округа. Местными органами государственной власти стали Со-веты депутатов трудящихся.
Все советы являлись выборными органами. Выборы проводились на осно-ве всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова-нии. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
В 1988 году в рамках проводимых в СССР и союзных республик реформ в области государственного строительства в очередную Конституцию СССР, ко-торая была в 1977 году, вносятся изменения и дополнения, в соответствии с ко-торыми высшим органом государственной власти становиться съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов, избираемых в равных долях от территориально-избирательных округов, национально- территориальных изби-рательных округов и от общесоюзных общественных организаций. Верховный Совет РФ становится постоянно действующим законодательным, распоряди-тельным и контрольным органом государственной власти СССР, избираемым Съездом Народных депутатов СССР из числа народных депутатов ССР.
Реформы затронули и избирательную систему: в новой редакции Консти-туции говорилось, что выборы народных депутатов проводятся по одномандат-ным и многомандатным округам на основе всеобщего, равного и прямого изби-рательного права при тайном голосовании (но это не касалось порядка избра-ния народных депутатов от общественных организаций).
Характеризуя советский этап избирательного права и применяемые в это время избирательные системы, следует отметить, что принципы избирательно-го права и построения избирательных систем закреплялись в советских Консти-туциях, находили дальнейшее развитие и регламентацию в законах и иных нормативных правовых актах. Но избирательные компании во многом носили чрезмерно заорганизованный и формальный характер, выборы, как правило, проводились на безальтернативной основе и их результаты, поэтому были предрешены.
Современный этап развития избирательного права и избирательной систе-мы РФ берет свое начало с конца 1993 года. Указом Президента РФ «О поэтап-ной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 года было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, исходя из принци-пиальных положений существовавшего к тому времени проекту Конституции РФ, были утверждены положения о федеральных органах власти, Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах Федерального Собрания РФ.
После проведения первых выборов в Федеральное Собрание РФ и приня-тия в результате всенародного голосования новой Конституции РФ (декабрь 1993 года), продолжалось развитие избирательного права, теперь уже на кон-ституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов РФ бы-ли приняты пакеты законодательственных и иных актов, содержащих нормы избирательного права.
В настоящее время основными источниками современного избирательного права являются:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 25 сентября 1994 г.;
3. ФЗ «О выборах Президента РФ» от 17 мая 1995 г.;
4. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21 июня 1995 г.;
5. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995г.;
6. ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г.;
7. Конституции, уставы, законодательные и иные нормативно-правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ о выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а так же о выборах в органы местного самоуправления;
8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, связанным с выбора-ми в органы местного самоуправления.
3. Основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ
Рассмотрим основные этапы избирательного процесса на примере феде-ральных выборов.
1. Процедура или этап назначения выборов. В соответствии с Консти-туцией РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федераций Федерального собрания РФ.
По Федеральному закону о выборах президента, днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня избрания Прези-дента. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4-х месяцев.
Согласно ст. 84 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Ду-мы первого созыва назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избра-на Государственная Дума прежнего созыва.
В случае, если Совет Федерации не назначит выборов Президента в уста-новленный срок или Президент не назначит выборы депутатов Государствен-ной Думы в установленный срок, выборы проводятся Центральной избиратель-ной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в ко-тором истекают полномочие Президента или депутатов Государственной Думы.
2. Образование избирательных округов или избирательных участков.
Выборы Президента РФ проводятся по единому избирательному феде-ральному округу, включающему в себя всю территорию России.
Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, на всей терри-тории РФ образуются 225 одномандатных избирательных округов, которые должны отвечать следующим требованиям:
- равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10% , а в трудно доступных и отдаленных районах – не более 15%;
- должны образовывать единую территорию.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, глава мест-ной администрации образует на позднее, чем за 60 дней до выборов, по согла-сованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией, изби-рательные участки.
Участки образуются с соблюдением следующих требований:
- не более 3000 тысяч избирателей на каждом избирательном участке;
- учет границ административно – территориального деления в субъекте РФ;
- недопустимость пересечения границ избирательных участков.
3. Формирование избирательных комиссий .
Подготовку и проведение выборов на федеральном уровне обеспечивают:
- центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется в соответствии с ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок полномочий комиссии – 4 года. Она состоит из 15 членов. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование или учетную степень в облас-ти права.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными и исполнительными органами государст-венной власти субъектов РФ на основе предложений общественных объедине-ний, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Избирательные комиссии субъекта Российской Федерации состоит из 10 – 14 человек. Избирательная комиссия субъекта РФ является юридическим лицом и действует на постоянной основе.
Окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандат-ном избирательном округе законодательными и исполнительными органами го-сударственной власти субъектов РФ, не позднее, чем за 92 дня до выборов Пре-зидента РФ в количестве 8 – 14 человек.
Территориальные избирательные комиссии формируются на позднее, чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5 – 9 человек. Состав этих комиссий назначается выборными органами местного самоуправления.
Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее, чем за 44 дня до дня выборов в количест-ве 5 – 10 человек.
Каждое звено избирательных комиссий действует в соответствии с полно-мочиями, возложенными на него законодательными актами. Окружные избира-тельные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной из-бирательной комиссии РФ.
Срок полномочий территориальных и участковых избирательных комис-сий истекает после официального опубликования общих результатов выборов, либо в иной срок, установленный законом.
4. Составление списков избирателей .
Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на ос-новании данных, представленных по установленной форме главой местной ад-министрации.
Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по со-стоянию на 1 января и на 1 июля каждого года осуществляет глава местной ад-министрации. Данные об избирателях он направляет в избирательную комис-сию не позднее, чем за 40 дней до выборов.
В список избирателей включаются все граждане РФ, обладающие актив-ным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в списки избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории данного избирательного участка.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Выдвижение кандидатов на должность Президента РФ может произво-диться избирательными объединениями или блоками, а так же непосредственно избирателями.
Выдвижение кандидата производится на съезде избирательного объедине-ния. Избирательное объединение или блок вправе выдвинуть только одного кандидата, в том числе и лицо, не являющееся членом избирательного блока или объединения.
Введение 3
1. Сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации 4
2. Развитие избирательного права в России 12
3. Основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ 17
4. Гарантии избирательных прав граждан РФ 28
Заключение 32
Список литературы 34
Введение
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и предпринимательской деятельности путем назначения. Однако и на-значения по на высший пост в органах исполнительной власти и судебной вла-сти осуществляется выборными органами. Таким образом, выборы дают выс-шую изначальную легитимность всей структуре органов государственной вла-сти. В Российском государстве на Федеральном уровне прямым способом изби-рается одна палата Федерального собрания - государственная Дума и глава го-сударства – Президент РФ. Именно в них воплощается высшая властеобразую-щая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей испол-нительной и судебной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму пря-мого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через вы-боры граждане оказывают воздействие на формирование органов государст-венной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении го-сударственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законо-послушания граждан, избежать острых социальных срывов, а может и право-вых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократиче-ские выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.
Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формаль-ные выборы, которые являли собой сплошной фарс.
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводятся на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлин-ный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа на основе которых мо-жет быть создана демократическая власть. Политические партии как раз спо-собствуют формированию такого большинства.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного едино-душия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мни-мый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который ино-гда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обще-стве, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на вы-борах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с избирательным правом и избирательной системой в Российской Федерации.
Задачи работы:
- Определить сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации
- Рассмотреть развитие избирательного права в России
- Охарактеризовать основные этапы и принципы современного избира-тельного процесса в РФ
- Определить гарантии избирательных прав граждан РФ.
1. Сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации
Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория – это институт конституционного права, представляющий собой сис-тему правовых норм, сформулированных и содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права), регулирующих общест-венные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливающих их права и обязанности в сфере осуществления народовла-стия -–выборов в органы государственной власти и выборные органы государ-ственного самоуправления.
Современное избирательное право должно соответствовать определенным международно-правовым стандартам, выработанным, в основном, после второй мировой войны, когда интенсивно начался процесс переосмысления политиче-ских и гражданских прав и свобод человека. Эти права стали предметом при-стального внимания международных организаций и вскоре приобрели характер не только внутреннего дела отдельных государств, но и межгосударственное значение.
Важнейшие из них получили закрепление в международных правовых ак-тах. Например, всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас-самблеей ООН в 1948 году, гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного или же посредством других форм, обеспечивающих свободу голосования».
С ней перекликается международный пакт о гражданских и политических правах, понятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, провозгласивший для каждого гражданина право «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных предста-вителей; голосовать и быть избранным на выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспе-чивающих свободное волеизъявление избирателей».
Содержание избирательного права – это облаченные в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, поли-тических партий, избирательных комиссий, других органов, наделенных пол-номочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотно-шений на различных этапах избирательной компании.
На основе опыта развития представительской демократии и международ-ных документов, в нормативных правовых актах закрепили ряд принципов из-бирательного права, составляющих его содержание.
К ним относятся:
- всеобщее, равное и прямое избирательное право;
- периодичность выборов;
- свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании;
- гласность и открытость выборов;
- независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение изби-рательных компаний, от органов государственной власти;
- предоставление равных возможностей кандидатам для предвыборной агитации;
- состязательность претендентов;
- возможность обжалования действий и решений участников, а так же ре-зультатов выборов в суд.
Содержанием избирательного права являются также положения, регламен-тирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избиратель-ских действий и принятие компетентными органами решений:
- по регистрации или учету избирателей;
- составлению списков избирателей;
- образованию избирательных округов;
- выдвижению и регистрации кандидатов;
- предвыборной агитации;
- проведению голосования и подведению его итогов.
Наконец, содержание избирательного права составляют положения, преду-сматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановления субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов.
Общественные отношения, в связи с выборами, возникают, изменяются и прекращаются при наступлении юридических фактов, то есть, определенных обстоятельств, ситуаций, событий, условий и временных периодов, с которыми законодательство связывает эти отношения.
Признание тех или иных обстоятельств или условий юридическими фак-тами осуществляется органами государства или иными правомочными органа-ми в зависимости от условий выборов, а так же этапов выборов и избиратель-ных процедур.
Избирательное право принято так же рассматривать как гарантированное государством право граждан участвовать в выборах. Различают активное и пас-сивное избирательное право.
Активное избирательное право – прямое или косвенное право граждан об-ладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов Государственной Думы, главу государства), органов местного самоуправления, или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется пу-тем участия гражданина в голосовании на выборах или во время компании по отзыву избранного лица.
Пассивное избирательное право - это право граждан быть избранным в ор-ганы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права, оно реализуется, прежде всего, са-мим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по бо-лее сложной процедуре, и может заканчиваться избранием кандидата. Для этого требуется провести в определенной законом последовательности целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса, начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве канди-дата, до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов.
Реализация гражданином пассивного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной компании.
Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно только при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной компании, в том числе необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в за-коне числа избирателей.
Свои субъективные права граждане приобретают при достижении опреде-ленного возраста. При этом законодательными актами могут устанавливаться различные основания для приобретения активного и пассивного избирательно-го права.
Однако при достижении совершеннолетия, автоматически вовсе не следу-ет, что у гражданина одновременно появляется и пассивное избирательное пра-во. Для его приобретения устанавливаются дополнительные возрастные цензы в зависимости от характеров выборов.
Смысл возрастного ценза в том, чтобы предоставить возможность управ-лять страной гражданам, обладающим житейским навыком, широким кругозо-ром и достаточными знаниями об окружающей действительности, способным на основе своего собственного накопленного опыта принимать адекватные складывающейся обстановке решения.
Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти наро-да посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправ-ления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.
Главное в выборах то, что они являются формой осуществления граждана-ми принадлежащей им власти. Наиболее существенным признаком выборов яв-ляется прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.
Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в правлении государством, прежде всего активное и пассивное избира-тельское право, предоставляется гражданам конкретного государства, то есть лицам, обладающим гражданством. Избирательное право – право не просто че-ловека, а гражданина.
Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Актом, устанавливающим порядок формирования органов государствен-ной власти страны, является Федеральный закон «Об основных гарантиях из-бирательных прав граждан РФ», принятый в 1994 году. Этим актом определены основные гарантии избирательных прав граждан при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, других феде-ральных органов государственной власти, которые предусмотрены Конститу-цией России и избираются непосредственно гражданами в соответствии с Фе-деральными законами.
Гарантии, установленные данным актом действуют и при выборах в орга-ны государственной власти и субъектов РФ, а так же в органы местного само-управления. Субъекты Российской Федерации могут так же устанавливать и дополнительные гарантии избирательных прав граждан. Закон четко определя-ет широкий спектр гарантий избирательных прав на всех стадиях избиратель-ных компаний.
Порядок избрания Президента РФ регулируется Федеральным Законом РФ «О выборах Президента РФ», принятым в 1995 году. Ранее избрание первого президента Росси проводилось на основе Конституции РСФСР «О выборах пре-зидента РСФСР», принятого в 1991 году.
В новом законе о выборах подробно и точно урегулированы вопросы, свя-занные с организацией выборов Президента РФ, статусом избирательных объе-динений, которым принадлежит важная роль в процессе выдвижения кандида-тов на ложность Президента, с выдвижением кандидатов н должность Прези-дента РФ, со статусом кандидатов, с предвыборной агитацией, финансировани-ем выборов, голосованием и определением результатов выборов, вступлением в должность Президента, с ответственностью за нарушение избирательных прав граждан.
Выборы Президента РФ проводятся по единому Федеральному избира-тельному округу, который включает в себя всю территорию России.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на основании Федерального Закона «О выборах депута-тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятого в 1995 году.
Этот акт подробно урегулировал вопросы, связанные с избирательными органами и избирательными участками, списками избирательными комиссия-ми, избирательными объединениями, выдвижением и регистрацией кандидатов в депутаты, статусом кандидатов в депутаты, предвыборной агитацией, финан-сированием выборов, голосованием и определением результатов голосования, замещением вакантных мандатов депутатов, ответственных за нарушение изби-рательных прав граждан, методикой пропорционального распределения депу-татских мандатов.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, 225 депутатов избирают-ся на основе можуритарной системы по одномандатным (один округ – один де-путат) избирательным округам на основе единой нормы представительства из-бирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением образуе-мых субъектами РФ избирательных округов, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Единая норма устанавливается путем деления общего числа избирателей в России на 225 одномандатных избира-тельных округов. Еще 225 избирателей избираются на основе системы пропор-ционального представительства по общефедеральному округу.
Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямо-го избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать давление на гражданина РФ с целью принудить его к участию или не участию в выборах, а так же на его свободное волеизъявление.
Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательских прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны содействие гражданину РФ в реализации избирательских прав, установленных настоящим Федеральным Законом.
Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении воз-раста, установленного Конституцией РФ, настоящим Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и иными Федераль-ными Законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти, субъектов РФ - быть из-бранными в органы государственной власти и в выборные органы местного са-моуправления.
Гражданин РФ может избирать и быть избранным, независимо от пола, ра-сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежно-сти к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5 сентября 1997 года Государственной Думой Российской Федерации был принят закон «Об основных гарантиях избирательских прав и право на участие в референдуме граждан РФ». Этот Федеративный Закон определяет основные гарантии реализации гражданами РФ конститутационного права на участие в референдуме РФ, референдуме субъектов РФ, местного референдума, а так же право избирать и быть избранным в Федеративные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, иные Федераль-ные государственные органы и государственные органы субъектов РФ, преду-смотренные Конституцией РФ, Конституциями, уставами субъектов РФ, изби-раемые непосредственно гражданами, а так же в органы местного самоуправле-ния.
Настоящий Федеративный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Иными нормативными актами РФ и субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательских прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным Законом.
Демократические свободные и периодические выборы в органы государст-венной власти, органы местного самоуправления, а так же референдум являют-ся высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Го-сударством гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах и ре-ферендуме, защита демократических принципов и норм избирательного прав и права на участие в референдуме.
2. Развитие избирательного права в России
В Российской империи выборные демократические институты возникли в начале ХХ века в связи с относительно бурным развитием в тот период новых капиталистических общественных отношений, дальнейшим структурированием общества и ростом объективной потребности в расширении участия российских подданных в управлении государством. В этих условиях царем было учреждено парламентское учреждение с ограниченным представительством и урезанными законодательными полномочиями – Государственная Дума.
6 августа 1905 года были опубликованы «Манифест об учреждении Госу-дарственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». За-тем, с учетом особенностей общественно-политического развития было приня-то новое «Положение о выборах в Государственную Думу» 3 июня 1907 года с разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел. Указанные акты послужили основой для выборов Государственной Думы че-тырех созывов (в 1906 году, дважды в 1907 году а так же в 1912 году).
Сословная обособленность, многостепенность выборов, устранение от вы-боров громадного числа трудового населения страны в связи с существованием различных цензов (оседлости, имущественного и других) – таковы основные черты этих актов.
Избрание членов Государственной Думы по губерням и областям произво-дилось губернскими избирательными собраниями, состоящими из выборщиков, избираемых на съездах, землевладельцев, городских избирателей или крестьян. В выборах получили права участвовать лица, обладающие определенным иму-щественным цензом, а именно:
- собственники недвижимого имущества; лица, уплачивающие промысло-вый налог (торговцы, фабриканты); получающие пенсию или жалование по службе; снимающие отдельную квартиру; крестьяне – домохозяева; рабочие и служащие тех фабрик и заводов, где было не менее 50-ти рабочих.
В выборах не участвовали женщины, лица моложе 25-ти лет, лица, обу-чающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, бродячие ино-родцы, малоимущие лица и другие категории населения.
Для рабочих была установлена система трех степенных выборов.
Первый этап – выборы уполномоченных (по одному от предприятия, а ес-ли на предприятии работало свыше 1000 человек, то по одному на каждую пол-ную тысячу).
На втором этапе уполномоченные избирали на съезде выборщиков, кото-рые на третьем этапе в составе губернского избирательного собрания выбирали членов Государственной Думы.
Крестьяне-домохозяева участвовали в четырех степенных выборах: снача-ла они избирали членов волостного схода, затем на волостном сходе избира-лись двое уполномоченных, которые в свою очередь на съезде избирали вы-борщиков, выборщики входили в состав губернского избирательного собрания, которое и избирало членов Государственной Думы.
Организацию и контроль за проведением выборов осуществляет местная администрация, непосредственно привлекая органы полиции. Общая организа-ция и контроль за проведением выборов были возложены на структурно вхо-дящий в Министерство внутренних дел отдел Особого делопроизводства де-партамента полиции.
Первая Конституция РСФСР 1918 года заложила основы избирательной системы для начального этапа советского периода истории России. Она прежде всего запретила классовый подход к формированию органов власти и управле-ния, декларировала выборность всех органов снизу доверху. Высшими органа-ми власти и общего управления стали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком.
Правом избирать и быть избранными пользовались российские граждане, достигшие ко дню выборов 18 – летнего возраста, независимо от пола, вероис-поведания, национальности и оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда. Избирательными правами были наделены также военнослужащие Совет-ской Армии и Флота, а также, проживающие на территории России иностранцы из рабочих или крестьян.
Этих прав лишались лица, прибегающие к наемному труду, лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы предприятий, поступле-ния с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посред-ники, монахи и духовные служители церкви и религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Не обладали избирательными правами душевнобольные и состоящие под опекой умалишенные лица, а также осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом.
Конституция СССР 1936 года существенно изменила как систему органов государственной власти, так и избирательную систему. Советы депутатов тру-дящихся составили единую систему представительных органов государствен-ной власти.
Внешним органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Со-вет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч человек населения. Совет национальностей избирал-ся гражданами союзных и автономных республик, автономных областей и на-циональных округов по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депута-тов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от автономного округа. Местными органами государственной власти стали Со-веты депутатов трудящихся.
Все советы являлись выборными органами. Выборы проводились на осно-ве всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова-нии. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
В 1988 году в рамках проводимых в СССР и союзных республик реформ в области государственного строительства в очередную Конституцию СССР, ко-торая была в 1977 году, вносятся изменения и дополнения, в соответствии с ко-торыми высшим органом государственной власти становиться съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов, избираемых в равных долях от территориально-избирательных округов, национально- территориальных изби-рательных округов и от общесоюзных общественных организаций. Верховный Совет РФ становится постоянно действующим законодательным, распоряди-тельным и контрольным органом государственной власти СССР, избираемым Съездом Народных депутатов СССР из числа народных депутатов ССР.
Реформы затронули и избирательную систему: в новой редакции Консти-туции говорилось, что выборы народных депутатов проводятся по одномандат-ным и многомандатным округам на основе всеобщего, равного и прямого изби-рательного права при тайном голосовании (но это не касалось порядка избра-ния народных депутатов от общественных организаций).
Характеризуя советский этап избирательного права и применяемые в это время избирательные системы, следует отметить, что принципы избирательно-го права и построения избирательных систем закреплялись в советских Консти-туциях, находили дальнейшее развитие и регламентацию в законах и иных нормативных правовых актах. Но избирательные компании во многом носили чрезмерно заорганизованный и формальный характер, выборы, как правило, проводились на безальтернативной основе и их результаты, поэтому были предрешены.
Современный этап развития избирательного права и избирательной систе-мы РФ берет свое начало с конца 1993 года. Указом Президента РФ «О поэтап-ной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 года было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, исходя из принци-пиальных положений существовавшего к тому времени проекту Конституции РФ, были утверждены положения о федеральных органах власти, Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах Федерального Собрания РФ.
После проведения первых выборов в Федеральное Собрание РФ и приня-тия в результате всенародного голосования новой Конституции РФ (декабрь 1993 года), продолжалось развитие избирательного права, теперь уже на кон-ституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов РФ бы-ли приняты пакеты законодательственных и иных актов, содержащих нормы избирательного права.
В настоящее время основными источниками современного избирательного права являются:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 25 сентября 1994 г.;
3. ФЗ «О выборах Президента РФ» от 17 мая 1995 г.;
4. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21 июня 1995 г.;
5. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995г.;
6. ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г.;
7. Конституции, уставы, законодательные и иные нормативно-правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ о выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а так же о выборах в органы местного самоуправления;
8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, связанным с выбора-ми в органы местного самоуправления.
3. Основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ
Рассмотрим основные этапы избирательного процесса на примере феде-ральных выборов.
1. Процедура или этап назначения выборов. В соответствии с Консти-туцией РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федераций Федерального собрания РФ.
По Федеральному закону о выборах президента, днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня избрания Прези-дента. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4-х месяцев.
Согласно ст. 84 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Ду-мы первого созыва назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избра-на Государственная Дума прежнего созыва.
В случае, если Совет Федерации не назначит выборов Президента в уста-новленный срок или Президент не назначит выборы депутатов Государствен-ной Думы в установленный срок, выборы проводятся Центральной избиратель-ной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в ко-тором истекают полномочие Президента или депутатов Государственной Думы.
2. Образование избирательных округов или избирательных участков.
Выборы Президента РФ проводятся по единому избирательному феде-ральному округу, включающему в себя всю территорию России.
Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, на всей терри-тории РФ образуются 225 одномандатных избирательных округов, которые должны отвечать следующим требованиям:
- равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10% , а в трудно доступных и отдаленных районах – не более 15%;
- должны образовывать единую территорию.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, глава мест-ной администрации образует на позднее, чем за 60 дней до выборов, по согла-сованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией, изби-рательные участки.
Участки образуются с соблюдением следующих требований:
- не более 3000 тысяч избирателей на каждом избирательном участке;
- учет границ административно – территориального деления в субъекте РФ;
- недопустимость пересечения границ избирательных участков.
3. Формирование избирательных комиссий .
Подготовку и проведение выборов на федеральном уровне обеспечивают:
- центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется в соответствии с ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок полномочий комиссии – 4 года. Она состоит из 15 членов. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование или учетную степень в облас-ти права.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными и исполнительными органами государст-венной власти субъектов РФ на основе предложений общественных объедине-ний, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Избирательные комиссии субъекта Российской Федерации состоит из 10 – 14 человек. Избирательная комиссия субъекта РФ является юридическим лицом и действует на постоянной основе.
Окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандат-ном избирательном округе законодательными и исполнительными органами го-сударственной власти субъектов РФ, не позднее, чем за 92 дня до выборов Пре-зидента РФ в количестве 8 – 14 человек.
Территориальные избирательные комиссии формируются на позднее, чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5 – 9 человек. Состав этих комиссий назначается выборными органами местного самоуправления.
Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее, чем за 44 дня до дня выборов в количест-ве 5 – 10 человек.
Каждое звено избирательных комиссий действует в соответствии с полно-мочиями, возложенными на него законодательными актами. Окружные избира-тельные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной из-бирательной комиссии РФ.
Срок полномочий территориальных и участковых избирательных комис-сий истекает после официального опубликования общих результатов выборов, либо в иной срок, установленный законом.
4. Составление списков избирателей .
Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на ос-новании данных, представленных по установленной форме главой местной ад-министрации.
Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по со-стоянию на 1 января и на 1 июля каждого года осуществляет глава местной ад-министрации. Данные об избирателях он направляет в избирательную комис-сию не позднее, чем за 40 дней до выборов.
В список избирателей включаются все граждане РФ, обладающие актив-ным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в списки избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории данного избирательного участка.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Выдвижение кандидатов на должность Президента РФ может произво-диться избирательными объединениями или блоками, а так же непосредственно избирателями.
Выдвижение кандидата производится на съезде избирательного объедине-ния. Избирательное объединение или блок вправе выдвинуть только одного кандидата, в том числе и лицо, не являющееся членом избирательного блока или объединения.
|